Главная Форум

  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3

ТЕМА: О полетах летчика В.М.Баранова в Гремиху

О полетах летчика В.М.Баранова в Гремиху 21.01.2018 19:18 #1

В Гремиху чаще других летали вертолеты 830 оплвп ВВС Северного флота. Интересны воспоминания летчика этого полка Баранова Виктора Михайловича, который летал к нам в 70-х годах.
Вот одно из них:
« А ещё один был случай ( их было много ). Под новый 73 год я со своим экипажем летел на Лумбовку на смену экипажа Герасимова. Мороз был под 40 ( что это редко было) . В тундре километров 90- увидели идущего человека в сторону Гремихи. Летели в сумерках. Мы подсели , бортач Ганя Новиков , опустил трап и мы его забрали на борт. Спросили как ты здесь оказался и куда идёшь ( на лыжах) Он сказал , что идёт он по " дороге" и идет на партсобрание в Гремиху. В пути уже третьи сутки. Это был оленевод с Краснощелья. По его рассказу , у него в Гремихе жена и живет он в доме у стадиона. Я сел на стадионе, тогда ещё площадки у угольного склада не было и мы садились на стадион. Вообщем мы его высадили рядом с домом (он был недалеко). Он нас По возможности , пригласил в гости. Далее мы взлетели и сели в Лумбовке и вовремя. Поднялась пурга, снег зарядами. Экипаж Герасимова не улетел и мы Новый год три дня отмечали вместе. Правый был у меня Тарас Бровко , борттехник Ганя Новиков. Только через трое суток Герасимов улетел. В один из дней я по нуждам ВМБ мы летали в Гремиху, привезли рыбки ( немножко). Встречались с Комдивом А.Михайловским. Вручил он нам Знаки " 30 лет ВМБ Гремиха". Погостили у него ( вообще подводники очень гостеприимны). Т.К. наступила ночь и заряды нас устроили в гостинице гарнизона, поставив охрану у вертолета. На следующий день нас накормили и по нашей просьбе отвели в гости к оленеводу (фамилию - жаль забыл). Жена оленевода подарила нам лопарские унты и нашим женам тоже. Угостили , по-лопарски приготовленной олениной и с собой для семьи.С этим оленеводом я ещё раз встречался когда он оказался на Лумбовке (у него много оленей ушло из стада). В общем мы с ним на борту нашли оленей. Нарты были у меня на борту. Мы его высадили с собакой Черныш. Пожали друг другу руки. Стали братьями, как он сказал. Правда из-за службы я с ним больше не встречался, а он по своей службе -тоже. Их жизнь проходила в тундре. Все подаренные знаки у меня до сих пор в коллекции- как память.»

На фото - Баранов В.М. и его ласточка:


8_.jpeg
Изменено: 04.02.2018 20:57 от Штефанов Д.Б..

О полетах летчика В.М.Баранова в Гремиху 28.01.2018 12:11 #2

Интересно. Пишите ещё.
Гремиха форева!
Спасибо сказали: Штефанов Д.Б.

О полетах летчика В.М.Баранова в Гремиху 29.01.2018 14:31 #3

Спасибо! По мере добывания информации продолжу.
Авиационная Гремиха - тема большая!

О полетах летчика В.М.Баранова в Гремиху 30.01.2018 20:06 #4

Ещё рассказ летчика В.М. Баранова о полете на Лумбовку с заходом в Гремиху в летом 1977 года.

Итак в один из дней лета 1977 года Командующий авиацией СФ генерал-лейтенант Ручков Виктор Евтихьевич, изыскал время для личного ознакомления с полигоном Лумбовка - жизнь, быт, служба личного состава. Дело было конец июня - начало июля. Не стал смотреть летную книжку - когда это конкретно, это же не хроника моих полетов. Оперативный ВВС предложил мне (считай приказал) взять машину "Ми-8 пс "салон", всё-таки Командующего повезешь". Собственно я и не возражал. т.к у меня в звене их " салонов" было три. Два Казанских №25 и №26 и наш местный №23 переделанный в ДАРМЕ на Североморске-1. И к тому же я знал , что на Лумбовке есть топливозаправщик на стареньком ЗиЛ-157. Но Оперативный, отправляя меня в этот полет, не предупредил, что на Лумбовку топливо не завезли и его там нет.
Взлетели мы со спокойной душой. При прохождении реки Харловка погода начала портиться. Прошел речку Дроздовка, погода совсем испортилась, облака легли на землю. Я понял, что по тундре мы не пройдем. Выручала как всегда "аэродинамическая труба"- вдоль берега. Это моё выражение. Много раз она нас выручала. У берега всегда облака поднимались в сторону тундры и там ложились. А вдоль берега на высоте 10-15 м можно было лететь. Вот по этой " трубе"с расстояния 30-40км мы подошли к Гремихе. Я запросил проход у " Занозы" Гремихи. Доложил, что иду на "Постройку" т.е. Лумбовку. Пересекая по долине маленькой речушки на Святом Носу, радист сказал мне топлива на " Постройке" нет. Но развернуться в этой речушке я не мог. Это как в ущелье в горах. Пересек Святой Нос и в низ под берег. На высоте до 5 метров и видимости до 50 м мы на скорости 60 км/ч над водой потопали. Речку Лумбовку определили по цвету воды. Цвет речки отличается от морской своей некоторой желтизной. Пересекли речку Лумбовка и тут в последний момент я вспомнил, что у казарм матросов стоит вышка с антеннами. Отвернули и плюхнулись на металлическую площадку.
Вылезли из кабины. Именно вылезли. Ноги подкашиваются. Я сел, Виктор Евтихьевич сунул мне сигарету в рот (хотя я не куру) "Всё, успокойся, сидим".
Сутки Командующий занимался своими запланированными делами. Довольный. Мне кажется, это единственный Командующий, который вот так побывал на полигоне. Запросто общался с личным составом и матросами тоже. Весь личный состав на следующий день провожал нас в обратный полет. Ничего не предвещало. Единственно на душе кошки скребли - топливо-то в обрез. На боевой машине мы летали до Лумбовки и обратно домой на Североморск-2, могли не дозаправляться, но на пределе. А на " Салоне" в лучшем случае могли дотянуть на полпути. Т.о. задача стояла пробиться на Гремиху. Там топливо для наших вертолетов всегда было. Моряки , запасливый народ и гостеприимный. Я до сих пор благодарен МОРЯКАМ Гремихи. Пишу с большой буквой. РЕБЯТА, я вас всегда и до сих пор помню, как в авиации говорят ++++.
Взлетели с Лумбовки, я передал " Постройке" что буду на "Занозе" через 20 мин.. На земле ещё обговорили с Нач. полигона майором Мартыновым, чтобы он по проводной связался с Гремихой , чтобы к нашему прилету на площадку пригнали ТЗ (у них ТЗ на базе " Урала"Подмигивает. Минут 5 полета и мы поняли что перевалить напрямую по тундре в районе Святого Носа мы не сможем. Облака прилично устроились на цветущей тундре. Принимаю решение лететь по нашей "трубе" в обход Святого Носа. Ещё минут 8 полета и мы поняли, что лететь "пешком" мы не можем. Видимость метров десять. Выбираю кусочек какой-то суши и сажусь. Удачно и удобно. Шасси на площадке, а все остальное над морем....
В.Баранов, военный лётчик 1-го класса.

PS Продолжение чуть позднее.
Изменено: 30.01.2018 20:26 от Штефанов Д.Б..

О полетах летчика В.М.Баранова в Гремиху 30.01.2018 20:20 #5

Продолжение рассказа летчика Баранова В.М. о приключениях в районе Гремихи летом 1977 года.

После посадки я услышал на первом канале, что на "Постройке" работает Армейский Ту-16 (это я потом узнал), я ему сказал "Передай на "Постройку", что я по погоде сел в тундре". Он мне передал, что рад за меня и сиди там, не мешай работать. Вот такая летная взаимовыручка. Ему простительно, он же не флотский летчик.
Осталось надеяться, что майор Мартыненко обязательно поднимет всех на уши, т.к Баранов не прилетел через 20 мин. Такого вообще не могло быть. Так и было. Командующий флотилией адмирал А. Михайловский (ошибка, в 1977 году командующим 11 флпл был вице-адмирал Коробов В.К., примечание Штефанова) доложил Ком флоту - адмиралу Егорову. Первое, о чем Ком флота спросил "Кто летчик?"
Ему доложили , что командир экипажа майор Баранов. Командующий сказал "Этот летчик не мог упасть, он где-то сел. Поднимайте самолеты с Архангельска и Североморска. Ищите."

Через некоторое время прилетел на Ил-38 майор Сапитько. Услышав звук летевшего самолета, я связался с ним на первом канале. Договорился с ним " Я нажму кнопку передатчика, а ты запеленгуй место моей посадки." Оказалось, что мы сидим на мысе Коровий в 4 км. от Святого носа. Командующий поговорил с ним. Приказал летать над Гремихой и следить за погодой. Как появится окно, он мне передаст и мы взлетим, через окно произведем посадку в Гремихе.
Он ходил над нами 12 часов. Но увы, погода не изменилась в лучшую сторону. Ветер северо-северо-восточный и хмарь от Новой Земли прикрыла этот район.
На смену Сапитько прилетел тоже на Ил-38 Зам командующего генерал-майор Виктор Павлович Потапов. Он тоже ходил часов 10.
О том, что нашли нас доложил на КП флота ещё майор Сапитько. Ждать от моря погоды было бесполезно, пока не изменится ветер. Все-таки лето, не холодно, питание есть. Наловили рыбы. Даже семга приличная попалась. Отправили генерала Потапова, а сами стали ждать погоды. На следующий день проснувшись, я заметил, что видимость улучшилась, облака несколько приподнялись. Я Командующему посоветовал "давайте взлетим и подлетим на Святой Нос. Там казармы, там причал. Нам на катерах туда привезут топливо" Собственно моряки готовы на этот вариант доставки топлива. Виктор Евтихьевич сказал "Ты командир, принимай решение". В общем раскрутили свои лопасти, взлетели и над берегом курсом на Святой. Но так как скорость я разогнал до 200, то не заметили как проскочили Мыс. Развернулись и пошли на посадку на мыс. Но тут мы заметили впереди справа по курсу какой-то большой населенный пункт. Я говорю "Товарищ Командующий, мы летим туда".
"Командир, вперед".
Над водой, мы пока не прикрыло быстренько рванули туда. Подлетаем и глазам не верим. Тае это же Гремиха."

Полковник в отставке, военный лётчик 1-го класса Баранов Виктор Михайлович.

О полетах летчика В.М.Баранова в Гремиху 30.01.2018 20:37 #6

Продолжение рассказа летчика Баранова В.М. о приключениях летом 1977 года.


"...Гремиху и Островную с моря прикрывают пять островов : Первый Осушной, Медвежий, Сальный, Витте и Чаичий. И поэтому с моря ВМБ не видно. Да и я никогда на ВМБ не заходил со стороны моря и поэтом сразу не узнал. Ура, заходим на посадку. К этому году нам построили две бетонные площадки. Моряки расстарались. Мы поняли, что теперь сейчас нас заправят и мы при любой погоде взлетим. На площадке нас встречал Ком флотилией Вице-адмирал Михайловский (вице-адмирал В.К.Коробов, примечание Штефанова). Объятия, поцелуи - генерал и адмирал.
Михайловский (Коробов) пожал нам руки. Он меня знал уже много лет. Пригласил нас остаться. Погостить. Но я уговорил Виктора Евтихьевича лететь домой, а то прикроет сейчас, надо успеть скорость разогнать и уйти в облака. Собственно Ручков В.Е согласен был со мной т.к. спешил на свадьбу к сыну (Виктор тоже), а потом в Саратов (он Саратовский), а потом в санаторий "Аврора" в Сочи.
Правый летчик домой в отпуск в Ростов. Пообещали, что прилетим в Гости специально. Попрощались с Ком составом Гремихи, Михайловским ( Кажется Аркадием Петровичем, если меня не изменила память. Прошел ведь 41 год с того полета).
Как ни странно, но в гости, правда за новым заданием я прилетел скоро, но это другой эпизод в моей летной работе. И был не менее интересным и даже трагичным (но всё обошлось). Раз я пишу, значит живой).
И заканчиваю свой рассказ на высокой положительной ноте. Набрали скорость, высоту, на эшелон. На 600 м вышли из облаков и до реки Харловка шли за облаками. А от этого рубежа и до Североморска-2 - родного аэродрома - миллион на миллион.
Пользуясь случаем БЛАГОДАРЮ всех подводников, моряков ВМБ Гремиха. Сколько им пришлось пережить, когда они узнали, что пропал Ми-8 с Командующим Авиацией СФ. А вот всем чертям назло - мы ЖИВЫ и до сих пор ВСЕ живы. Итак до встречи на страницах Интернета, СМИ. Я помню свое обещание и поведу ВАС в новые приключения.
После прилета домой Командующий раздал "всем сестрам по серьгам". Оперативному, за то что не проинформировал Командира экипажа, что топлива на Лумбовке нет И всем другим которые не завели топливо. Вот так-то".
Полковник в отставке, военный лётчик 1-го класса Баранов Виктор Михайлович.
Изменено: 30.01.2018 20:37 от Штефанов Д.Б..

О полетах летчика В.М.Баранова в Гремиху 30.01.2018 20:39 #7

На фото - летчик Баранов Виктор Михайлович, 830 оплвп ВВС СФ.

___3ccfc2dd.jpeg

О полетах летчика В.М.Баранова в Гремиху 31.01.2018 12:13 #8

Виктор Михайлович Баранов прислал продолжение своих воспоминаний, на это раз об участии в первой ракетной стрельбе от пирса в Порчнихе, стреляля К-385, командир Травкин Юрий Александрович.
С удовольствием помещаю эти воспоминания, орфография и стиль сохранены, прошу не судить строго.

Часть 1. Стрельба из Порчнихи.

« Начну с того, что извиняюсь перед Дмитрием Борисовичем. Действительно Командующим флотилией был Коробов. Я его знал , когда он был контр-адмирал. Как я мог забыть ? Правда в преамбуле я сказал , что прошло уже 41 год с тех времен. Что-то в моем головном компьютере произошло.
Скажу , что в свое время офицерам флота разрешили носить на фуражке плетеный золотистый шнурок, а военторги на завезли. При каком-то моем прилете в Гремиху, встречал сам Коробов В.К.И он мне снял со своей фуражке шнурок и подарил мне..И самое важное- я со своим экипажем были у него на лодке. А было это в бухте Портчниха , что у острова Большой Олений. Задача была такая : Мы прилетели в эту бухту ( подводники знают её) Портчниха, там у причала стояла громаднейшая красавица АПЛ . Летая раньше в этом районе , я никогда не видел там вообще никаких лодок. А тут такая махина., Видя её хочется встать на колени перед произведением ума и рук наших кораблестроителей.
Чтобы не забыть про экипаж пишу.
Правый был у меня -ст.л-т Бровко Т.Г.
Борттехник Новиков Г.Г.
Машина боевая Ми-8т №24. Топлива под завязку.
Перед вылетом мне оперативный ВВС сказал , " Бери боевую машину. т.к на обратном пути на борту будет Ком флота адмирал Егоров Г.М и куда далее полетите , мы не знаем. Задание даст Ком флота" А вообще задача была такова :: перед временем " Ч " мы взлетаем и кружимся над лодкой на высоте 200м. У меня на борту с фотоаппаратурой специалисты. будут снимать как будет вести АПЛ у причала при запуске ракеты. Кстати самое главное - АПЛ производит пуск ракеты. На причале тоже были установлены разное оборудование в том числе и фото. На высоте 600м над районом запуска кружил Бе-12 ( может кто-то из 403 полка помнит об этом). На высоте 1200 м кружил Ил-38 с 24 полка с Североморска -1. А далее в космосе "крутился» спутник При таком эшелонировании был осуществлен впервые запуск ракеты базирующих на АПЛ от причала. До времени " Ч " было много времени и к нам прибыл посыльный с АПЛ и от имени Командующего контр-адмирала ( тогда ещё в этом звании) Коробова пригласил в гости на АПЛ. Если с воздуха мы были восхищены лодкой, то когда спустились во внутрь - просто были " раздавлены" такой мощью. И надпомню , что лодка была именно с ВМБ Гремиха. Командира АПЛ ч сперва не узнал тк все на лодке в своей спецодежде. Это как летчики в своей...»
Военный лётчик 1-го класса, полковник в отставке В.М. Баранов (830 окплвп)

О полетах летчика В.М.Баранова в Гремиху 31.01.2018 12:15 #9

Часть 2. Стрельба из Порчнихи.

Продолжение...

«...Показывал сам Коробов. Мы в армии привыкли называть по званию и поэтому до сих пор я не знаю как Имя и Отчество Адмирала.. Показали как стоят ракеты, провели по отсекам. Угостили завтраком. И что меня больше всего удивило - свежее молоко. Где у них была размещена корова , не показали. Вобщем рассказывать о нашем восхищении - это отдельная была бы статья. Надо было видеть наши лица. Как у придурков или когда люди увидели впервые летящий самолет. После этой экскурсии нас проводили до вертолета.и через некоторое пришло время " Ч " В воздухе кружили Бе-12 и Ил-38. Недалеко в море армада кораблей. Перед " Ч " временем мы взлетели и заняли свой эшелон в этой цепочке.А вот запуск и выход ракеты из шурфа ( или как там называется-отсека_ открылась крышка шурф . Нарастает какой-то свист , шум, пламя Ракета при выходе как бы зависает , может показалось. Нарастает грохот , пламя и ракета пошла набирать скорость и высоту. и через некоторое мгновение - красавица ушла в космос. Мы были ошарашены увиденным. Невозможное оказалось возможным.и самое неожиданное после такого действа -в эфире прозвучало -дословно " Всем участникам испытания изделия р-643 объвляю благодарность. Командующий флотом". Мы были поражен такой открытостью связи. Ведь " Марьята " всегда слушала , следила , да и следит и сейчас. Я думаю , что это не ошбка , а было сделано специально. Поставить на уши НАТО , что же там делается на Северном флоте. И скажу далее,, через ( кажется ) сутки. было произведено два пуска ракет с этой же Коробовской АПЛ. Но был на Ми-8 уже экипаж Валентина Моторин У меня в личной карточки поощрений до сих пор .записано благодарность от Комфлота. Далее Ком флота адмирал Егоров Г.М прибыли на катере к причалу , а затем на вертолет и мы полетели домой. Я сел в Североморске на нашей площадке у штаба флота. При расстовании на площадке я спросил у адъютанта Командующего Кап .л-та Владимира Ильича " Куда улетела ракета. Он ответил " Камчатку , на полигон и назвал ( кажется Кура ) Сказал , что она ( ракета) через 20 мин поразила цель на полигоне.»

Военный лётчик 1-го класса, полковник в отставке В.М. Баранов (830 окплвп)

О полетах летчика В.М.Баранова в Гремиху 31.01.2018 12:54 #10

Наконец мы узнали имена тех летчиков, которые обеспечили съёмки ракетной стрельбы К-385.
Благодарим их за труд, а летчика 1 класса Баранова Виктора Михайловича за прекрасные воспоминания!
Об этой стрельбе был снят документальный фильм, который доступен теперь всем:

youtu.be/PX1U30Nx3P4

Кадры из фильма:

385_1.jpg



385_2.jpg
Изменено: 31.01.2018 14:00 от Штефанов Д.Б..
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
Время создания страницы: 1.48 секунд