|
Страница 2 из 18
ЧАСТЬ I
ИОКАНЬГСКАЯ ВОЕННО-МОРСКАЯ БАЗА

Глава 1
История создания Иоканьгской военно-морской базы.
Первая мировая война подчеркнула стратегическое значение для России Северного морского театра: союзники ввозили через Архангельск вооружение, военную технику, каменный уголь и промышленное оборудование. Россия, в свою очередь, экспортировала лес, хлеб, мясо, масло, пушнину, цветные металлы и различное сырье. Архангельск, связанный железной дорогой с центральной Россией, был в то время наиболее крупным портом на Севере. В 1914 году сюда было доставлено от союзников 533 000 т грузов и вывезено свыше 1 000 000 т, в следующем году ввезено почти 1 200 000 т. Война заставила быстрыми темпами завершить строительство железной дороги от Петрозаводска к Кольскому заливу. В ноябре 1916 года железнодорожное полотно довели до бухты Семеновская в Кольском заливе, создаваемый поселок получил имя Романов-на-Мурмане1. В дальнейшем на этом месте был построен город Мурманск. Германское командование, обеспокоенное ростом морских перевозок противника, усилило свою военно-морскую группировку в районе Баренцева моря, которая стала осуществлять минные постановки и наращивать деятельность подводных лодок. Перед правительством России встал вопрос о создании на Севере соединения военно-морского флота для охраны судоходства и борьбы с минной опасностью. В начале 1916 года сформировали отряд обороны Кольского залива, а в Архангельске - партию траления2. В том же году Морской генеральный штаб разработал план строительства морских сил на Севере. Планом предусматривалось создать флотилию, в состав которой должны были войти отряд крейсеров, отряд миноносцев, дивизия траления, отряд судов обороны Кольского залива, охрана водного района (ОВР) в Архангельске и служба связи. Император Николай II 10 февраля 1916 года утвердил план организации морских сил Севера, схему командования и план оборудования морского театра. Согласно этому плану создавались посты службы наблюдения и связи (СНиС), устанавливались береговые батареи и началось навигационное обустройство морского театра. Предполагалось создать военно-морскую базу в Екатерининской гавани Кольского залива, построить военный порт в Архангельске и оборудовать стоянку военных кораблей на Иоканьгском рейде3. Вследствие возросшей угрозы судоходству между Кольским заливом и Архангельском, а также усилением минной опасности, возникла необходимость создания промежуточной базы флота. Такой базой могла стать Иоканьга, находившаяся на полпути между Кольским заливом и Архангельском. Командование флота предполагало базировать в Иоканьге отряд крейсеров, дивизию траления (в период навигации на Белом море) и сторожевые корабли (круглогодично). В состав Флотилии Северного Ледовитого океана вошло 89 боевых кораблей и вспомогательных судов.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Использованная литература и источниники
1 Козлов И.А., Шломин B.C. Краснознаменный Северный флот, М.: Воениздат, 1983. С.23.
2 Там же. С.26.
3 Флот в первой мировой войне. Т. 1. С.598.
|
|