|
Страница 6 из 18

Катерный тральщик типа «мотобот»
В тыловые органы базы входили: отделы и склады, пожарная часть, пекарня, санитарное отделение, базовый лазарет, плавмастерская № 105 и отдельный рабочий взвод, а также морской буксир «Андрей Корабицин», портовый катер № 372, посыльное судно № 3. Управление участком СНиС располагало пятью постами СНиС, радиостанцией, центральной телефонной станцией, радиопеленгаторной станцией, двумя линейно-ремонтными взводами связи, в его оперативное подчинение входили бывшие полярные станции Главного Управления Северного морского пути ( ГУСМП ) и радиоцентр на мысе Канин Нос14. Во время Великой Отечественной структура и численный состав Иоканьгской ВМБ изменялся. В 1941, 1942, 1943 годах значительная часть рядового и сержантского состава ушла с базы на формирование маршевых батальонов Красной Армии и воевала на многих фронтах. В общей сложности СФ передал в действующую Красную Армию более 30 тысяч краснофлотцев, старшин и командиров. В период навигации и при прохождении конвоев базе придавались корабли и авиация из Главной базы СФ и из БВФ. В процессе совершенствования база открывала новые посты СНиС, были построены аэродромы в Иоканьге, в Поное и на острове Моржовец, 2 октября 1942 года в Иоканьге открыли 76-й военно-морской госпиталь, в том же году сформировали 475-ю роту ВНОС ( внешнего наблюдения, оповещения и связи ), 180-й зенитно-артиллерийский полк, 507-й и 508-й зенитно-артиллерийские дивизионы ( приложение 1 ). Командовали в военные годы Иоканьгской ВМБ капитан 1 ранга А.И.Дианов, контр-адмиралы Н.О.Абрамов и Д.А.Туз15. Большую опасность для судоходства в зоне Иоканьгской ВМБ представляли как надводные корабли противника, так и его подводные лодки и авиация. Командование базы и личный состав находились в постоянной боевой готовности к отражению вражеских атак. Противник, используя обширный морской театр, где в те годы, при отсутствии средств радиолокации, было невозможно повсеместно обеспечить дозорную службу, появлялся внезапно. Иоканьгская ВМБ не располагала кораблями, которые могли бы противостоять по вооружению и скорости хода германским кораблям. Так, например, любой эсминец 6-й флотилии Кригсмарине имел на вооружении пять 127-мм орудий, четыре 37-мм и шесть 20-мм зенитных автоматов и скорость до 38 уз. Сторожевые корабли типа «Бриллиант», входившие в боевой состав Иоканьгской ВМБ, имели на вооружении одно 102-мм орудие, два 45-мм универсальных орудия, скорость хода составляла 17,2 уз. Эсминцы СФ базировались в Кольском заливе или стояли на ремонте в Архангельске, на расстоянии 200 - 260 миль от Иоканьги, и прийти на помощь могли не ранее чем через 5 - 6 ч.
Глава 3
Действия противника
6-я флотилия эсминцев германского флота в составе пяти кораблей («Hans Lody», «Richard Beilzen», «Hermann Schoemann», «Friedrich Eckoldt», «Karl Galster») пришла на Север, в Киркинес, 11 июля 1941 года. В течение неполных двух месяцев, то есть июля и августа, эти корабли совершили три набеговые операции к Мурманскому берегу Кольского полуострова. В первой из них, уже 13 июля, в районе Семи Островов артиллерийским огнем противника были потоплены сторожевой корабль «Пассат» и РТ-67, а РТ-32 был поврежден. В следующей операции четыре эсминца в районе Восточная Лица потопили ГИСУ ( гидрографическое судно ) «Меридиан». В третьем походе тремя эсминцами был потоплен у острова Кильдин сторожевой корабль «Туман». В декабре 1941 года на смену 6-й флотилии из Германии в Киркинес пришла 8-я флотилия ( Z23, Z24, Z25, Z26 и Z27 ). 16 декабря четыре эсминца поставили минное поле на западном фарватере северной части Белого моря, а затем атаковали севернее маяка Большой Городецкий два английских тральщика, занятых тралением фарватера. В артиллерийской дуэли получил повреждения тральщик «Speedy», a «Hasard» уклонился от снарядов противника, укрывшись дымовой завесой. На перехват германских эсминцев из Кольского залива вышло соединение в составе британского тяжелого крейсера «Kent» и советских эсминцев «Грозный» и «Сокрушительный». Но вражеские корабли успели покинуть район и были обнаружены авиацией лишь на подходе к Киркинесу. В начале 1942 года в северные порты Норвегии прибыли из Германии и Франции тяжелые корабли Кригсмарине для операций против конвоев союзников и судоходства в зоне СФ. 16 января в Тронхейм пришел линкор «Tirpitz», в конце февраля тяжелые крейсеры «Admiral Scheer» и «Prinz Eugen» ( торпедированный британской подводной лодкой «Trident», в мае вернулся в Киль для ремонта ), позднее - тяжелые крейсеры «Lutzow» и «Admiral Hipper». Вместе с линкорами и крейсерами пришло соединение эсминцев и миноносцев общим числом до 20 единиц16.

Германский эскадренный миноносец «Hans Lody», участвовавший в потоплении сторожевого корабля «Туман»
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Использованная литература и источниники
14 ЦВМА. Ф.2312. Оп.1. Д.103. Л.30.
15 ЦВМА. Послужные карточки офицерского состава ВМФ.
16 Боевая летопись ВМФ... С.ЗЗ - 40, 62 - 70.
|
|