|
Страница 3 из 18
Строительство военно-морских баз поручили Управлению строительства Мурманской железной дороги. Однако запланированные работы остались невыполненными. Революционные события и послевоенная разруха привели к расформированию Морских сил Северного моря. На Баренцевом и Белом морях остались небольшой отряд мотоботов, гидрографических судов и плавмаяк, с помощью которых специалисты-гидрографы, несмотря на все сложности первых лет советской власти, провели большую работу по составлению навигационных карт и описанию отдельных мест Мурманского берега Кольского полуострова и Белого моря. В 1925 году Реввоенсовет СССР приступил к разработке планов военного и военно-морского строительства. Этими планами, в частности, предусматривались оборонительные мероприятия на морских границах Северного морского театра4. Гидрографическая служба продолжала активное исследование морского театра. В Баренцевом и Белом морях проходили плавания и боевая подготовка кораблей Балтийского флота с курсантами военно-морских учебных заведений. В 1933 году завершилось строительство первой очереди Беломорско-Балтийского канала, а в мае - августе того же года, в соответствии с приказом наркома обороны, по нему перешли на север первые шесть боевых кораблей: эсминцы «Урицкий» и «Рыков» ( впоследствии «Валериан Куйбышев» ), сторожевые корабли «Ураган» и «Смерч» и подводные лодки Д-1 и Д-2. 1 июля того же года начальник штаба РККА издал циркуляр о создание на Севере военной флотилии5. В 1935 году завершилась первая очередь строительства базы флота в Екатерининской гавани (Кольский залив); город получил имя Ролярное. Планами Управления Морских сил РККА предусматривался перевод на Север значительного количества кораблей Балтийского флота. В 1937 году Северную флотилию реорганизовали в Северный флот ( СФ ). Как показала жизнь, главным фактором, сдерживающим развитие корабельных соединений СФ, стало отставание в строительстве и оборудовании мест базирования кораблей. 30 декабря 1937 года, в целях дальнейшего укрепления рубежей, ЦИК и СНК СССР приняли постановление о создании Народного комисариата ВМФ, в задачу которого входили разработка планов строительства флота и баз, вооружение и комплектование ВМФ, руководство боевой подготовкой кораблей, частей и соединений флота, организация сил противовоздушной обороны (ПВО)на морских театрах страны, подготовка кадров и разработка руководящих документов6.

Переведенные в 1933 году с Балтики на север эскадренный миноносец «Урицкий»

Сторожевой корабль «Ураган» стали одними из первых кораблей Северной флотилии (с 1937 года - Северного флота)
Военно-морские специалисты понимали, что СФ в своем развитии не может базироваться только в Кольском заливе. Обширный морской театр нуждался в расширении сети военно-морских баз. Еще в мае 1936 года Совет Труда и Обороны принял решение о строительстве судостроительного завода № 402 на берегу Никольского устья Северной Двины ( вблизи Архангельска)7. Создание этого завода и Большого поселка ( впоследствии город Молотовск, ныне - Северодвинск ) на берегу Белого моря поставило перед СФ задачу его обороны. В районе завода был сформирован трехбатарейный 18-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион, который вошел в систему береговой обороны Беломорского укрепленного района. Приказом наркома ВМФ № 0107 от 15 февраля 1940 года было введено в действие «Положение о военно-морских базах», в соответствии с которым военно-морские базы (ВМБ) создавались для осуществления обороны особо важных участков побережья и для обеспечения нормального базирования кораблей8. В марте - апреле 1940 года прошли Пленум ЦК ВКП(б) и заседание Комитета Обороны при СНК СССР, на которых рассматривались итоги Советско-финской войны, а также подводились первые итога начавшейся Второй мировой войны и принимались решения об укреплении обороноспособности страны. В июле 1940 года вышло постановление Комитета Обороны при СНК СССР о расширении системы базирования в ВМФ. В соответствии с постановлением нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов в приказе № 00186 от 1 августа 1940 года распорядился сформировать в Молотовске ВМБ8. Во исполнение этого указания командующий СФ контр-адмирал А.Г. Головко приказал командиру дивизиона строящихся кораблей - старшему морскому начальнику в Молотовске - капитану 2 ранга П.И. Колчину приступить к формированию Молотовской ВМБ, в состав которой вошли командование, штаб, политотдел, отделение связи, флотский полуэкипаж и санитарный отдел. Но в Молотовске находился Северное ГУЛАГ НКВД, район был закрыт, строго охранялся, поэтому присутствие здесь военной базы с многочисленным персоналом сочли нежелательным. 12 сентября 1940 года командующий СФ передислоцировал Молотовскую ВМБ в Архангельск и переименовал ее в Беломорскую10. Создание этой базы, однако, не решало проблем по обороне юго-восточной части Баренцева моря и, тем более, арктических морей. Руководство Наркомата ВМФ, учитывая значительное расстояние между Кольским заливом и Архангельском, пришло к выводу о необходимости создания на северо-востоке Кольского полуострова Иоканьгской ВМБ. По представлению наркома ВМФ, Комитет Обороны своим постановлением № 28 СС от 6 марта 1941 года утвердил место и стоимость строительства ВМБ легких сил СФ в Иоканьге на сумму не свыше 40 млн рублей. Во исполнение постановления, нарком ВМФ приказом № 0040 от 12 марта 1941 года дал указание начальнику Инженерного управления до 20 апреля 1941 года представить на утверждение технический проект, смету и график строительства Иоканьгской ВМБ.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Использованная литература и источниники
4 Боевая летопись ВМФ 1917 - 1941 гг. М.: Воениздат, 1993. С.541.
5 Там же.С.589.
6 Боевая летопись ВМФ... C.611; РГАВМФ. Ф.р-1678. Оп.1. Д.10. Л.45.
7 Боевая летопись ВМФ... С.603; РГАВМФ. Ф.р-1483. Оп.1. Д.134. Л.163 - 165.
8 ЦВМА. Ф.2. Оп.16.Д.18. Л.105 - 113.
9 РГАВМФ. Ф.р-1678. Оп.1. Д.134. Л.134, 163 - 165. 1
10 ЦВМА.Ф.982.Оп.72СС. Д.1. Л.18,19.
|
|