Главная Печатные издания Три сестры Беломорской флотилии - Действия противника

Три сестры Беломорской флотилии - Действия противника
          Автор: Щедролосев В.В.    10.10.2006 21:46          

     Корабль прямых попаданий избежал, но в результате ближних взрывов крупных авиабомб в корпусе образовались трещины, осколки повредили надстройки и рубки. От мощных сотрясений корпуса вышли из строя гирокомпас, радиопередатчик, левый дизель и трюмно-пожарный насос. Ряд помещений затопило водой. Большую отвагу в борьбе за живучесть вели механики во главе со старшим инженер-лейтенантом В.Г. Румянцевым и боцманом мичманом И.О. Воронковым.
     «Сапфир» своим ходом подошел к полуострову Канин, ему на помощь пришли СКР-20, спасатель «Шквал» и два тральщика. 9 июля аварийный корабль был препровожден в Архангельск и стал на ремонт.
     А танкер «Донбасс», отбив несколько атак авиации противника, с полным грузом авиабензина самостоятельно 8 июля пришел в Иоканьгу18.
     Не менее активно в зоне ответственности Иоканьгской ВМБ действовали подводные лодки противника19. 3 июля 1941 года пост СНиС на мысе Канин Нос доложил об обнаружении на пределе видимости подводной лодки. 7 июля 1941 года гидросамолет МБР-2 обнаружил в горле Белого моря лодку в надводном положении и сбросил на нее бомбы. Сторожевой корабль «Жемчуг», находясь в дозоре на линии мыс Святой Нос - губа Савиха, 10 июля в районе Святого Носа также обнаружил лодку в надводном положении и атаковал ее глубинными бомбами.
     Подлодки противника обнаруживали в зоне Иоканьгской ВМБ: 20 июля СКР-29 «Бриллиант», 6 августа мотобот «Полярник», 9 августа СКР-28 «Рубин», 10 августа СКР-27 «Жемчуг», 25 августа тральщик Т-898. В указанный период германские лодки атаковали сторожевые корабли на линии дозоров, 10 августа был торпедирован и затонул со всем личным составом «Жемчуг», а 25 августа - Т-898.
     Для борьбы с германскими подлодками 1 сентября 1941 года Военный совет СФ решил установить дополнительные сетевые и бонные заграждения и усилить охрану рейдов. В Иоканьге противолодочные сети, длиной 5,5 кб выставили между островами Сальный и Медвежий. Противолодочные сети поставлены были и у маяка Терско-Орловский, но неудачно - их снесло течением.
     Командование СФ приняло решение создать опорные пункты для базирования противолодочных кораблей, установив в этих пунктах береговую артиллерию. В частности, в Иоканьге намечалось базировать шесть малых охотников типа МО-4.
     В сентябре авиация, сторожевые корабли и подводные лодки Иоканьгской ВМБ не раз обнаруживали подлодки противника: 4 сентября два самолета МБР-2 обнаружили у Канина Носа подлодку, атаковали ее авиабомбами и, судя по образовавшемуся соляровому пятну, повредили. 17 сентября командир Щ-403 капитан-лейтенант С.И. Коваленко донес, что в 21 ч в горле Белого моря, на широте маяка Терско-Орловский, он обнаружил подлодку противника. Сведения о действиях Щ-403 отсутствуют.
     4 октября 1941 года гидрографическое судно «Академик Шокальский» в Карском море, к юго-востоку от мыса Спорный Наволок ( северная часть острова Новая Земля ) в точке 75°56'N, 68°E, обнаружило подлодку в надводном положении, которая срочно погрузилась и не проявляла намерений атаковать судно. Можно предполагать, что это была одна из первых разведывательных подводных лодок противника, проникшая в Карское море.
     Подлодка U132 18 октября в северной части Белого моря торпедировала грузо-пассажирский пароход «Аргунь», совершавший рейс без сопровождения. Экипаж и пассажиров спасло гидрографическое судно «Мгла».
     Тральщик Т-889, сопровождавший минный заградитель «Юшар» с минами, 15 ноября был торпедирован подлодкой U752 также в северной части Белого моря. Погибло пять офицеров и 23 краснофлотца и старшины. «Юшар», несмотря на наличие смертоносного груза, увеличил скорость и атаковал лодку глубинными бомбами, а после атаки пришел в Иоканьгу.
     Сторожевой корабль «Бриз» на линии дозора мыс Святой Нос - мыс Канин Нос 25 ноября обнаружил на курсовом 40° правого борта, в расстоянии 3 кб, подлодку в надводном положении, в точке 68°15'N, 40оЗ6'Е. Командир корабля лейтенант В.А.Киреев пошел на таран и открыл огонь из носового 76,2-мм орудия, которое успело произвести пять выстрелов, два снаряда попали в рубку лодки. Корабль врезался форштевнем в корпус лодки, которая после отработки машиной сторожевика заднего хода, ушла под воду с большим дифферентом на корму и креном на левый борт.
     За второе полугодие 1941 года в зоне Иоканьгской ВМБ 51 раз обнаруживали подлодки противника ( приложение 3 ). Конвои, следовавшие через зону базы, потерь от подводных лодок противника не понесли.
     Следует подчеркнуть, что корабли и авиация базы вели активное выявление подлодок противника в своей зоне. За время войны все силы Иоканьгской ВМБ 212 раз обнаруживали лодки противника, более ста из них атаковали. К сожалению, уверенно подтвержденных фактов потопления вражеских подлодок оказалось мало. Сказывалась не только нехватка боевого опыта, ей сопутствовало отсутствие у моряков базы гидроакустической и радиолокационной аппаратуры. А это уже, скорее, беда, чем вина! Вместе с тем, решительные атаки на обнаруженные подлодки прерывали попытки последних атаковать охраняемые транспорты.
     Серьезной угрозой для судоходства на Северном морском театре была нарастающая минная опасность. Противник ставил мины с первых дней войны: в 1941 - 1942 году это делали надводные корабли и авиация, а в 1943 - 1944 году - в основном подлодки.
     В 1941 году германские эсимнцы 8-й флотилии осуществили две постановки мин: одну на подходах к Кольскому заливу, а вторую - в северной части Белого моря. Авиация противника ставила мины в Кандалакшском заливе, на главном фарватере Северной Двины и в горле Белого моря.
     На минах, поставленных противником в начале войны, 22 августа 1941 года подорвались и затонули грузовой пароход «Поморье» и БРТ-810 ( большой рыболовный траулер ) в Кандалакшском заливе у острова Большой Седловатый, погибло 62 человека. Двумя месяцами позже, 26 октября, СКР-11 ( бортовой №70 ) в дозоре № 2, в районе маяка Терско-Орловский, подорвался на мине и затонул со всем экипажем.
     В 1942 году противник осуществил несколько минных постановок в зоне ответственности Иоканьгской ВМБ. 13 января три эсминца поставили 100 мин типа «ЕМС» на западном фарватере в северной части Белого моря, в районе мыса Острая Лудка. 29 апреля тяжелый крейсер «Admiral Hipper» и четыре эсминца выставили шесть минных банок ( по 15 мин ) у мыса Канин Нос. 13 октября три эсминца поставили минное поле на входе в Белое море, в районе к западу от мыса Канин Нос. И на другой день, 14 октября, в том же районе четыре германских эсминца поставили еще 140 мин и 40 минных защитников.
     Американский крейсер «Tuscaloosa» и три английских эсминца 25 августа 1942 года обнаружили и потопили на подходах к западному побережью Новой Земли германский минный заградитель «Ulm» с 260 минами на борту, шедший для постановки мин на подходах к губе Белушья.
     Авиация противника продолжала ставить мины на фарватерах, а его подлодки минировали подходы к Новоземельским проливам. В горле Белого моря на минах противника, как можно предположить, подорвался и затонул со всем экипажем сторожевой корабль «Айсберг».
     В зоне Иоканьгской ВМБ и Северного отряда в 1942 году на минах, поставленных противником, подорвались: 11 октября - сторожевой корабль «Муссон» при выходе из пролива Маточкин Шар и 14 октября, при выходе из пролива Югорский Шар, - пароход «Щорс».
     Возвращаясь после работы из Арктики, 26 ноября 1942 года подорвался на мине в районе мыса Канин Нос ледокол «А.Микоян». В корпусе ледокола образовалась трещина, вышли из строя одна машина и рулевое управление. С помощью спасателя «Шквал», минного заградителя «Мурман» и СКР-30 «Сапфир» ледокол привели в Иоканьгу, где специалисты плавмастерской № 105 поставили ему временную заплату на трещину, ввели в строй машину и рулевое устройство. После этого «А.Микоян» 1 декабря перешел в Молотовск, к стенке судостроительного завода № 402 для капитального ремонта корпуса.
     Не считая одиночно поставленных мин, подлодки противника выполнили в общей сложности 23 минные постановки, выставив 459 мин типа «ТМС» и «ТМВ» ( приложение 5 ). На этих минах подорвались и затонули: тральщик Т-904 у пролива Югорский Шар ( 25 июля 1943 года ), спасатель «Шквал» у пролива Югорский Шар ( 25 августа 1943 года ), пароход «Тбилиси» в Енисейской Губе ( 6 сентября 1943 года ).
     Следует особо отметить, что за время войны по фарватерам Иоканьгской ВМБ без потерь прошли 2144 судна! Вместе с тральщиками этой базы успешную проводку судов здесь обеспечивали тральщики Главной базы СФ и БВФ, а также 6-й флотилии английского флота. О том, насколько интенсивно тралились фарватеры, свидетельствуют такие данные: только во втором квартале 1943 года 12 тральщиков прошли 14 426 тральных миль и расстреляли 23 мины20.

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

     Использованная литература и источниники

 

     18 ЦВМА. Ф.2312. Оп.1. Д.24.

     19 Боевая летопись ВМФ ...; Еремеев Л.М., Шергин A.П. Подводные лодки иностранных флотов во II мировой войне,М.: Воениздат, 1962; Немецкая хроника войны в восточно-европейских водах 1939 - 1945 гг. Перевод с немецкого. Экз №№ 9997, 10322, 10544, 13180.

     20 ЦВМА. Ф.2312. Оп.1. Д.24. 

 

 




 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»