Главная Печатные издания Над бездной - Бискайский реквием. стр. 21

Над бездной - Бискайский реквием. стр. 21
          Автор: Шигин В.    03.06.1996 18:14          

* * *

 

       В судьбах кораблей, как и в судьбах людей, бывает много совпадений. Однако в судьбе К-8 эти совпадения носят Мистический характер. Таинственные незримые роковой нити связали ее с другой атомной подводной лодкой, чья судьба была столь же трагична...
       Военно-морской флаг был поднят на третьей советской атомной субмарине К-8 31 декабря 1959 года, а всего двенадцатью днями раньше на противоположном берегу Атлантики флаг был поднят на американской атомной подводной лодке "Скорпион".
       Прошло несколько лет, и вот однажды, выйдя в полигон для отработки курсовой задачи, К-8 обнаружила, что рядом с ней маневрирует неизвестная атомная лодка. Какое-то время обе лодки находились в пределах взаимного прослушивания друг друга гидроакустическими станциями, затем неизвестная лодка ушла. Когда же после возвращения в базу командир К-8 доложил об имевшем место гидроакустическом контакте, то ему сообщили, что, по данным агентурной разведки, "неизвестная подводная лодка" была атомной подводной лодкой ВМС США "Скорпион". Так судьбы двух атомоходов, пересекаясь на боевых курсах, оставили первый таинственный след.
       В 1965 году К-8 выполняла стрельбу боевой торпедой, и та внезапно навелась на саму стрелявшую подводную лодку. От гибели К-8 тогда спасла лишь быстрота действий командира и экипажа. На этот раз "восьмерке" удалось перехитрить судьбу! Но это не удается сделать "Скорпиону"!
       Спустя три года "Скорпион" уходит на свою первую боевую службу в Средиземное море. И хотя в период плавания по Средиземному морю на самом "Скорпионе" никаких происшествий не случилось, на душе американских подводников было тяжело. В это время невдалеке от них у побережья Тулона внезапно погибла со всем экипажем французская подводная лодка, унеся навечно в пучину и тайну своей гибели. Но на обратном пути "Скорпион" внезапно пропадает. Береговые акустические станции зафиксировали лишь страшный подводный взрыв. К месту предполагаемой катастрофы устремились спасательные суда, но все было напрасно: ни лодки, ни одного из полутора сотен членов экипажа спасти не удалось.
       Прошли многие годы, пока Пентагон, наконец, не раскрыл тайну гибели американского атомохода. "Скорпион" убила его же собственная торпеда, которая внезапно развернулась в сторону подводной лодки, точно так же, как это было тремя годами раньше на К-8!
       Через два года после гибели "Скорпиона" советский атомоход К-8 отправился в свой первый (и как оказалось, последний) поход в Средиземное море. Едва советские подводники преодолели Гибралтар, как Средиземноморье потрясла катастрофа - у побережья Тулона таинственно гибнет французская подводная лодка "Эридис", того же проекта, о и погибшая два года назад "Сибилла". Поразительно, обе французские субмарины пропали практически в одном и том же районе...
       Как и "Скорпион", К-8 успешно выполнила свою задачу в Средиземном море. Когда же, выйдя в Атлантику, она достигла района гибели "Скорпиона", на ней произошел пожар, а после трех суток отчаянной борьбы, подводная лодка гибнет, опустившись на океанское дно в каких-нибудь трехстах милях от американского атомохода. Зловещий рок, погубивший две атомные субмарины, словно удовлетворенный полученной жертвой, затаился на много лет, затаился, чтобы вновь явить людям таинственную вязь времен и событий.
       12 апреля 1989 года неподалеку от острова Медвежий потерпела аварию и затонула советская подводная лодка "Комсомолец". И тогда многие вновь вспомнили несчастливую К-8, а вспомнив, невольно вздрогнули, уж больно много было у той давней катастрофы совпадений с канувшим в пучину "Комсомольцем", совпадений как вполне объяснимых, так и тех, что нельзя объяснить ничем...
       Трагедия "Комсомольца" произошла ровно день в день гибели К-8. Много совпадений выявляется и дальше! Обе лодки потерпели аварию, возвращаясь с боевой службы. На обеих пожар начался в кормовых отсеках, на обеих эки-пажи, борясь за живучесть, отходили все дальше и дальше в носовые отсеки. В обоих случаях причиной гибели стала потеря продольной остойчивости, вследствие затопления кормовых отсеков из-за попадания в них забортной воды через отверстия выгоревших от пожара сальников.
       В обоих случаях командиры атомоходов погибли, до конца оставаясь на борту своих кораблей. В обоих случаях старшими на борту были люди в одинаковой должности - заместители командиров дивизий подводных лодок. В обоих лучаях замкомдивы остались живы.
       Но и это не все! На обоих атомоходах были подводники со схожими фамилиями: в обоих случаях одни спаслись, другие погибли. Так спаслись бывший на К-8 старшина Колойда и бывший на "Комсомольце" капитан 1 ранга Коляда, погибли: бывший на К-8 старший лейтенант Шостаковский и бывший на "Комсомольце" лейтенант Шостак...
       Фамилия Шостак вообще отмечена на отечественном флоте особой печатью трагичности. Первый обладатель ее, знаменитый ушаковский капитан 1 ранга Иван Шостак, герой Средиземноморской кампании 1798 - 1800 годов, погиб неподалеку от Севастополя на линейном корабле "Тольская Богородица" в шторм. Шостаковским была фамилия и замполита печально известного линкора "Новороссийск", перевернувшегося в Севастопольской бухте. Севастопольцами и выпускниками Севастопольского высшего военно-морского училища были и погибшие на К-8 и "Комсомольце" старший лейтенант Шостаковский и лейтенант Шостак. Что это? Совпадение или нечто иное?
       В процессе работы над книгой автор советовался по поводу всех этих совпадений со многими моряками, писателями и журналистами. Все удивлялись, некоторые пытались отыскать какие-то свои "таинственные связи". Предпринял такую попытку и знакомый автору журналист Сергей Птичкин. И хотя автор книги не разделяет предложенную Птичкиным цифровую кабалистику, он все же счел необходимым познакомить читателей и с такой точкой зрения на таинственную связь судеб К-8 и "Комсомольца". Итак, С. Птичкин пишет: "...Самое удивительное - цифровая символика, в которой, словно в криптограмме, зашифрована страшная тайна... В послевоенный период у нас погибло 7 подводных лодок, из них три - атомные. К-8 был третьим по счету атомоходом, спущенным на воду в СССР. и судьбой ему уготовано было открыть трагический отсчет АПЛ, поглощенных морской стихией. А последняя лодка, седьмая по общему счету, - "Комсомолец". Но ведь у этой лодки тоже был свой тактический номер, а именно К-278. Вдумайтесь в эти цифры! Двойка! Семерка! Восьмерка! К-8 - первая торпедная лодка - затонула в результате пожара, начавшегося 8 апреля в 7-м отсеке. А когда должен был случиться аналогичный пожар на следующей атомной торпедной подводной лодке?
       Теперь-то мы знаем - трагедия произошла 7 апреля восемьдесят девятого и пожар начался в седьмом (!) отсеке... К-278... Вторая катастрофа после К-8, а дата ее в средней цифре...
       Если сложить двойку и восьмерку, умножить сумму на среднюю цифру, то получится 70 - год гибели К-8. Если сложить первые две и перенести их сумму за восьмерку, то получим 89 - год гибели К-278 - "Комсомольца"..."
       Вот что думает по поводу совпадений бывший Главнокомандующий ВМФ СССР и России адмирал флота В. Н. Чернавин: "...Многое до странности повторилось в тех трагедиях - почти один к одному. Командиры обоих кораблей (как и их старшие начальники, находившиеся на борту) однозначно исключали возможность потери плавучести. (Потеря плавучести явилась полнейшей неожиданностью для обоих экипажей.) Первопричиной обеих катастроф стал пожар, но отнюдь не повреждения (типа пробоины) корпуса. Личный состав загодя, тщательно не готовился к тому, чтобы при необходимости покинуть корабль. Даже уцелевшие индивидуальные средства спасения не были использованы полностью, хотя объективности ради надо сказать, что и возможности вынести их на заливаемую водой верхнюю палубу почти не было.
       Разные люди служили на тех двух лодках, различна была конструкция кораблей. Общее одно - роковая судьба, неизбывное горе матерей, отцов, жен, осиротевших детей... А еще - удивительный героизм и стойкость моряков, ставших примером для всех нас, ныне живущих..."
       Возможно, что все множество совпадений, приведенных выше, кому-то покажется лишь цепью невероятных случайностей. К тому же вполне понятно, что во всех случаях возникновения пожаров и происшедших катастроф имелись вполне материальные причины, а компетентные комиссии Дотошно разобрались во всех деталях. И все же порой приходит ощущение, что за всеми многочисленными морскими трагедиями сокрыта какая-то великая тайна Океана, тайна, которую человечеству еще не дано раскрыть...

 

* * *

 

       Прошло совсем немного времени, и в Гремихе не осталось ни одного из тех, кто участвовал в последнем походе К-8. Оставшиеся в живых офицеры и мичманы разъехались к новым местам службы, матросы уволились в запас. Вдовам, согласно специального постановления правительства предоставили возможность выбрать для проживания любой из городов Советского Союза и обеспечили там жильем, назначили пенсии. Правда, и здесь не обошлось без "ложки дегтя". Жилье давали далеко не лучшее, а пенсии мизерные. К слову сказать, вдове капитана 2 ранга Бессонова квартиры в Ленинграде так и не дали, квартиру она получила от директора предприятия, где работала. Говорят, что он, сам бывший моряк, был потрясен, узнав, что вдова Героя Советского Союза вынуждена ютиться в каком-то углу, и тут же выделил ей жилье из своих фондов...
       Идет время. Давно уже в Гремихском гарнизоне улицы носят имена Всеволода Бессонова и Арсения Соловья, давно высится на сопке памятник погибшим подводникам, запечатлевший спасение корабельным врачом больного моряка. И для нового поколения события далекого семидесятого года уже стали достоянием истории.
       Далеко разбросала судьба по всей стране и членов экипажа "восьмерки". Давно выросли дети. Время неумолимо, а потому труднее с каждым годом собираться ветеранам 12 апреля на традиционный вечер памяти в Ленинграде. Но в день двадцатипятилетия гибели своего корабля все же они вновь собрались вместе, чтобы первый раз открыто помянуть своих боевых друзей, тех, кто исполнил до конца свой долг перед Отечеством, пал, но не отступил, не струсил, оставшись до последних мгновений своей жизни верными присяге, долгу и чести...
       Вспомним же и мы еще раз их поименно! Вспомним и поклонимся за то, что они были!

 

* * *

 

Подписано в печать 3.06.96.
Тираж 3000 экз. Заказ № 6649
Издательство " Андреевский флаг " Москва, К-175

 




 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.