Главная Инфо-Вестник Семи ветрам наперекор

Семи ветрам наперекор
          Автор: Меньшиков К.    18.01.2002 07:59          

СЕМИ ВЕТРАМ НАПЕРЕКОР

 

     Чем всегда восторгалось, чему рукоплескало человечество? Созидательному импульсу, энергии внутреннего горения, на разумное преобразования мира вокруг себя. Энтузиасты - они тоже люди разные. Бывают энтузиасты амбициозные, бывают безрасчетные мечтатели, но людям более по душе самозабвенные энтузиасты-альтруисты. Я бы сказал, что не тот подвижник, кто брызжет идеями, бездушно подчиняя духу этих идей все вокруг, а тот, кто с головой окунувшись в доброе и честное дело, всего себя с бескорыстным запалом отдает во имя его свершения.
     Чуть более полугода назад в одном из весенних выпусков "Инфо-Вестника" в статье под заголовком "О древнем маяке замолвите слово" вкратце были молвлены слова о ярком порыве трудового коллектива гидрорайона сдвинуть с мертвой точки давно назревшую проблему капитального ремонта древнего северного маяка у мыса Святой Нос, которому уже в этом году исполнится 140 лет. Не слишком уповая на моментальную реакцию в высших командных и хозяйственных сферах, островнинские гидрографы создали тогда собственный Добровольный благотворительный фонд "На восстановление маяка Святоносского и маячного городка", отчисляя туда часть своего заработка. Ими же была предложена идея организации почтово-благотворительного выпуска серии марок и почтового блока "Маяки Баренцева моря", средства от реализации которого могли быть направлены на восстановление маячного сооружения. Главным идеологом и вдохновителем инициативы выступал инженер маячной службы офицер запаса Сергей Игоревич Балашов.
     Идея благотворительного выпуска была поддержана командованием района базирования и впоследствии командованием флота, в результате чего соответствующие письма-ходатайства были направлены в адрес государственного Департамента почтовой связи. Но с гораздо большим энтузиазмом к этой проблеме, хоть флотского, но и исторически местного значения, отнеслись в администрации ЗАТО. Летом в рамках мероприятий по празднованию Дня города с целью привлечь внимание к решению этого вопроса было организовано посещение высокими гостями здания маяка, маячного городка. Тогда же во второй раз после 137-летнего перерыва был произведен обряд освящения маяка священником Сергием Погодиным. Лично посетив обветшалую маячную башню, влиятельные гости города прониклись пониманием проблемы и уже в конце июня из Департамента почтовой связи стали возвращаться ответы на всевозможные запросы. Правда тон ответов был однообразен и не давал повода к оптимизму. Суть их сводилась к одному: с 1994 года выпуск почтово-благотворительных марок в России прекращен.
     Вернемся к личности Сергея Балашова. Лето и осень прошедшего года он посвящает поиску материалов по истории маяка, посещению библиотек и архивов, встречам и перепискам с краеведами, историками, энтузиастами от филателии (коим и он сам является). Идея с выпуском марки, посвященной маяку, по-прежнему не оставляет его. В декабре состоялась, можно сказать, поворотная встреча с действительным членом российского географического общества, председателем мурманского союза филателистов Андреем Леонидовичем Кауфманом. Что она определила?
     Во-первых, запущен процесс выпуска художественного маркированного конверта, посвященному маяку Святоносский. В мае ожидается поступление партии конвертов в Мурманск, откуда солидная доля будет передана в Островной. В день 140-летнего юбилея маяка, а этой датой, вероятнее всего, будет признано 19 ноября, будет произведено спецгашение конвертов штемпелем "первого дня", автоматически возводящее эти конверты в ранг филателистических раритетов. Само появление таких конвертов в городе уже может считаться неким подарком островчанам к 140-летию маяка. Эскиз штемпеля разработан в Гремихе и согласован в мурманском союзе филателистов. А заказать его изготовление трудовой коллектив гидрорайона решил частично из средств, собранных ими при организации благотворительного фонда.
     Теперь почему в качестве даты юбилея предпочтение оказывается 19-му ноября. Во-первых, дата еще не утверждена окончательно. Об окончании работ по возведению маячной башни предварительно упоминается в докладе гидрографическому департаменту Главного командира архангельского порта от 1 августа 1862 г.: "На отношение Департамента от 16-го минувшего июля, имею честь уведомить, что Сосновский и Святоносский маяки будут окончены постройкой к 15 сентября настоящего года, а осветительные аппараты могут быть поставлены не ранее октября, т. е. в исходе навигации...", 6-го же ноября или 19-го по новому стилю Гидрографический департамент Морского министерства "делает известие по Морскому ведомству "(аналог нынешних Извещений мореплавателям): "Что в Белом море окончены ныне постройкою два маяка, из коих один при входе из северного Океана, на верхнем или южном холме северной части мыса, называемого Святой Нос, в расстоянии около 300 саженей к N/W от башни и в 2 1/2 верстах от оконечности мыса на SO 29 1/2° в широте 68° 08 51 N и долготе 39°48 54 О от Гринвича, а другой .... Оба эти маяка деревянные, осьмиугольные, обшитые досками и окрашены светло-желтою краскою, а металлические крыши их серою краскою. На маяках установлены металлические фонари, снабжённые осветительным аппаратом катоптрической отражательной системы, На Святоносском маяке аппарат состоит из 18 аргантовых ламп, при таком же числе рефлекторов... Высота огней маяков: Святоносского от основания 58, а над уровнем моря 298 английских футов."
     Утвержден выпуск в 2003 год серии из пяти марок, посвященной маякам Белого и Баренцева морей. Заказ передан московскому художнику Мурашову. Одна из марок серии вероятнее всего будет посвящена Святоносскому маяку, не в благотворительном, так хоть в познавательном виде информация о древнем маяке может стать достоянием многих.
     А что же собственно с самой проблемой реставрации? Министерство обороны по-прежнему страдает от недофинансирования, капитальный ремонт сооружения в 2002 году -вопрос, похоже, нерешенный. Одно из существующих предложений придать маяку статус исторического памятника культуры мало претендует на сбыточность. В этих условиях вновь заявила о своем небезразличии городская администрация. Видимо, июньское посещение маяка произвело на Веру Михайловну такое впечатление, что боль гидрографов-маячников стала и частью ее личного отношения к ситуации. Из письма, направленного в адрес командования Гидрографической службы Северного флота: ",..Я лично была на маяке. Мне известно, что как сам маяк, так и жилые и служебные помещения маячного городка находятся в ветхом состоянии и требуют капитального ремонта. Требует ремонта и дорога от губы Лопское Становище до маячного городка. Мне известно, в каких сложных условиях работают и живут люди, обеспечивающие работу маяка. Мне хорошо известно и понятно, что решение этих проблем связано с финансированием. Чтобы привлечь внимание к проблемам маячного городка Святоносский в июне 2001 года мы пригласили на маяк представителей Администрации Мурманской области, Министерства финансов РФ. Было высказано единодушное мнение, что необходимо профинансировать восстановление старейшего на Мурманском берегу маяка. Но возник и естественный вопрос -нужен ли этот маяк с точки зрения обеспечения безопасности плавания судов, и не будет ли он упразднён, как и многие объекты Мини-Обороны РФ. Вам, как руководителю большого подразделения, хорошо известно, что для того чтобы добиться серьёзного финансирования каких либо работ нужно серьёзное обоснование. Бюджет города не располагает денежными средствами для восстановления маячного городка и улучшения быта служащих маяка, но оказать посильную помощь мы можем. Для этого необходимо определиться в следующем вопросе: Нужен ли маяк Святоносский России, как средство навигационного обеспечения в настоящее время и в будущем ? Если да, то: а) Вышлите, пожалуйста, на моё имя подробное обоснование необходимости маяка Святоносский. б) Необходимо определиться с объёмом и сроками проведения работ. Выражаю надежду, что моё обращение не останется без внимания и ответ не заставит себя ждать. С уважением, Глава ЗАТО Островной В. Роздина"
     Нужен ли маяк Святоносский, как исторический памятник, навигационный ориентир или предмет гордости российской державы достаточно однозначно понимали в не менее сложное время почти полтора столетия назад сразу после поучительных для страны тяжелых итогов Крымской войны. "11 июля 1856 г. Архангельск В строительный Департамент Морского министерства. О признаваемой необходимости построения двух маяков. На отношение онаго Департамента от 5-го минувшего июля имею честь уведомить, что из значущихся в том отношении шести маяков, признано необходимым первоначально один маяк на Святом Носе при входе в Белое море, а другой в последствии времени у реки Пулонги, из коих первый маяк вообще полезен для военных, коммерческих и поморских судов..." "... 21 января 1859 г. ...Маяк на Святом Носе, входный маяк в Белое море, существенно необходим, а несуществование подобного входного маяка, единственный пример в Европейских морях; причина подобного случая разве может объясниться тем, что наши военные суда, по преимуществу выходят из Белого моря, а не входят в него, и потому не ощущают той настоятельной потребности, в которой нуждаются купеческие суда. Подобные входные маяки должны иметь самое яркое освещение, какое только возможно, и потому Департамент полагает, что на Святом Носе действительно нужно иметь огонь первоклассный и даже с проблесками, которые усиливают яркость света и ясно отличают маячный огонь от постороннего..."
     И тогда молвили слово о древнем маяке. Благо и сегодня живет небезразличие и энергия энтузиастов. По последним сведениям реакция на обращение Главы ЗАТО в Гидрографической службе последовала, и, если не в юбилейном, то может быть в следующем году забота о верном друге и опоре мореплавателей обретет долгожданное воплощение.

К. Меньшиков

 

Инфо-Вестник Островной 18 января 2002 год.
Стр.1,14-15

 


 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.