Главная Форум

ТЕМА: О полетах летчика В.М.Баранова в Гремиху

О полетах летчика В.М.Баранова в Гремиху 04.02.2018 12:48 #11

Ещё одно воспоминание от летчика Баранова Виктора Михайловича:

"Итак, полетели. И опять на ВМБ "Гремиха". От ОД ВВС СФ я получил задание: вывезти из Гремихи курсантов Ленинградского морского училища подводного плавания, прошедших стажировку на АПЛ ВМБ "Гремиха". Ничего тут особенного, мне приходилось много раз заниматься такими вопросами - перевозя различного личного состава подводников. Ан, нет. Полет оказался особенным. Это было в начале лета 1977 года. Вообще личный состав ВМБ на Большую землю попадают морским путем на кораблях СФ или на круизном теплоходе "Клавдия Еланская". В то время билеты на самолеты, поезда доставались очень трудно. Месяцами стояли в очередях. Конечно же ни поезда, ни самолеты не ждут опоздавших. В те дни" Седой " суровый ледовитый океан преподнес очередной сюрприз для кораблей, АПЛ, населению Гремихи. Океан подвинул свои льды и запер намертво Базу. "Заткнул" все проливы между островами. Ни войти ни выйти. Даже местный каботажный ледокольчик с былинным именем , то-ли " Святогор", то-ли " Илья муромец", как-то так был зажат в проливе между островами "1й Осушной и Медвежий.
Второй экипаж на Ми-6 пилотировал капитан Молодкин В.С. Контролировал его комэск подполковник Аксюк А.В.
Мой экипаж: борт №24 -борттехник Гавриил Новиков ( борттехник Ганька), правый летчик ст.л-т Крюков В. (прекраснейший парень).
Задача экипажу Ми-6 было вывезти людей с Гремихи в Североморск, а потом они автобусами на ЖД вокзал Мурманска или в аэропорт Мурманска.
Погода стояла миллион на миллион, по нашему авиационному выражению. После посадки на площадки у Гремихи, к нам приехал Командующий ВМБ и обратился ко мне. "Ребята, надо помочь морякам ледокола. Его зажало льдами, продуктов на камбузе нет. Голодуют. Надо доставить им продукты. "Товарищ адмирал, проблем нет, доставим".
Погорячился я. Проблемы появились как-только мы подлетели к кораблю. Дело в том, что ледокол небольшой зависнуть над палубой не возможно, мешают надстройки и антенны. Положить продукты на лед рядом, смысла нет. Моряки показывают, что выйти на лед они боятся. Тогда мы решили зависнуть высоко над мачтами и на веревке опустить мешки. И здесь появилась ещё одна проблема. Мешки с продуктами от потоков от несущего винта кружились и могли запутаться среди антенн и надстроек. Я пилотировал, а Правый с борттехником опускали груз, приготовили ножи, в случае чего обрезать веревку.
Вобщем долго сказка сказывается, да быстро дело делается. Не пришлось обрезать фал. Попали на палубу. Я завис рядом и надо было видеть улыбающиеся лица моряков с колбасой в руках. Они как могли поблагодарили нас и через пару минут мы уже сидели на своей площадке.
Народу с чемоданами, детьми и разными сумками было как в аэропорту. И всем нужно было улететь.
Для поддержания порядка на площадке там присутствовал комендант Гремихи - майор (фамилию за давностью лет, забыл) и почему-то матросы были с автоматами. Не понятно Для устрашения что-ли?"

Продолжение следует ...
Изменено: 04.02.2018 18:36 от Штефанов Д.Б..

О полетах летчика В.М.Баранова в Гремиху 04.02.2018 12:51 #12

Большое спасибо Виктору Михайловичу за интересный рассказ! Напомнил о наших гремиханских буднях!

От себя добавлю, что сложная ледовая обстановка была и в 1979 году, и году в 1988, когда ломало пирсы и были проблемы с продуктами.
А комендант был приметный!
Если не ошибаюсь, майор, затем подполковник Николаев Николай Николаевич.

О полетах летчика В.М.Баранова в Гремиху 04.02.2018 12:56 #13

Вспомнилось.
Были учения и ожидали заброски в Гремиху диверсантов, году в 1985. Но промашка вышла, просочилась информация, что они с Черноморского флота, для неожиданности так сказать. И их видимо тренировали на незнакомых базах.
Наш командующий вице-адмирал Устьянцев А.М., дядя Саша, дал установку - диверсанты загорелые. А мы все бледнолицые. Поэтому всех загорелых задерживать до выяснения!
И комендант расстарался!!! Ни один загорелый не остался без внимания.
Диверсантов, видимо, тоже повязали. А может быть они испугались и не стали входить в Гремиху. Кто его знает, что эти дикие люди сделать могут с южанами? Улыбается
Изменено: 04.02.2018 14:20 от Штефанов Д.Б..

О полетах летчика В.М.Баранова в Гремиху 04.02.2018 18:38 #14

Ещё одно воспоминание от летчика Баранова Виктора Михайловича

Продолжение рассказа о полете с курсантами.

"... Продолжаю ПОЛЕТ.. Я же ещё не взлетел с курсантами. Итак. Привезли к вертолету курсантов. По памяти 20 (или 25). Мы их посадили. Машина была боевая №24 , самая мощная у меня. Всем хватило места. Мне передали, что едет Контр-адмирал, забрать его и вперед. Действительно приехал адмирал и с ним лейтенант. Он показывает лейтенанту - "садись." Я сказал, что по расчету я могу взять с собой только Вас. Правда он не перечил. Тут ко мне подходит старшина 1 статьи и просится в полет, (в отпуск парнишка). Я ему сказал, сейчас оторвусь, если машина будет тянуть, заберу тебя и лейтенанта.
Запустили двигатели, начал выбирать Шаг-газ. Машина висит на высоте 0,5 метра и все. Не тянет. Даже матрос (старшина) понял, что машина не тянет и мало того, как-то висит хвостом вниз. Я некоторое время повисел, чтобы немножко горючего сжечь. Но машина продолжала висеть с кабрированием на нос и начала сползать на 0,5 метра с площадки к пыльной дороге. Такого с ней не было никогда. Понять было некогда за её поведением. Машина сползла с площадки, сесть я уже не мог. Впереди дорога и пыль, вертолет продолжает ползти вперед без набора высоты. Впереди через ущелье на курсе ЛЭП. Перетянуть, я понял, что не перетяну вверх через ЛЭП, машина не тянет. Я принимаю решение разгонять скорость вниз в ущелье под провода ЛЭП. Теперь всем предлагаю (даже не летчикам) прокрутить через себя мои действия.
Не зная, что произошло с машиной, я действовал на главное разогнать скорость падая вниз в ущелье. Все обошлось. Ангел моего отца, который в Сталинградском небе 17 января 1943 года не сберег его, СБЕРЕГАЛ. в этом полете меня и людей на моем борту. Со снижением я разогнал скорость (под ЛЭП я уже прошел). Далее набор высоты , на курс и на аэродром Североморск-1. В полете думать , что произошло с машиной, некогда было. После посадки на Североморске -1, мы высадили курсантов без выключения двигателей. Пока борттехник Новиков Г.Г высаживал пассажиров вперед и влево я автоматически считал сколько их было. Оказалось, что кроме курсантов оказалось 5 пассажиров в гражданской форме с чемоданами.
Я спрашиваю бортача , "Откуда эти люди. Ты что родил их в полете?" Мы перед взлетом не видели их в грузовой кабине...
На следующий день мы полетели вывозить детсады и всё выяснили. Этот, на грани трагизма наш полет.
Оказывается, когда мы разместили курсантов, дозаправили машину и ждали адмирала, отвлеклись - выполнить авиационный закон (отлить перед полетом). Комендант посадил своих людей с чемоданами (тоже в отпуск) и разместил их в заднюю часть грузовой кабины и закрыл шторкой. Тем самым создал заднюю центровку до предела. Вот почему машина так странно висела и ползла носом вверх (кабрирование).
Когда я начинал падать в ущелье, разгоняя скорость, все кто был на площадке поняли, что у них на глазах погибают люди. Это мы узнали на следующий день. Рассказывал сам комендант. Около Ми-6 стоял его экипаж, командир нашей транспортно-спасательной эскадрильи Алексей Васильевич Аксюк (летчик от БОГА). Видели матросы с автоматами. Комэск - Аксюк А.В. видел, как у него на глазах погибал экипаж его эскадрильи и он ничем не мог ему помочь. Как потом мне признался Алексей Васильевич, он стоял и молча просил "Боженька, помоги ему". И Боженька помог мне вместе с Отцовским АНГЕЛОМ.
А ведь как садил лишних людей Комендант видели курсанты и матросы с автоматами. И никто не подсказал экипажу о нарушении. Когда мы прилетели на следующий день в Гремиху, встречал нас комендант. Он упал на колени. И сказал, когда мы начали падать в ущелье, все поняли, что экипаж с людьми погибает по вине коменданта, матросы передернули затворы автоматов. "И они расстреляли бы меня на месте".
Взор всех людей был устремлён в сторону ущелья под ЛЭП. Когда услышали ,что взрыва не последовало и вертолет летит и показался над сопками, со слабыми нервали плакали, падали на бетонку.
Ребята, как видите, я пишу воспоминания. И что я и мой экипаж жив до сих пор (правда не совсем здоров. Но это, видимо, возрастное. ХООООТЯ !)
Так уважаемые мои читатели и слушатели закончился мой очередной полет в Гремиху. Всё, что я написал, подтверждается свидетелями, которые там были в то время, моим Комэской и, естествеено - экипажем.
Полеты мои продолжаются. До следующего полета за детьми детского сада Гремихи и Островного."

Военный лётчик 1-го класса, полковник в отставке В.М. Баранов (830 окплвп)

На фото - та самая вертолетная площадка в 224 зрбр за Гремихой.
А слева - распадок, куда и нырнул летчик Баранов с людьми.
Да-а, мастерство Виктора Ивановича и чудо помогло!


__266737_2018-02-04.jpg
Изменено: 04.02.2018 18:41 от Штефанов Д.Б..

О полетах летчика В.М.Баранова в Гремиху 04.02.2018 20:54 #15

Фото подполковника Аксюка Алексея Васильевича, командира авиаэскадрильи 830 окплвп ВВС СФ, Североморск-2 (Сафоново).
О нём рассказал летчик Баранов В.М. в последней части воспоминаний.
Тоже в Гремиху летал, наш человек!

_____830.jpeg
Изменено: 04.02.2018 20:55 от Штефанов Д.Б..

О полетах летчика В.М.Баранова в Гремиху 05.02.2018 11:38 #16

Летчик Баранов Виктор Михайлович продолжает радовать нас рассказами о полетах и жизни нашей гремиханской.

Как вывозили детей из детского садика (садиков).


«...Итак, запускаем двигатели и полетели опять в Гремиху. Там ещё остались дети детского сада. Ждут нашего прилета, чтобы перевезти их на аэродром СЕвероморск-1. А там автобусами в Мурманск и в наши Североморские летние лагеря на Черноморском побережье Кавказа "Североморец" и "Сафоновец".
Полетели двумя бортами МИ-8т (боевые) Мой экипаж на борту №21 - Правый Виктор Крюков и борттехник Дмитрий Долгополов. Второй экипаж: борт №24 КВС \ майор Моторин В.. Правый -Юра Соколов , борттехник- всё тот же капитан Новиков Гавриил ( борттехник Ганька) Самые надежные бортачи.

Погода стоит как по заказу "Мильон на мильон". Вот только ВМБ продолжает быть зажата льдами. Красавица "Клавдия Еланская" на внешнем рейде во всей своей красе. Вскоре после нашей посадки привезли Крошек -малышей. Мне кажется всего и всех двух садиков. С ними, что естественно, воспитатели, повара, руководство. Мне показалось, что их очень много. В детсадах не бывает столько обслуживающего состава. На каждого ребенка по 1,5-2 воспитателя. Мы сделали вид, что так и должно. Ведь улететь всем хочется. Родителей было, ну просто много. Конечно они переживали, улетают их чады. В гарнизоне уже знали как улетал вчера один вертолет.
Рассадили мы всех на детские детсадовские маленькие скамеечки. Все вещички с ними. Это надо было видеть личики малышей (полет в неизвестность) и лица родителей. Лишние женщины - пассажирки с напряженными лицами (а вдруг высадят). Но нет, мы забрали всех. А чтобы было легче взлетать с таким грузом, мы не стали дозаправляться в Гремихе. Топлива хватало, правда на пределе. Но мы решили, если не будет хватать, то сядем в Североморске-3 на дозаправку. Там осталось совсем ничего до Североморска-1. Да Мы видели, что ветер будет нам попутный. И мы не рисковали совсем.
Попрощались с гостеприимной Гремихой и мы с попутным ветром с этими крошками на борту курсом на Запад с легким сердцем полетели в столицу Северного флота. После взлета и набора высоты, к нам вышел на связь Оперативный флотилии "Ребята, посчитайте, сколько забрали детей?".
"Понял".
Даю команду Диме Долгополову (борттехнику) "Дима, посчитай". Он повернулся на своём рабочем месте в сторону грузовой кабины и начинает считать. А дети, под впечатлением этого действа, впервые в воздухе, да ещё на вертолете - бегают по кабине от блистера к блистеру. На замечания воспитателей - ноль внимания.. Он, несколько раз приступал посчитать, но увы. И докладывает мне "Командир, они как сперматазоиды в Броунском движении (Беспорядочном). Посчитать невозможно."
Я доложил оперативному , что "посчитать не возможно. Но забрали всех, кого и сколько привезли".
Конечно оперативный понимал, что кого-то из сопровождающих мы можем не забрать (ОН-оперативный знал, что лишних мы можем не взять). Оперативный успокоился, пожелал нам счастливого полета. И надо было видеть всем, как после посадки на Североморске-1 все дети и сопровождающие обнимали нас и целовали. Мы им пожелали хорошего отдыха на Черном море. Их всех посадили в автобусы и увезли в Мурманск (и вовремя). Этот город, из которого поезда уходят только на Юг.
Ну а мы, оба экипажа полетели на свой аэродром (благо он не далеко), чтобы получить новые и не менее интересные задания.
Дорогие друзья, кто читает мои воспоминания, до новых, не менее интересных встреч!
Друзья, я пишу не только, чтобы рассказать о моих и наших полетах, а чтобы мои читатели делали выводы и, при необходимости, брали для себя все - положительное в своих будущих полетах".
До новых встреч, новых полетов ...
С уважением ко всем, всё тот же морской летчик Виктор Михайлович Баранов.»

О полетах летчика В.М.Баранова в Гремиху 06.02.2018 15:33 #17

С большим удовольствием помещаю очередной рассказ летчика Баранова Виктора Михайловича о полетах в Гремиханских краях.

"... Выложенная вертолетная площадка в 1977 году не такая была. А были две маленькие. Вот, чтобы решить этот вопрос летим снова в Гремиху. Оперативный ВВС СФ дает мне задание "Полет Вам в Гремиху в распоряжение Командующего флотилии." в этот же год, через несколько дней после эпопеи с вывозом людей на Большую землю.
После посадки на площадку, к нам приехал вице-адмирал Коробов со свитой каких-то людей. Какая-то у них аппаратура, теодолиты и т.д
"Командир, полетаем над тундрой, поищем место, чтобы построить небольшой аэродромчик, полосу. Здесь, где-то была дорога на юг" .
Я лично вскользь знал об этой дороге. Помните я писал, как мы в полярную ночь под Новый год подобрали оленевода, который шел по дороге на партсобрание в Гремиху. Мы ему не очень поверили. В заснеженной тундре никакой дороги не видно. После посадки и будучи у него в гостях он нам рассказал. Что когда-то (года он не помнил, но знал от старожилов оленеводов) во времена Берии, оленеводов переселили из Йоканьги (дома до сих пор там есть) в Краснощелье, Каневку, Лавозеро, Гремиху. А от Гремихи начали строительство дороги через тундру да Кандалакшского залива в район Варзуги. Дорогу прокладывали заключенные, которые жили на острове Витте. Проделана громадная работа. Но по какой-то причине стройка была приостановлена, а затем и заброшена. А след от дороги остался.
Летая по маршруту Лумбовка-Гремиха-Североморск я (да и мы все) видел, что в одном месте от Гремихи тундра имеет яркий зеленый цвет, хотя везде она буро-зеленого цвета. Мы видели, но ответа не находили - почему так. А потом привыкли к этому и не замечали. Оказалось, что это и есть эта Бериевская дорога на юг через тундру. После нарушения подстилающей поверхности, тундра тяжело переносит это и зарастает постепенно новой растительностью через 80-100 и более лет. Вот поэтому "дорога" была яркого зеленого цвета. На поиски этой дороги мы с Адмиралом и полетели. Искать долго не пришлось. Она была буквально " под носом". Тем более, что я ее видел много раз.
Сели мы на дорогу. Топографы и все специалисты занялись своим делом. Командующий сказал "Здесь будет город заложен" С юмором. По предварительным выводам, лучшего места для аэродрома и не найти. И затрат будет не так много.
Что произошло с этим будущем строительством аэродрома, я не знаю. Но наши две маленькие площадки расширились, увеличили длину. До 1980 года я летал сюда и площадки оставались маленькие. Увеличив размеры (ширину и длину) на этом, видимо, закончился задуманный проект строительства аэродромчика. По моему разумению, денег было бы вложено не много. Тут что-то кроется другое, а не хватка средств.
Я, дорогие друзья, далее расскажу как строились фронтовые аэродромы. Расскажу как я нашел Ил-4 в тундре, недалеко от Гремихи и потом мы его вывезли. Это тоже будет интересный рассказ.
Заканчивая своё повествование, скажу, что эпопея с этими полетами, закончились с награждением нас. Командующий спросил у нас, "Командир, а Вы не желали-бы приобрести автомашины". Вы представляете. Вот так запросто получить автомобиль!!! Мы же стояли в очереди годами! Командующий записал наши фамилии и кому какую. Потом Оперативный флотилией звонил мне в гарнизон Сафоново-1 (Североморск-2), уточнил данные наших удостоверений. И через полмесяца мы купили машины в Военторге в Мурманске. Я - ВАЗ-21011, борттехник Новиков - ВАЗ-21011, правак (В. Моторина) Соколов- ВАЗ-2106. Это благодарность адмирала Коробова за нашу помощь Гремихе.
Адмиралу Дмитрию Борисовичу - большое СПАСИБО, что он подправляет мои воспоминания (стал забывать Фамилии, года).
Итак, дорогие друзья. До новых встреч. Следующий полет будет на поиск и вывозку Ил-4 -торпедоносца из под Гремихи."

Военный лётчик 1-го класса, полковник в отставке В.М. Баранов (830 окплвп)

О полетах летчика В.М.Баранова в Гремиху 06.02.2018 15:35 #18

Виктору Михайловичу благодарность от гремиханцев, очень интересные рассказы!
Интересная информация о Гремихе, нашей истории!
Ждём новых рассказов!

О полетах летчика В.М.Баранова в Гремиху 09.02.2018 11:30 #19

Поискал на спутниковых снимках следы дороги, о которой написал Виктор Иванович. Не нашел.

А аэродром гражданский, точнее площадка, в Гремихе был оборудован на песчаной косе на берегу реки Йоканьги недалеко от озера Йоканьского. Туда вела бетонная дорога на БАМ и от неё до площадки было всего ничего, с километр наверное.
Площадка была оборудована знаками аэродромного ограждения, была какая-то будка типа КУНГ.
Самолеты Ан-2 прилетали из Мурмашей, к этому времени привозили пассажиров на КУНГе типа ЗиЛ-157 или Зил-131, не помню.
Забирали прилетевших и Ан-2 улетал в Мурмаши. Без дозаправки.
А прилетевших везли в Островную до кассы Аэрофлота, далее пешком по сопкам.


_.jpg
Изменено: 09.02.2018 11:30 от Штефанов Д.Б..

О полетах летчика В.М.Баранова в Гремиху 17.02.2018 12:43 #20

Еще один рассказ летчика Виктора Михайловича Баранова.

"Давайте , как обещал слетаем в Нарьян-Мар (с 1499 г-Пустозерск) Итак: Поздняя весна 1974 года мне позвонил Нач. отдела кадров авиации СФ полковник Бондаренко Владилен Алексеевич
- наш Главный следопыт и поисковик, приехать к нему в штаб авиации. У него в кабинете он поставил мне задачу готовить на завтра боевую машину, заправленную под завязку. Поступила через долгие пути, информация из Нарьян-Мара. Где-то в тундре оленеводы обнаружили какой-то самолет времен ВОВ. О нашем музее слухи катились и по тундре и поэтому оленеводы сообщили в горисполком Нарьян - мара об этом. Почему так рано - по весне?. А дело в том, что как-только снег начнет сходить в тундре, они со стадами двинутся на Север и тогда не будет у них времени. А точнее у бригадира оленеводов. Машину я взял Ми-8 б/н №24. Я уже писал о ней - самая мощная, новая и большим запасом топлива. Борттехник Новиков Г.Г , правый летчик-штурман Терентьев В.Н. Но на следующее утро Владилен Алексеевич на аэродром не приехал позвонил мне , что по службе занят, а визит уже согласован и там нас будут ждать. Лети сл своим экипажем, задача тебе ясна. Действуй по обстановке. Проанализировав на метеостанции погоду по маршруту, мы взлетели. Погода позволяла такому перелету. Курс на северо-восток через Гремиху - Лумбовку, реку Поной, горло Белого моря.
В Гремихе у гостеприимных моряков мы дозаправились и вперед. Пересекли горло Белого моря у реки Поной. Как моряки выражаются (горло) это где Белое море втекает в Баренцево. Пролетели Мезенскую губу, полуостров Канин и вдоль Чешской губы на столицу оленеводов. За бортом небольшой морозец. Тишина. В морозном небе шуршат лопасти винтов. На курсе солнышко. Ну просто идилия. А впереди бескрайние просторы Ненецкой тундры. Дух захватывает от гордости за наши бесконечные просторы. Тундра по своему очень красива, испещрена речками, озерами. Хотя лежит ещё снег, но кое-где видны проталины, небольшие деревца (конечно без листьев). Второй час полета, а тундра медленно проплывает под нами. Такое впечатление, что это не мы летим, а сама тундра движется нам навстречу с Востока на Запад. При подлете нам помогла ДПРС (дальняя приводная радистанция ) аэродрома. Ура, вот он и Нарьян -Мар. "Нарьян -Мар , мой Нарьян -Мар. Городок не велик и не мал. У Печоры, у реки, где живут оленеводы и рыбачат рыбаки" так пели Екатерина Шаврина и Кола Бельды. Даже в это время Печора - могучая со множеством притоков и рукавов и озер. Среди этого природного безмолвия разлегся низкорослый город Нарьян-Мар (ранее- Пустозерск). Мы не ожидали, что в городе приличный аэропорт. Когда-то здесь был военный аэродром. Произвели посадку у КДП. К нам пришли представители города.Они ожидали Больших представителей из авиации Северного флота, а оказался один экипаж. Я объяснил, что служебная занятость не позволила полковнику Бондаренко В.А прилететь, а у меня большие полномочия и к тому же " я шеф-пилот Командующего Северным флотом. Всё встало на место. Машину дозаправили, и поехали в горисполком. По пути нам показали весь город, его достопримечательности, рассказали историю возникновения города. Один морской порт - значимое предприятие. А ещё деревоперерабатывающий завод и т.д. Рыбо и мясоперерабатывающие предприятия. Вообщем горожанам было чем нас удивить, а нам удивиться. Мы, действительно не ожидали того, что нам показали. А ведь взять билет на самолет и посмотреть для себя. Впечатлений останется на всю жизнь. Я пишу о городе 1974 года , когда я туда летал. А на сегодняшний день посмотреть по Интернету- можно увидеть как продвинулся в своем развитии Нарьян-Мар..."
продолжение следует.
Время создания страницы: 0.93 секунд