Главная Форум

ТЕМА: О полетах летчика В.М.Баранова в Гремиху

О полетах летчика В.М.Баранова в Гремиху 03.03.2018 14:09 #31

Наткнулся на фото аэропорта в Килп-Явре, с которого мы летали до ввода в строй нового аэропорта в Мурмашах.
Памятное место! Сколько времени проведено в этом деревянном здании!
А слева от него было деревянное кафе с большими окнами. Очень выручало во времена томительного ожидания самолетов!

-_c67ce.jpg

О полетах летчика В.М.Баранова в Гремиху 04.03.2018 16:02 #32

Летчик Виктор Михайлович Баранов порадовал очередным рассказом.
На этот раз о посадке на атомную лодку в Мотовском заливе.
Гремиханцы в этом не участвовали, но будет интересно!

Спасибо Виктору Михайловичу за воспоминания!

"В один из рабочих дней лета нас с Моториным пригласили (считай приказали) прибыть в штаб Северного флота для получения какого-то задания. Видимо серьёзного. Иначе бы задание получили бы от ОД ВВС. Мы прибыли в штаб СФ в Североморске. Нас уважительно провели в какой-то приличный зал. Там уже жарко шел разговор. Интересно, говорили на русском языке, но понять было не возможно. Старшие офицеры говорили на флотском языке. Терминология для ушей летчика не очень понятна. Смысл всего сводился к тому, что завтра (по погоде) будут пуски какой-то новой торпеды в Мотовском заливе. Кто-то сам себе задал вопрос "а как будем прослеживать движение торпеды?". Ответ последовал "а ведь мы пригласили летчиков". (И все-таки - пригласили, а не приказали.) Кратенько довели до нас данную задачу. После пуска торпеды, мы должны с высоты полета следить за её продвижением и в конце хода навести торпедолов для подбора и эвакуации в базу. "Ребята, очень просим , не потеряйте её из виду иначе все останемся без головы". Вообщем задача ясна, цель определена - по коням. На следующий день погода стояла как по заказу - миллион на миллион. На море штиль., Полет дозволили выполнить мне. Моторин улетел по какому-то другому заданию. Я взял боевую машину №2 - борттехник Дмитрий Долгополов (один из лучших наших бортачей).
Для уточнения задания ОД ВВС сказал мне "произведи посадку в Западной Лице, уточни обстановку". Я понял, что АПЛ из Лицы, иначе зачем бы садиться туда для уточнения. Уточнив задание на момент прилета, мы прилетели в Мотовский залив. АПЛ стояла на позиции, СКРы перекрыли вход в залив. Юркие катера отсекли выход в залив всем судам из Ара-губы, Ура-губы, губы Западная Лица, Титовка. Торпедолов, навострив ушки, прижался у мыса Пикшуев, ожидая сигнала ракетой. Над лодкой я доложил "ГОТОВ". Последовала команда " ПУСК". Игра в " кошки-мышки". Торпеда пошла на глубине 10м, мы за ней - догонять. Кстати, хорошо бежала красавица (это мы потом определили её красоту, после всплытия). У меня приборная скорость полета была 70 км/час. Высоту я определил 10 м, на которой её было хорошо видно под углом на догоне. К тому-же она через некотоые промежутки выстреливала по две красные ракеты, а на носу светился синий проблесковый маяк. Потерять её, ну просто, было невозможно, даже если и захотели. Так что за свои и флотские головы, мы были спокойны. Это я так шучу. Там некогда было это думать. Всё внимание торпеде. После конца хода эта красавица всплыла, показав ярко оранжево раскрашенный нос с маяком..."

Продолжение следует...
Изменено: 13.03.2018 15:13 от Штефанов Д.Б..

О полетах летчика В.М.Баранова в Гремиху 04.03.2018 16:02 #33

Продолжение...

"... Всплыла она в конце Мотовского залива на траверзе н.п. Большие Озерки. Я завис над ней и висел до прихода торпедолова и висел, пока они её поднимали на борт. Ну шустро парни работают. Подлетел к АПЛ, а на ней на рубке много моряков, показывают нам большой палец руки. Мы доложили, что готовы к работе далее. Описывать второй полет- "гонки" нет смысла. Все как и первый. Торпедолов, подняв вторую торпеду, доложил , что пошел в базу на разгрузку. И пошлёпал, сказав, что вернется через 1,5 часа. Летать просто так это время, жечь горючее, не было смысла. Я принимаю решение произвести посадку на южный берег полуострова Рыбачий, в видимости АПЛ. Доложил Командиру лодки, сказав, что " Я вас буду видеть, как и Вы меня". По готовности дайте мне сигнал зеленой ракетой для запуска двигателей". Я уже заходил на посадку , почти зависал, последовал голос Командира (он так сказал). " Командир (это он обратился ко мне) Вы можете забрать у меня больного, промедление - смерти подобно. "Я ему сказал, что ранее не садился на спину лодки (видимо, и никто этого не делал ), но постараюсь, если колеса уместятся на спине".
С воздуха лодка кажется маленькая (относительно), а спина тем более. Вообщем мы подлетели, зависаю . А лодка-то Бооооольшая. Колеса умещаются. Сел на лодку и сидел на " шаг-газе". т.е не сбрасывая " шаг-газа". Оказаться за бортом не хотелось. Конечно поток от несущего винта был очень сильный, но моряки справились с потоком. Принесли больного на носилках и с ним врач. Всё готово. Мы попращались с подводниками, Я сказал Командиру, что через 12 мин буду у госпиталя в Североморске. Получили в эфир кучу СПАСИБО и приглашение в гости (а мы довольно частые гости в Западной Лице)," счастливого ПОЛЕТА ". Разгон скоростии через 12 мин , я уже заходил на посадку у воротам госпиталя. Нашему Оперативному я доложил , что буду садиться у госпиталя , пусть подгонят " скорую". Конечно получил ценное указание быть внимательным при посадке. ОД , видимо , забыл , что я туда садился однажды ночью при доставке раненого танкиста со Скарбеевки (Рыбачий). И погода была тогда условная. Скорой не понадобилось, медперсонал госпиталя на носилках перенес больного. И сразу на операционный стол. И вовремя. Как потом меня проинформировали, прорвался аппендицит и пошло общее заражение. Оказалось всё вовремя. По жизни не всегда происходит как написано в инструкции.
При отлете от АПЛ, я сказал, что отвезу больного и вернусь для продолжения задания. Командир сказал, что выполнение задание отложено, т.к на флоте если нет хоть одного члена экипажа ( а здесь -двое, из них один врач) , задание не выполняется. , откладывается. Далее на это задание ни я ни Моторин не летали. Причину нам не доводили А мы - взлет, разгон скорости, набор высоты и домой за следующими заданиями. А их было не сосчитать. Иногда в сутки планировали до 5-8 заданий. Иногда в год по полгода без выходных. Так было. И мы были довольны, что небо с нами. В авиации есть выражение "Земля нас награждала орденами, а небо награждало сединой". Честно говоря, транспортно-спасательная наша эскадрилья не награждалась орденами, а вот сединой сполна. Дорогие друзья, до новых встреч, до новых, не менее интересных полетов."

Военный лётчик 1-го класса, полковник в отставке Баранов Виктор Михайлович

Фото из кабины Ми-8 полета для работы с атомной лодкой.

_____cf2.jpeg

О полетах летчика В.М.Баранова в Гремиху 07.03.2018 13:50 #34

Новый рассказ Баранова Виктора Михайловича.

Полет парой с НЛО.


Этот полет был точно помню - 28.12.1975г. В этот день, точнее - ночь наш полк летал на себя.Отработка техники пилотирования в условиях полярной ночи над безориентирной местностью (над тундрой). Маршрут для нашей транспортно-спасательной был выделен на восток. Североморск-2 - остров Харлов и обратно. Стояла безоблачная погода, темная-темная ночь, но звезд не было видно. Если наши ребята на Ка-25 летали ночью в Средиземке как в гуще шоколада (очень сложно), то мы летали как в печной русской трубе. Такая "густая" была темная ночь. Летишь, как будто висишь - не видно перемещения относительно земли. Приборы, приборы и никаких отвлечений от приборов. Если днем мы летаем в закрытой кабине по приборам (для отработки пилотирования только по приборам), то в данном полете нет возможности, да и желания, отвлечься от приборов. Развернувшись над островом Харлов в Баренцевом море, курсом на запад, домой. Как всегда нам помогала ШВРС Мурманска до Североморска-3. Пролетав над тундрой много много, я (мы) знал что от Североморска и до Гремихи здесь нет никаких населенных пунктов. Ориентироваться не почем ночью. Днем хоть видны реки, речки, озера. А ночью, зимой - ничего и никого. При проходе Серебрянской ГЭС на реке Вороньей мы знали, что там в районе машинного зала светится лампочка Ильича. И над маленьким поселком энергетиков - Туманный - пара лампочек. И всё.
При подходе к Серебрянской ГЭС, вдруг справа к нам пристроилось очень яркое что-то. На шар , блин -не похоже. Больше на зерно пшеницы, т.е продолговатое. Борттехник Ганя (Новиков Г.Г) говорит " Командир , а что это за хери-мери (несколько грубоватее)? Давай подойдем , поближе, посмотрим". Я подвернул и пошел на сближение. Вдруг шипящий удар по кабине и тишина. Это световое явление куда-то исчезло и опять эта темнота. Гудят двигатели и ни один прибор не работает. Отключилось всё. Даже дополнительный АГК -47 (авиагоризонт) работающий от аккумулятором отказал. Работает только магнитный компас КИ-13 - "Бычий глаз". Приборы не подсвечиваются. Ведь подсветка на Ми-8 красные лампочки( не как на Ми-4). Естественно перекачивающие топливные насосы не работают. Топлива на борту ещё значительно много, но в двигатели подается самотёком из расходного бака, который расположен сзади за редуктором и выше двигателей. Спасибо конструкторам за это. Иначе мы загудели вниз в эту кромешную темноту. Экипаж смотрит на меня молча (что будем делать?) Двигатели работают, не падаем. Будем лететь из расчета количества топлива в расходном баке Авиагоризонту постепенно заваливаются и надеяться на них не приходится Летим по КИ-13 и шарике " пионер " на АГК (указатель скольжения он ни от кого не зависит) УС-250 (указатель скорости) почему-то тоже не показывает, хотя не зависит от электричества. Пока соображали , но летели. А топливо( предположительно литров 350 ) Это аварийный остаток, при котором надо принимать решение " что делать" Но лампочка аварийного остатка не загорелась естественно. Проходим Североморск-3. Он не работает. Естественно не светится. При полетах полка , запасным всегда у нас бывает Североморск-1.. Но до него дальше , чем до своего. Сесть на Североморск -3 в темноте , проблематично. Ведь собственные посадочные и рулежные фары у нас не работают , Мы попробовали включить. Принимаю решение идти домой ( риск ) Успокаивали ровно работающие двигатели

Продолжение следует ...

О полетах летчика В.М.Баранова в Гремиху 07.03.2018 13:51 #35

Полет парой с НЛО.

Продолжение рассказа летчика Баранова В.М.

Остаётся 4-5 минут полета. Видим как летают по "коробочке" наши борты. Включается посадочный прожектор для вертолетов, идущих на посадку. Решаю садиться с прямой. Видимо РП, поняв, что у нас что-то произошло (не выходим на связь) отвернул борты летящие по коробочке. Они нас пропустили (да и мы их видели). РП, видимо, дал команду "Дать луч". Так всегда происходит. Нас учили и мы умели садиться со своими посадочными или даже рулежными фарами. Но они у нас не работали. Принимаю решение садиться по самолетному (я так часто садился) для экономии топлива. Сел, при сруливании на рулежку к стоянке нашей эскадрильи двигатели выключились из-за полного расхода топлива. Обычно от рулежки и до места стоянки нас всегда сопровождал наш беспокойный Владимир Ильич Дудник. Правда нам это всегда мешало, т. к. мы не могли наклонить конус винта вперед, а он маячит под ним. И сейчас, увидев, что мы остановились, выключив двигатели (по его мыслям, зачем где попало выключаем). Он подбегает к кабине и показывает, чтобы мы двигались на место стоянки. Вообщем понял, когда Ганя вышел из кабины к нему. Тягачом завели вертолет на стоянку. Налетели инженеры. Машину дозаправили и я предложил попробовать запустить . Подключили АПА, Но увы. Запустить не смогли. Вообщем решили оставить как есть до завтра.

Продолжение следует ...

О полетах летчика В.М.Баранова в Гремиху 07.03.2018 13:51 #36

Полет парой с НЛО.

Продолжение рассказа летчика Баранова В.М.

РП (руководитель полетов) в ту летную смену был Юрий Иванович Чесноков. На следующий день собрались целый консилиум инженеров (как у медиков перед операцией). Принесли всякие схемы всего оборудования, поснимали лючки и люки, какие нужно. Уткнулись в эти чертежи. Я опять со свои предложением "Давайте попробуем запустить" на меня, как на придурка, посмотрели - академики (а они действительно все с Жуковки - академики). Смешно было смотреть. Они молча свернули свои схемы, закрыли все люки, поставили на место все, что успели снять. И опять молча показывают мне - "садись". Подключили АПА. И вот надо же, двигатели оба запустились, включили все что положено. Всё работает, связь есть. Как будто ничего не произошло. Надо было видеть всех нас и наши лица. Как так? Конечно же в мою сторону с укоризной. Вот и докажи им, что я не верблюд гималайский. То что вчера мы все пытались запустить и не запустили в счет не пошло. Но всегда, когда летчик пожаловался, обязательно должны отреагировать. Вот и отреагировали. Молча отреагировали. И самое главное - надо было выяснить причину происшедшего и как устранили. Вот и встал вопрос как все это обрисовать и как доложить, и можно ли летать на этом борту? Не проявится ли опять? Про НЛО и слушать никто не хотел. Скептически улыбнулись и урулили каждый в свои кабинеты.
А чтобы отметить командира как-то, мне объявил командир звена благодарность "За умелые действия при отказе СГО-30". ООООООчень высокий уровень командира, объявившего благодарность за такой полет, граничивший с катастрофой. В личной карточке поощрений так и записано от 28.12.1975 года. Я эти карточки храню (на всякий случай). А потом по полку потихоньку пошел слух, что летчик сам все поотключал. Это же надо так досконально разобраться. Пусть у командира экипажа (допускаю ) поехала крыша в полете, но разве члены экипажа позволили бы мне выключать в полете на верную смерть. Тем более, что на борту был умнейший, грамотнейший, талантливый борттехник Гавриил Новиков. Никому наши объяснения не доказали о нашей правоте. Не пришло в голову - почему аккумуляторы тоже не работали, ведь они к генераторам никакого отношения не имеют? И почему отказали оба генератора, стоящие каждый на своем двигателе. А двигатели работали весь полет до полной выработки топлива. Никто и по пытался взглянуть в историю встреч летчиков с НЛО.
Так Летчик -перехватчик Южно африканской республики даже сам атаковал НЛО, правда пришлось катапультироваться. А Марина Лаврентьевна Попович дважды встречалась с НЛО. Ну хотя бы немножко почитали бы академика Ажижу (специалиста по НЛО).
Проглотил я очередную пилюлю обиды, хорошо, хоть не обвинили меня, а заодно и экипаж. А ведь мы с борттехником еще живы. Неумение или незнания как все объяснить такое приводит к тому, что летчики (как в данном случае) замыкаются и молчат. И продвижение в познании чего-либо не продвигается.
А мог бы спросить у тех, кто не хочет хотя бы признавать что-то, не входящее в разум понимания - откуда в древней Индии взялся столб из чистейшего железа? Откуда Пирамиды при ручном труде, китайская стена, чертежи пустыни Наска и т. д. ?
Это отдельная тема.
Почему у майора Баранова при спасении экипажа Луковкина в тундре, заклинило продольное управление и он сел на ВПП по самолетному, избежав катастрофы. И причину обнаружили на авиаремонтном заводе в Каунасе при разборке. И перед майором Барановым никто не извинился, но слухи распространяли, что летчик испугался. Ладно на эту не очень приятную тему, о которой я однажды устно где-то сказал, но не распространялся.
Ребята , я Вам пишу, кто захочет почитать, не для того, чтобы показать героику моих полетов, а для того, чтобы по -возможности и необходимости брали для себя. Ведь возможности человека обширны и мы даже не знаем сами насколько обширны.
Удачи Вам, мои летчики! До следующих встреч в моих бесчисленных полетах!

Военный лётчик 1-го класса, полковник в отставке Баранов Виктор Михайлович
Изменено: 07.03.2018 13:52 от Штефанов Д.Б..

О полетах летчика В.М.Баранова в Гремиху 13.03.2018 15:14 #37

Еще один рассказ летчика Баранова Виктора Михайловича.

О летном происшествии.


В один летних дней 1974 года мне поступило задание слетать на на запасной аэродром на острове Кильдин. Наш непотопляемый "авианосец". В полку должны после обеда начаться полеты. Мой штурман зашел вместе со мной в секретную часть получить полетные карты. А я довел до Галины Ильиничны ( временно она оставалась за начальника секретной части полка) , что слетаю часа на полтора на Кильдин и вернусь домой. Слава оставался дома один. Он же у нас крутоверть, за ним глаз да глаз. Я ему приказал сидеть дома, скоро вернусь. Мы с праваком приехали в ДС (там стояла поддежуривающая машина (вертолет). Перед самым вылетом приехал командир полка полковник Логачев Н.Ф и сказал " Бери другую машину с полным запасом топлива и лети в ВМБ Гремиха, а на Кильдин слетает Моторин "Есть."
На стоянке эскадрильи я взял другую машину и улетел в Гремиху. Моторин же через два часа улетел на Кильдин на той машине, на которой я должен был лететь. Выполнив задание, слетал в Гремиху и вернулся. Захожу на посадку и вижу, на ВПП (полосе) что-то догорает. Много людей. Логачев Н.Ф. машет мне, чтобы я не отвлекался от посадки. Что-то мне подсказало, чтобы я садился на скорости по-самолетному. Зарулил на стоянку и быстренько к месту пожара. Оказалось, что это догорает мой вертолет, на котором я должен был лететь. Экипаж с него спасся, покинул вертолет после падения и его увезли в штаб.

В это время весь летный состав был на предполетных указаниях перед началом полетов. Естественно Галина Ильинична (супруга), как начальник секретной части полка, привезла полетные карты для всех летающих экипажей в данную летную смену. Т.е находилась в классе предполетных указаний. В какой-то момент в класс забегает офицер и что-то на ухо сказал Логачеву. Командир полка приказал "всему личному составу выйти из класса". Начальнику штаба: "Галину Ильиничну не выпускать из класса". Ведь только Логачев Н.Ф. знал, что в воздухе находилось два экипажа вертолетов Ми-8. Какой из них упал и горел на полосе, он не знал - Баранов или Моторин. Поэтому начальнику штаба сказал, чтобы Галину Ильиничну не выпускал из класса. Пока весь личный состав покидал класс и нач. штаба сказал "Галина оставайся здесь, собери все полетные карты" и тоже убежал. Галина Ильинична закрыла чемодан с картами, которые ещё не успела раздать и побежала на ВПП. Увидела , что на полосе горит авиационная техника. Да горит так, что нельзя было определить - самолет или вертолет. Она спрашивает у старшего штурмана полка подполковника Кинчина "А кто горит?". Он ответил "Ми-8 горит". Галина потеряла сознание. Она ведь не знала, что в воздухе два Ми-8. Она знала, что на Кильдин улетел только Я. И в воздухе других вертолетов не было. Она же не знала, что перед самым вылетом Логачев Н.Ф.-командир полка отправил меня на другой машине на Гремиху. А слетать на Кильдин отправил Моторина.

Но в данный момент НИколай Федорович тоже не знал , кто вернулся с задания и кто упал. Галину Ильиничну " Скорая " быстро вместе с полковым врачом увезли в медсанчасть. Благо "скорая" на полетах всегда дежурит на аэродроме. Вообщем какими-то горячими уколами привели её в чувство. К этому времени уже было известно, что упал Моторин. Галине Ильиничне в медсанчасти довели, что на ВПП догорает вертолет №21 экипажа Моторина. Тогда возник у Галины вопрос, а где же экипаж Баранова. Ведь она знала, что в воздухе только экипаж Баранова. Она посчитала, что её успокаивают. Ведь аналогичное было со мной на Черноморском флоте и Галину успокаивали. Все встало на место, когда я прилетел и пришел домой. Слёз море. Висит на шее молча. И только по конвульсиям я понимал, что ей надо так успокоться. Я ей тогда был благодарен, что она не сказала мне "Или твои полеты, или семья". Понимала, что без полетов, без неба мне не жить.

А что же случилось? После возвращения с задания, в полете на вертолете перетерся тросик управления хвостовым винтом. Хвостовой винт вращался, но не управлялся. Экипаж в полете не определил, что ХВ не управляется и заходил на посадку по вертолетному. В полете подвороты влево вертолет сам выполнял за счет реактивного момента, которы ни чем не компенсировался. Чтобы понять что это за реактивный момент я отошлю ко второму Закону Ньютона - каждому действию равно противодействие. Т.е если Несущий винт вращается вправо, то (по закону) вертолет вращается влево. А чтобы такого не было на всех одновинтовых вертолетах устанавливается ХВ (хвостовой винт). Вот он-то и устраняет реактивный момент. Это я рассказал кратенько. Почему вертолет в полете не начал вращаться? А потому, что хвостовой винт на скорости горизонтального полета работает как киль самолета. На зависании устранять реактивный момент нечем (ХВ не управляется - перетерся тросик). Вертолет ударяется несущим винтов о бетонку, тем самым смягчил удар вертолета и загасил скорость вращения самого вертолета и спас экипаж, как ни странно. Если бы Моторин заходил на посадку по-самолетному, ХВ работал как киль, этого бы не произошло. Я до сих пор не знаю, почему Валентин Моторин не сделал посадку на своем аэродроме, длинная ВПП, по-самолетному. Может быть от того, что это всегда на аэродромах, на своем, чужих, я садился по-самолетному. Благо инструкция позволяла нам это делать. Сплошные выгоды от взлетов и посадок по-самолетному. Не буду расшифровывать. Вертолетчики это знают. Правда не все это умеют делать.
Вот так закончился мой и наш полеты в тот день.

Военный лётчик 1-го класса, полковник в отставке Баранов Виктор Михайлович

О полетах летчика В.М.Баранова в Гремиху 13.03.2018 15:29 #38

Одним из тех, кто обеспечивал полеты 830 полка в том числе в Гремиху, был Дудник Владимир Ильич.

Вот что написал о нём его сослуживец и подчинённый полковник Клейн Юрий Викторович:

Заместитель командира ВЭ по ИАС Дудник Владимир Ильич, легендарная личность.
В народе его называли просто "Ильич"!
Всегда первым появлялся на стоянке своей ВЭ и последим с неё уходил!
Вспоминаю, когда ходил, будучи в полку, старшим инженером полетов, то
Ильич, всю душу из тебя вытянет, но своего добьётся! От него не возможно было,
что называется, отмахнуться!
Он был настоящим инженером и хозяином у себя на стоянке!
Мы вообще не понимали когда он отдыхает! Ведь у него эскадрилья
была не простой. В этой ВЭ Ми-8 , Ми-6, Ми-14пс летали на спец задания
в любое время суток и, как правило, без выходных.
И он все это "безобразие" держал под своим неусыпным контролем!

___830__e84b.jpeg

О полетах летчика В.М.Баранова в Гремиху 14.03.2018 12:22 #39

Летчик Баранов Виктор Михайлович порадовал очередным рассказом о своих полетах.

Мои полеты с Главкомом ВМФ СССР Горшковым С.Г.

Впервые я познакомился с Главкомом в 1968 году. Тогда я служил на Каче, Черноморский флот. Молодой командир экипажа Ми-4 спасательного звена 872 противолодочного полка. Недавно прошел курс командиров экипажа в 333 ЦБП и ПЛС в Николаеве и отлетал летную программу в 555 полку в Очакове. Выдержал конкурс и был назначен командиром экипажа в спасательное звено. Дома, т.е в родном полку, прошел подготовку в спасательном варианте и уже через месяц заступил на боевое дежурство в ДС. На погонах красовались три маленькие звездочки. Лиха беда начало. В один из летних дней командир полка полковник Сафонов Петр Сергеевич (мой первый командир экипажа в полку) ставит мне задачу "Завтра со своим экипажем летите на аэродром Гвардейское. Туда прилетает Главком ВМФ адмирал Горшков С.Г, поступаешь в его распоряжение. Одна из задач - облет озера Донузлав. Там будут базироваться дивизион торпедных катеров. Задача может быть дополнена. Поэтому топлива на борту должно быть максимально полно. Форма одежны - летная.
На следующий день за 3 часа до прилета Главкома мы уже сидели на аэродроме в Гвардейском. В авиации так всегда. Если нужно вылететь в 12 часов, то по инстанции, экипаж часов в 8 уже на аэродроме. Встречающих полным полно.
Интересно было смотреть : командующий ЧФ ходит туда-суда. С ним вместе наш командующий авиацией ЧФ генерал-полковник Мироненко А.А. А за ними - туда-сюда целая когорта воинов с различными погонами не менее каперанга, полковника. Видимо , волнуются. Одни мы без эмоций. Нам интересно. Ведь мы впервые видим. Я лично до этого момента вообще не видел адмиралов вживую. После прилета Ту-134 возле самолета, как на митинге. Какие-то доклады, разговоры. На нас никакого внимания. Я подумал, что мы-то на этом празднике совсем ни к чему. Ан, нет. К нам подошёл сам Главком. Спросил, знаем ли задание. "Да, товарищи Главком, но хотелось бы уточнить в деталях" "Вообщем товарищи летчики полетим в Донузлав, облетаем его сколько нам потребуется, сядем в некоторых местах, приглянувшимся нам. Сядем в Новоозерном. И потом обратно на этот аэродром. "Крымские расстояния относительно небольшие и поэтому через несколько минут мы были над озером. К этому времени озеро Донузлав каналом соединили с Черным морем. Стоял вопрос, где разместить ВМБ катерников? Полетали приличное время, несколько раз садились. Видимость из вертолета Ми-4 не очень хорошая и поэтому летали много. Я потом расскажу как Главком у нас на Севере, летая со мной, сидел на месте борттехника Ми-8. Выполнив задание, по указанию Главкома мы вернулись на аэродром Гвардейское.
Прямо на аэродроме прошло бурное обсуждение. Всем ( кому положено) было предоставлено слово - высказать мнение. После этого Адмирал Горшков С.Г поблагодарил экипаж и объявил нам "БЛАГОДАРНОСТЬ за отличное выполнение полетного задания". Эта Благодарность первая в карточке поощрений. Потом у меня их будет много и ценных подарков за все года, пока я летал с Главкомом. После вылета Горшкова С.Г в Москву ко мне на борт сели оба Командущих флотом и авиацией флота (Чурсин С.Е и Мироненко А.А) и лица их сопровождающие. Я их перевез на аэродром Командующего в Севастополь, а сам потом домой на Качу. И как заключение этого воспоминания - с Мироненко А.А. мне пришлось ещё дважды встречаться. Ну это потом.

Следующая моя встреча с Главнокомандующим ВМФ СССР состоялась в 1970 году. К тому времени я написал рапорт на перевод меня для прохождения службы на Север. Наверняка кто-нибудь мне скажет, что я не совсем нормальный. Проситься служить на Север из благополучной, теплой, красивой Качи (Севастополь) может только человек, у которого что-то не так. Да, так и есть. И я об этом расскажу в свое время. Только не считайте, что у меня не всё в порядке с головой.
Итак в августе 1970 прибыл в Североморск (хотя планировался я переводом на Новую Землю, в Рогачево). К осени 1970 года в 830 м полку не стало хватать правых летчиков. Я только что перевелся и поэтому не вдавался в причину этого явления. Хотя предполагал. Но сейчас не об этом. Несколько командиров экипажей остались без правых летчиков. У меня его и не было. И некоторые командиры, оставшиеся без правых стали летать - командир с командиром. Меняя командирское место по очереди. Так я стал летать с Юрием Васильевичем Пастуховым, выпуска 160 ВАУЛ 1962г. (я выпуска СВАУЛ 1965 года). Прекрасный был парень и офицер. Я его знал ещё по нашему училищу. Нам сказали, что такое состояние не надолго, т.к скоро (в ноябре этого года) прибудут 21 выпускник СВВАУЛ, по высшему профилю. А пока, до них, надо летать так, как есть. План боевой подготовки никто не отменял. Мы с Пастуховым были довольны и летали по очереди командирами.
В один из дней сентября нам последовала задача. Слетать в Архангельск для выполнения полетов с Главкомом. Я остался доволен, т.к я уже с ним летал. В это время летчики Лахтинского полка на Ми-4 переучивались в Николаеве на Ми-8 и поэтому выполнить полеты с Горшковым С.Г не могли. Нам сказали, что в Северодвинске будет спуск на воду АПЛ. Естественно это мероприятие не может обойтись без Главкома. Тем более эта лодка какого-то нового проекта. Самолет Главкома будет садиться не в Лахте, а в Архангельске, аэродром совместного базирования Талаги. Сколько возможно мы заправили свой Ми-4 (фамилию борттехника жаль - забыл). Погода по маршруту через всю Кольскую землю, способствовала нам. Полет был интересен и познавателен, тем более , что мы с Юрой оба по такому маршруту не летали. Пересекли Горло Белого моря, прошли Северодвинск. Посадка в Талагах. Трудность была в связи. Руководят диспетчера аэрофлота. А у них связь не как у военных. Контроль, подход, посадка, руление и всё это на своем канале. А у нас на Ми-4 настроены фиксировано всего 4 канала. Один из них полковой, второй спасательный, первый канал перелетный и еще какой-то. Вообщем сели, зарулили. А вскоре прилетел самолёт Главкома Ту-134. Получили задание от Горшкова С.Г "Летим в Северодвинск на мероприятие по спуску лодки. Я спросил: "А площадка для посадки там есть?" "Нет, будете садиться на причал, попадете? ". "Попадем"
Северодвинск недалеко от Архангельска. Вперед. Прилетели, мягко сели. Заход конечно был не очень удобен. Всякие краны, строения, стапеля. Всё-таки, не теряя лица, сели. Главком, конечно видел как нам достался этот заход. К следующему моему прилету у проходных Севмаша была выложена площадка из американских металлических листов.
Спуск лодки. Это событие эпохальное и грандиозное. Нам повезло. Впечатлений на всю оставшуюся жизнь. Я еще несколько раз там был, но на спуск лодки больше не пришлось попасть. После окончания мероприятие мы с Главкомом перелетели в Талаги. Он нам подарил свою книгу "Морская мощь государства" с автографом. У меня она стоит в домашней библиотеке вместе с книгами Командующих Северным флотом Егорова Г.М. Чернавина В.Н. и много других. После взлета Ту-134, мы перелетели в Лахту (наш морской аэродром) в гарнизоне Катунино. Заправились и на следующий день раненько полетели домой. Обратно летели сперва по Южному берегу Кольской земли, через Варзугу, Лавозеро. До чего же красивая наша Кольская земля, особенно её южная часть! Долго вспоминаю, пишу, а вертолет-то летит. Вот мы и дома. Доложили командиру полка полковнику Мосолову Герману Павловичу. Он нам признался, что несколько переживал. Ведь мы оба командира не летали так далеко, хватит ли топлива и т.д. Кстати, у нас (согласованный) запасной аэродром на маршруте был Соловецкий (позывной " Кремль"Подмигивает и Летняя Золотица. Это нам с Юрой Пастуховым был большой опыт.
Ну, а пока, до новых полетов, перелетов. Еще много, много интересных полетов, по крайней мере для нас. Накапливается опыт, знания районов полетов, умение ориентироваться и в тундре. А ведь тундра по своему красива и привлекательна. И даже очень ориентирована.

Военный лётчик 1-го класса, полковник в отставке Баранов Виктор Михайлович
Изменено: 14.03.2018 12:22 от Штефанов Д.Б..

О полетах летчика В.М.Баранова в Гремиху 14.03.2018 12:23 #40

Вертолет Ми-4А.
На таком летчик Баранов В.М. летал с Главнокомандующим ВМФ адмиралом флота Советского Союза Горшковым С.Г.

_-4_image.jpg
Время создания страницы: 0.71 секунд