Главная Печатные издания Три сестры Беломорской флотилии - Боевые действия в 1944 и 1945 годах

Три сестры Беломорской флотилии - Боевые действия в 1944 и 1945 годах
          Автор: Щедролосев В.В.    10.10.2006 21:46          

Глава 5 

 

Боевые действия в 1944 и 1945 годах 

 

 

     Несмотря на очевидно приближающееся поражение Германии во Второй мировой войне, 1944 год стал не менее напряженным, чем предыдущие: к весне руководство военно-морскими силами Германии перевело на северные базы в Норвегии до 50 подлодок, которые действовали против союзных конвоев, а около 30 из них оперировали против судоходства у побережья Кольского полуострова и в советской Арктике.
     Противник стал применять в подводной войне новое оружие - быстроходные парогазовые и электроторпеды с акустическими головками самонаведения и с большой дистанцией хода. Лодки могли выпускать торпеды с дистанции около 40 кб, то есть из-за пределов дальности работы корабельных гидролокаторов.
     Подводные лодки противника получили на вооружение счетверенные зенитные автоматы и перестали срочно погружаться при обнаружении их самолетом, а открывали по нему плотный зенитный огонь.
     Устройство «Шнорхель», установленное на многих лодках, позволяло им в подводном положении иметь ход под дизелем и одновременно заряжать аккумуляторные батареи, а наличие станций обнаружения работы корабельных радиолокаторов позволяло противнику своевременно уклоняться от атак надводных кораблей.
     В то же время многие корабли Иоканьгской ВМБ получили на вооружение английскую и американскую гидроакустическую аппаратуру и радиолокаторы, что повысило их боевые возможности, появился первый опыт борьбы с германскими подлодками с помощью аппаратуры обнаружения. Поэтому и результативность атак противника оказалась, в общем, не велика.
     Во второй половине 1944 года противник попытался блокировать судоходство в зоне Иоканьгской ВМБ как минными постановками, так и атаками конвоев по методу «волчьей стаи». Лодки стали пользоваться засадами и выжидая конвои, таились у самого берега или в прибрежных бухтах. В некоторых местах побережья противник высаживал группы наблюдения с целью наведения своих подлодок на конвои. Обнаружив конвой с помощью радиолокатора, лодка выходила из засады и с большой дистанции пыталась атаковать суда. Как правило, большинство попыток атаковать конвой пресекалось кораблями эскорта или обеспечивающими переход кораблями Иоканьгской ВМБ. Решительные контратаки на обнаруженные подлодки заставляли противника отказываться от атаки и уклоняться от преследования кораблей охранения. К сожалению, в действиях командиров противолодочных кораблей все еще сказывался недостаток опыта по уничтожению обнаруженных гидролокатором подводных лодок противника, вследствие чего результативность контратак была низкой.
     В результате совместных действий кораблей охранения конвоев как союзников, так и СФ в районе Иоканьгской ВМБ конвои потерь не несли.
     Всего в 1944 году было обнаружено 307 подлодок, в том числе авиацией - девять, надводными кораблями - 113, постами СНиС - 13, радиоразведкой - 168. Из числа обнаруженных 101 лодка была атакована кораблями эскорта и дозорными кораблями и семь - самолетами. Уверенно повреждены пять лодок, уничтожена одна: тральщик Т-116 потопил U36223. Для целей противолодочной обороны Иканьгская ВМБ получила новые гидросамолеты PBN-1 «Каталина», но они существенного вклада в ПЛО базы не внесли, так как поступили поздней осенью 1944 года, когда пик активности подлодок противника спал, а пилоты только начали осваивать новый для них театр. Похожая история случилась с истребителями Р-40 «Киттихаук»: эти самолеты подразделения ПВО базы получили, когда острая нужда в них уже миновала, поскольку в 1944 году авиация противника понесла большие потери, частично была передислоцирована на советско-германский сухопутный фронт и на севере активности против базы не предпринимала.
     Четыре последних месяца войны в зоне Иоканьгской ВМБ прошли при высокой активности подводных сил противника. Всеми силами базы за это время было обнаружено 20 подлодок противника, 12 из них были атакованы, две - уверенно повреждены.
     Через базу прошел 21 конвой в составе 130 транспортных судов. Корабли эскорта отразили 16 попыток германских подводных лодок атаковать охраняемые транспорты. Отдельные лодки проявляли непостижимую активность и совершали по две - три попытки приблизиться к конвою для атаки судов. Потерь транспортные суда в районе базы не понесли24.
     Приказом командующего СФ № 091 от 16 февраля 1945 года БВФ была переформирована в Беломорский морской оборонительный район ( БеМОР ) в составе соединений и частей бывшей БВФ, с сохранением разграничительных зон ответственности.
     В соответствии с Постановлением СНК СССР Северный флот начал возвращать владельцам ранее мобилизованные суда. Часть сторожевых кораблей и тральщиков Иоканьгская ВМБ возвратила Мурманскому рыбтресту, а сторожевые катера типа «дрифтербот» ушли в Архангельск. Вскоре и бывшие пограничные корабли ушли из Иоканьги в свою базу - Кувшинку в Кольском заливе.
     Иоканьгская ВМБ была пополнена новыми кораблями, с окончанием войны ее задачи значительно изменились.

 

 

Заключение 

 

 

     Иоканьгская Военно-морская база была сформирована уже в ходе Великой Отечественной войны. Несмотря на недостаточное оснащение базы корабельным составом и слабое вооружение кораблей, база выполнила поставленные перед ней задачи, главной из которых являлось не допустить противника в Белое море и обеспечить судоходство.
     За время войны в зоне базы прошло 1083 конвоя, в составе 2144 транспортных судов и ледоколов, часть из них не заходили на Иоканьгский рейд, но их проход обеспечивался всеми силами базы. Потерь судов транспортного флота, следовавших через зону ответственности Иоканьгской ВМБ в конвоях за всю войну не было.
     В районе базы в 1941 году подлодка U132 потопила грузо-пассажирский пароход «Аргунь», совершавший одиночный рейс из Архангельска в становища на мурманском берегу Кольского полуострова. Севернее мыса Святой Нос подводными лодками противника были потоплены два рыболовных траулера, занятых ловом рыбы без охранения.
     В борьбе с германскими подводными лодками и в дозоре погибли СКР-27 «Жемчуг», тральщики Т-883, Т-889 и Т- 898 ( приложение 7 ).
     За период войны в зоне Иоканьгской ВМБ произошло 212 обнаружений подводных лодок противника ( приложение 4 ). Обращает на себя внимание незначительное число обнаружений подлодок авиацией базы - 5,6 % от общего числа, в то время, как у союзников это число превышало 50 %. Причинами тому были слабая авиационная техника ВВС СФ и недостаточная квалификация летного состава. Самолеты МБР-2 редко обнаруживали подлодки противника, так как, во-первых, они не имели на вооружении радиолокации, что особенно важно в условиях арктических морей с их частыми туманами и снежными зарядами, а во-вторых, двигатели этих тихоходных самолетов издавали сильный шум, что позволяло противнику своевременно погружаться. Кроме того, в тех случаях, когда подлодку все же обнаруживали, большинство атак оказывалось безрезультатными из-за недостаточной квалификации летчиков.
     Весь период войны Иоканьгская ВМБ обеспечила функционирование ряда трасс: Кольский залив - Белое море, Кольский залив - Арктика, Белое море - Арктика. Тральщики базы и придаваемые тральщики Главной базы флота и БВФ всю войну поддерживали фарватеры судоходными от мин. В зоне ответственности базы на минах не погиб ни один транспорт.
     К недостаткам деятельности Иоканьгской ВМБ следует отнести:

     укомплектование базы кораблями со слабым артиллерийским вооружением, малой скоростью хода и без технических средств обнаружения противника ( радиолокации и гидроакустики );
     база не имела, первоначально, авиационного прикрытия, аэродрома ( его построил личный состав уже в ходе войны ), береговые средства ПВО были явно недостаточными и укреплялись уже в ходе войны;
     СФ выделил самолеты устаревших моделей, которые в воздушном бою уступали германским;
     пилоты самолетов ПЛО не имели опыта борьбы с подлодками противника.

     В целом же Иоканьгская ВМБ в период войны выполнила возлагавшиеся на нее задачи25.
     Значительная заслуга в организации Иоканьгской Военно-морской базы и ее успешное функционирование принадлежит командному составу базы и прежде всего ее командирам: капитану 1 ранга А.И.Дианову, контр-адмиралу Н.О.Абрамову, контр-адмиралу Д.А.Тузу и начальникам штаба базы: капитан-лейтенанту Ф.И.Карпенко, капитану 2 ранга А.Д.Виноградову, капитану 1 ранга В.П.Боголепову и капитану 1 ранга Д.П.Шаникову. Много сделали для мобилизации личного состава базы на выполнение боевых задач военные комиссары базы и прежде всего баталъонные комиссары М.К.Гудовский и Л.А.Вязанкин.
     База располагала прекрасным офицерским составом, преданными делу людьми, большими патриотами нашего Отечества. Матросы и солдаты, старшины и сержанты в сложнейших условиях Заполярья, подчас не имея специального обмундирования и при весьма скромном питании, честно выполняли свой воинский долг. Они не только отражали налеты авиации и атаки подводных лодок противника, но и строили необходимые объекты в базе - аэродромы, дороги, водопровод, здания и укрытия, причалы и сухой док.
     С полным основанием можно заключить, что Иоканьгская военно-морская база была сильна своими людьми. 

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

     Использованная литература и источниники

 

     23 Щедролосев В.В. Конвойные операции эсминцев Северного флота в Великой Отечественной Войне // Гангут. Вып.20. С.97.

     24 ЦВМА.Ф.982.Оп.72СС.Д.1.Гл.2. Л.31,35. 

     25 ЦВМА. Ф. 2290. Оп.030903. Д.2.

 




 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»