Главная Инфо-Вестник Камо Грядеши

Камо Грядеши
          Автор: Смыслов В.    31.05.2002 22:03          

КАМО ГРЯДЕШИ?

 

Не знать, что случилось до твоего рождения,
значит, всегда оставаться ребенком...
Марк Туллий Цицерон

 

     Quo vadis? Куда идем? Какой дорогой, каким путем? Через какие тернии, к каким звездам? Что оставим мы после себя? Банальные до штампованного вопросы, не теряющие своей актуальности на протяжении многих тысячелетий. То мы спешим к божественному свету из тьмы веков, то на всех парах летим к светлокоммунистичеекой идее, до которой от силы километра два, но каждый шаг - пятилетка (т.е. приблизительно 3000 пятилеток). Теперь же с головой кинулись в тихий омут с экономическими чертями, разрушив все старое, а нового еще не успели построить, и все чаще впадаем в меланхолические воспоминания "А вот помнишь " Новый век, новое тысячелетие, а память-то осталась там, в прошлом, ставшем давно историей
     В начале каждой из своих книг о кибернетических организмах - терминаторах - Рэн - далл Фрэйкс неизменно рисует на стене надпись "История мертва"
     И он прав, если вдуматься, только не считая одного того, что все происходящее сейчас - зто продукт истории, ее производная, ее продолжение. Да вот только кого ныне волнует, кроме узкого круга специалистов, эта история в свете последних глобальных потрясений на стыке эпох? Не спорю, всемирная история сильно пополнилась событиями, современниками которых к счастью и горести мы являемся, но вымирает, подобно редкой породе флоры или фауны, история отдельно взятая, частная, ейва-едва заметная, да и то лишь для наметанного глаза, в ветвях древа многовековой истории рода человеческого.
     Нет, оно, конечно, понятно: у поколения постарше - заботы о хлебе насущном и, желательно, с маслом и парой кусочков сырокопченой колбаски; у племени младого, незнакомого - вопросы преимущественного слепого почитания и сравнительного анализа негритянского, sorry, афроамерикан-ского этнического музыкального фольклора и разного рода кислот. И чего уж греха таить - самому не до истории, когда тоска по блюзу заедает. У молодых ведь возраст такой, когда есть вещи поважнее " надо самоутвердиться в своей "тусе", разобраться с соседней, изучить новые идиоматические выражения, да и с бой и гёрлфрендами надо отношения поддерживать, не забывая придерживать шаровары пятьдесятпоследнего размера, грозящие свалиться в самый неподходящий момент.
      И посещают потому все чаще голову бедовую поговорки про непомнящих родства, слышащих, что звонит по ком-то колокол, да никто не знает где. Абсолютное большинство знает эту дату -- 1611 год, некоторые припомнят Алая Михалкова и даже дьяка Василия Мартемьяновича, но кто знает, кто они такие, чем занимались, какая роза 20-тиметровым в секунду попутным ветром занесла их в наши края "обетованные", благодаря чему саамский погост и оказался упомянутым в писцовых книгах.
     А как вам, любознательные читатели, такой факт из жалованной грамоты царя Федора Ивановича от 3 июня 1585 года: ".. .Пожаловал есми терских крещеных и некрещеных понойских, иеконских и семиостровских и поворонинских и левозерских кондольских лопарей... А сказали: приезжают де к ним банщики наши... и с них де, лопарей, емлют с их луковых угодий нашу дань песцами вдвое и насильство им от данщиков... И мы лопарей... пожаловали, а велели если им нашу дань с их погостов с луковых угодий и за десятую рыбу збирати самим... по пятидесяти рублев в год, а привозите им та наша дань на Москву в Новгородскую четверть ежегод... на стретенье... а данщиков наших в их лопские погосты для нашие дани посылать не велели..." А ведь есть еще труд Сигизмунда Герберштейна, есть Двинская летопись года 1497. Они ведь дают еще более глубинное знание об истинных корнях истории родного погоста - деревни - села -рабочего поселка - города. Их (корни) надо лишь достать из-под небытия для всех на свет знаний. Вопрос лишь в одном: в желании.
     А вот желания как раз и не хватает. Как не хватает и музея городу, хотя историей родного края у нас занимаются, причем, довольно активно - Музей истории родного края при ДДТ и кружок краеведения, Музей Боевой Славы при ДОФе, кружок саамской поделки в Гремихе. Нюанс: все они без исключения знакомят с историей и культурой коренных обитателей этих мест. Вы сможете узнать о Йоканьгской каторжной тюрьме и даже увидеть ее макет в экспозиции ДОФа. Но нигде и никто не расскажет истории города "от и до" - из глубины веков до наших дней. Ее просто нет, а есть лишь собранные (и не воедино!) обрывочные разрозненные сведения, зачастую противоречащие друг другу, с огромным количеством пробелов и упущений.
     Да, конечно, есть энтузиасты, но на нашем вечно голосоколином "энтузиазизьме" далеко ведь не уедешь. Да, предпринимаются попытки сложить по кусочкам историческую мозаику Островного, но... При всем моем уважении к этим людям, одному и даже двоим это не под силу: в огромном количестве хроник и летоопи-саний нужно найти и вычленить нужные сведения, а на это не хватает времени и сил - семья, работа-служба, гараж-машина, осенние заготовки в закрома домашние, и прочее, прочее, прочее... Да и отпуск не такой уж и длинный, чтобы тратить бесценные дни его на изучение исторических анналов в архивах. Короче говоря, и хочется, и колется, в том числе и материально.
     И летят со скоростью нашего ветра дни, и жизнь уходит в прошлое, и, глядишь, сбудется явью, вещим тот страшный сон про год 2101, и грустная сказка останется без надежды на счастливый конец. Кто-то скажет: "Да зачем этот музей нужен? Рано или поздно ЗАТО откроют, всех расселят. Что останется - со временем тоже развалится. Так зачем напрягаться?" Рано или поздно всех расселят, но гремиханцы-островчане останутся, ведь это не место жительства, а состояние души. Так в чем тогда смысл нашего пребывания здесь, в Йоканьге -Гремихе - Мурманске-140 - Островном: заработать пенсию, получить квартиру, сделать карьеру? А может, есть все-таки, что-то еще, кроме желания булки с маслом?
     Реализм, материализм и прагматизм - вещи упрямые, но воображение упорно цепляется хрупкими коготками надежды за мысль - пусть, пусть (условно допустим такой вариант) от города останутся пара объектов да обслуживающий их вахтенным способом персонал, но музей-то останется! Его ведь можно будет, в случае чего, "эвакуировать" в одну из "маленьких Гремих", разбросанных по Большой земле, где он мог бы стать не только местом возвращения памяти в светлое прошлое, но и традиционным местом встреч всех тех, кому довелось хоть немного пожить в этом заповедном краю.
     Главное - захотеть, чтобы появилось желание оставить после себя что-то действительно ценное, ведь к чему бы мы ни шли, всегда должно быть место, куда можно было бы вернуться и оттаять, отогреться душой, - домой, а дом там, где сердце. Вот и мое сердце навсегда останется здесь, как и у многих из вас, я уверен.

 

В.Смыслов    

 

Инфо-Вестник Островной    31 мая 2002 год.
 стр.1-2,15

 


 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.