Главная Печатные издания Осиное гнездо времен "холодной войны" - К 68 гр. с-ш 40 гр. в-д. стр. 2

Осиное гнездо времен "холодной войны" - К 68 гр. с-ш 40 гр. в-д. стр. 2
          Автор: Данилевич В.    15.05.2012 18:14          

Элементы истории.

                                                               Автор выражает искреннюю
                                                              благодарность сотрудникам Военно - Морского 
                                                               музея Северного флота, Мурманского областного 
                                                               краеведческого музея, Русского географического 
                                                               общества города Москвы за помощь в создании рукописи.

 

          Некто мне неизвестный, но юный житель тех мест делая свои первые поэтические шаги, опубликовал в газете «Пионерская правда» стихотворение под названием « Деревня Иоканга». К моменту публикации, прожив там не мало, я привык к мягкому произношению этого населённого пункта Иоканьга.

  Покосились избы
Старой деревушки
Только трубы, в небо
Смотрят Равнодушно

Им теперь уж боле
Не дымить дымами
И старух и деток
Не дразнить Блинами...
Знать своё отжили…
Крепкими руками
Их у бурной речки
Возвели на камни,

И стояли долго
На ветру полярном,
Но не знали только,
Что и их вспомянут.

        Так во второй половине шестидесятых годов прошлого века закончила своё существование деревня Иоканьга, успевшая, по рассказам отца, пышно отметить своё трёхсотлетие. Просто вирус неперспективных деревень проник и в этот  отдалённый уголок Крайнего севера. А ведь совсем недавно деревня имела почтовое отделение, магазин, школу, библиотеку, баню. Проживала в деревне малая народность севера саами (лопари), которые занимались оленеводством и рыболовством,  летом, благодаря природному  изобилию грибов и  ягод, - собирательством, а наличие в деревне огорода свидетельствует и о земледелии. Может, они выращивали сытную заполярную картошечку или ставили эксперименты по выращиванию теплолюбивой кукурузы? Оленье мясо популярностью у советского народа уж давно не пользовалось, поэтому и не продавалось, а из оленьих шкур лишь чукчи яранги строили. Рыболовство было сезонным, ибо ловили исключительно сёмгу. Следует отметить, что лов осуществлялся на разумной основе, которую создали и неукоснительно соблюдали предки. Когда рыба заходила в реку на нерест, сети ставили на сутки, потом выбирали рыбу, солили, а сутки следующие рыба свободно проникала в речку, так как она не перегораживалась сетями. Так действовали всю путину, что обеспечивало естественное воспроизводство сёмги. Когда деревня, волею судьбы жестокой, оказалась неперспективной, многие саамы уехали в свою столицу – село Ловозеро, Мурманской области, а те, кто перебрались поближе от родных мест, в Гремиху стали быстро спиваться.
       Известен факт времён первого государя объединённой Руси Ивана 3 (1440 – 1505), когда в ходе войны со шведами был нанесен удар по противнику с неожиданного направления. В июне 1496 по распоряжению великого князя воеводы князья Иван Ляпун и Пётр Фёдорович Ушатые (из рода ярославских князей) во главе ополчения устюжан, двинян, онежан, вожан, пермичей совершили морской поход. Пройдя через Белое море, они обогнули Кольский полуостров, захватили три шведских буса (корабля) и вторглись в северную часть Финляндии. Парусно-гребные суда русских проникали по северным рекам вглубь территории противника. Жители Каянской земли, «кои живут на Илименге – реке», «били челом за великого князя», а их предводители поехали в Москву для принесения формальной присяги. Часть Северной Финляндии признала свою вассальную зависимость от Русского государства.
       Несколько скупых строк в летописи вот всё, что нам известно о походе Ушатых и их войска. Тем не менее, северный поход 1496 продолжавшийся с июня по октябрь смело может быть назван одним из самых выдающихся предприятий эпохи. Впервые целая рать отправилась в дальний морской поход, впервые в водах Северного океана были захвачены суда противника, впервые суда русских поморов продемонстрировали свои высокие мореходные качества, как десантные корабли современности с морскими пехотинцами на борту. Только по – этому факту следует перенести год исчисления русского праздника «День морской пехоты», оставив дань традиции лишь день – 27 ноября. Северный океан и его моря начали осваиваться не только в хозяйственных, но и в государственных интересах Русской земли. В этом же году из устья Северной Двины была отправлена морским путём дипломатическая миссия в Данию – толмач великого князя Григорий Истома на четырёх судах дошёл до Тронхейма и далее ехал сухим путём через Норвегию. Северный путь в Европу вокруг Скандинавии начал функционировать более чем за полвека до того, как корабль англичанина Ченслера был случайно прибит штормом к русским берегам.
      История умалчивает факт постоянного народонаселения  на берегу Иоканьгского рейда в этот период. Фактом неизменно остаётся удобная якорная стоянка для судов на пути мореплавателей и, без всякого сомнения, по меньшей мере, важным пунктом пополнения запасов пресной воды. 
      Известно первое название поселения – Иоканьгский погост. В 1574 году в нём проживало 165 человек, в 1608 году было 32 вежи, в 1611 –м -91 вежа, значит, людей проживало ещё больше, всё идёт по нарастанию, но почему вдруг в 1716 –м в погосте остаётся всего пять веж? Что случилось, почему практически весь погост исчезает?
      Ответ дал Анатолий Фёдорович Захаров, уроженец этого погоста. Ему рассказывала бабушка, по прозвищу Фомиха. Погост тогда находился у второго ручья в расщелине, где стояли  несколько веж. Местность открыта была на несколько вёрст. И вот однажды сюда высадились норвежцы. Они разрушили вежи, забрали в плен девушек и уплыли. Когда в погост вернулись мужчины саамы, то увидели только плачущих стариков и малолетних детей. После этого они перенесли погост в расщелину между двух гор, и когда вновь пришли к этому берегу норвежцы, то ничего не обнаружили. Похоже, уже тогда, во времена отдалённые, возник вопрос об обороне Иоканьгского погоста, выходит места «хлебного» для чужеземцев. Саамы, используя исключительно тактический манёвр, сумели уцелеть и ещё относительно долго занимались традиционными промыслами в местах предков. 


       В лоции Баренцева моря есть следующее описание: « Селение Иоканьга расположено на левом берегу реки Иоканьга в 2 милях от её устья в широкой долине, покрытой густой растительностью и окружённой высокими горами. У селения Иоканьга имеется причал рыбной фактории, который в малую воду осыхает. Второй причал находится у правого берега реки. В селении есть почта и телеграф… Река Иоканьга впадает в Святоносский залив в 3,2 мили к юго-востоку от губы Гремиха. С восточной стороны устье реки ограничено высоким и обрывистым мысом Толстый. Противоположный берег устья реки отлогий, окаймлён осыхающей отмелью, на которой лежит много камней и небольшой островок Второй Осушной… В реку Иоканьга могут заходить суда с осадкой до 2 метров». « Близ реки Лебяжьей был расположен Зимний Иоканьгский погост (Тальв – Иофкуй – сийт). Летний погост, называвшийся просто Иофкуй – сийт, то есть Иоканьгский погост, находится километрах в четырёх от впадения  реки Иоканьга в губу Немецкую». Иоканьга, расположенная на стыке двух морей – Баренцева и Белого, имеет богатую историю. Одни источники говорят, что название этого погоста произошло от саамских слов: «иок» - река и «аньгы» - пологий склон, другие – от «кайн» или «кеайн» - зимняя дорога, по которой саамы ездили из летнего погоста в зимний и обратно.

 



 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.