Главная Печатные издания Осиное гнездо времен "холодной войны" - К 68 гр. с-ш 40 гр. в-д. стр. 6

Осиное гнездо времен "холодной войны" - К 68 гр. с-ш 40 гр. в-д. стр. 6
          Автор: Данилевич В.    15.05.2012 18:14          

 

          – Боевая тревога! – скомандовал командир
          – Самый полный вперёд! – последовала команда.
          – Усилить огонь по цели! – приказал Всеволод Киреев.
        Комендоры выстрелили четырежды. Два снаряда достигли цели. СКР – 25 развил предельную скорость и приблизился к подводной лодке. Корабль накренился на правый борт. От удара лодка начала разворачиваться кормой в сторону «Бриза». Оба сцепившихся корабля дрейфовали по волнам. «V – 578» не могла погружаться. Комендоры не могли стрелять – корпус лодки был в «мёртвой» зоне. Тогда лейтенант В.Киреев скомандовал:
       – Полный назад! Форштевень сторожевика медленно вышел из лёгкого корпуса подводной лодки. С дифферентом на корму она скрылась под водой.
       – Самый полный вперёд! – подал  новую команду командир «Бриза» и приказал сбросить глубинные бомбы. Краснофлотец Михаил Бачин сбросил две серии глубинных бомб. Над морем взметнулись столбы воды, из которой вырывались воздушные пузыри. Так был совершён первый на Северном флоте таран немецкой подводной лодки. СКР -25 остался в боевом дозоре, а через некоторое время Всеволод Киреев получил приказ возвращаться в Иоканьгу.
        2 декабря 1941 личный состав корабля был построен на пирсе. Командир Иоканьгской базы капитан 1 ранга А.Дианов зачитал приказ командующего Северным флотом о награждении моряков. Орден Красного Знамени был вручён лейтенанту В. Кирееву, командиру БЧ -5 технику – лейтенанту А.Неличеку – Орден Красной Звезды (эта награда экспонируется в Музее С.Ф.).
         Весной 1942 авиация противника участила налёты на Иоканьгу, где сосредоточилось большое количество судов и боевых кораблей. 12 мая 1942 вечером немецкие самолёты атаковали корабли, находившиеся на рейде. Береговая и корабельная артиллерия открыла по ним огонь. Снялся с якоря и маневрировал на рейде СКР – 25. Комендоры вели огонь по фашистским самолётам. В этом бою сторожевик был сильно повреждён. Ведя бой с четырьмя пикирующими на него Ю – 88, командир В.Киреев умело маневрировал и уклонился от семи сброшенных авиабомб, но восьмая всё же угодила в люк порохового погреба, прошла в главный трюм и там у днища взорвалась. От взрыва погибли два матроса и 17 были ранены. В момент взрыва был ранен и старший лейтенант В.Киреев. Несмотря на это, он сумел вывести искалеченный корабль на мелководье. Через месяц после боя буксир отбуксировал сторожевик в Архангельск на завод «Красная кузница». Там он простоял в ремонте более года. И только в 1944 вновь приступил к выполнению боевых задач.
        При массированном налёте на Иоканьгу фашистской авиации 12 мая сорок второго года погибло два корабля СКР – 29 и СКР – 76. В Музее Краснознамённого Северного флота хранится документ военных лет – история корабля СКР – 29 («Бриллиант»). Вот что в ней говорится об этом бое: «Со стороны Солнца внезапно вынырнули три самолёта Ю – 88 и пошли в атаку на «Бриллиант», стоявший на якорях. Одна из бомб, сброшенных врагом, прошла через левое крыло носового мостика и взорвалась у левого борта, изрешетив его от 8 до 65 шпангоута. При взрыве бомбы на ходовом мостике погиб военный комиссар корабля Павел Пономаренко. В районе полубака возник пожар, который стал быстро распространяться по палубе, затем охватил и помещения. Положение создалось угрожающее. Всё выше и выше поднималась в трюме вода. Трудно было укротить огонь. Носовая часть пожарной магистрали была перебита осколками, и воду пришлось подавать из кормовых пожарных рожков. Экипаж мужественно боролся за жизнь родного «Бриллианта», но спасти его не удалось. Корабль затонул. Моряки, оставшиеся в живых, вынуждены были сойти на берег». «Сойти на берег». Да после такого боя в тех широтах оставшихся в живых,  потных и мокрых просто прибило приливной волной к берегу не песчаному, а каменистому, скальному. К тому же  корабль стоял «на якорях», похоже погода была свежая. В Иоканьге появилась братская могила, где были захоронены те, кто погиб в бою 12 мая. В их числе и военком П. Пономаренко, навечно зачисленный в списки одной из частей Северного Флота.
        17 июня сорок второго года одиннадцать Ю – 88 обнаружили при подходе к Иоканьге конвой, который шёл из Архангельска, и напали на него. Конвой состоял из трёх транспортов, загруженных углём, боеприпасами, продовольствием. Их прикрывали три сторожевых корабля и столько же тральщиков. Моряки всех кораблей вовремя обнаружили вражескую авиацию, комендоры открыли огонь. Ю – 88 к транспортам так и не сумели прорваться. Весь небольшой конвой достиг Иоканьги.
        Летом 1942 командование ИВМБ сумело решить важную задачу – дальнейшее усиление противовоздушной обороны. Для этой цели был сформирован в составе базы зенитно-артиллерийский полк. В средине июня на 8 катерах – тральщиках доставили из Полярного в Иоканьгу десять автоматических 20 мм пушек «Эрликон», боевые расчёты, боевой запас. 17 июня тральщики Т – 39 и Т – 40 перевезли четырёхорудийную 76 мм батарею.
         Почти с первых дней войны возникла минная угроза в районе действий кораблей ИВМБ, так как немецкая авиация совершила постановку донных мин в районе мыса Терско – Орловский. Она усилилась в связи с установкой противником заграждений из якорных мин у мыса Острые Лудки. Минная опасность требовала чёткого выполнения всех мер, включая наблюдение, регулярное траление водных районов в море и на путях к базе, уничтожение мин, проводку судов через опасные фарватеры.
          В январе 1942 береговой наблюдательный пост заметил, что в районе мыса Острые Лудки произошли семь сильных взрывов. Этот район закрыли для плавания, а с улучшением погоды туда пришли тральщики Т – 60, Т – 41, Т – 61 под командованием командира дивизиона капитан – лейтенанта Л.Кукора и протралили этот участок змейковыми и акустическими тралами. Было подорвано три немецкие мины. Постоянная очистка фарватеров от мин, уничтожение их, спасло многие корабли от гибели.
          Внутренние конвои по Белому морю, а также между Иоканьгой и Мурманском были небольшими. Обычно в состав конвоя включали 1 – 2 транспорта и столько же кораблей охранения. На особо важном участке следования Поной – Иоканьга переходы судов прикрывали истребители. От мыса Большой Городецкий до мыса Чёрный или же до мыса Канин Нос – этот участок пути конвои преодолевали ночью, в плохую погоду и вблизи берега. За первый период войны корабли ИВМБ (до Иоканьги) провели 177 внутренних конвоев в составе 272 транспортов. Внутренние морские перевозки способствовали боевой деятельности соединений и частей базы, Северного флота, а так же решению поставленных командованием задач.
         Весной и летом 1942 в ИВМБ произошли изменения в командном составе. Капитан 1 ранга А.Дианов по приказу наркома ВМФ был назначен командиром Новоземельской военно-морской базы. Командиром ИВМБ стал контр – адмирал Н.Абрамов, начальником политотдела А.Вязанкин, служивший до этого заместителем начальника комсомольского отдела Главного политического управления Военно – Морского Флота. В фондах Музея С.Ф. хранятся воспоминания бывшего начальника политотдела Иоканьгской базы А.Вязанкина. Вот что он писал: «Поскольку ИВМБ входила в состав Беломорской флотилии, то я вместе с начальником штаба тов. Сиротинским прибыл в распоряжение военного совета флотилии, где мы получили подробную характеристику базы, основные задачи на тот период времени. Особое внимание обратили на то, что Иоканьгская база должна обеспечить плавание кораблей и транспортов в Белом море и восточной части Баренцева моря. В политическом управлении С.Ф. нас познакомили с выводами комиссии Главного политического управления, которая проверяла состояние работы в Иоканьге. Дали характеристику боевым действиям на театре боевых действий. Особо был выделен вопрос о роли морских перевозок в пункты Белого моря и Кольского полуострова. В защите союзных и отечественных конвоев немалая заслуга и кораблей нашей базы, которые в любую погоду, в разное время суток выходили в море и выполняли задачи. Для прикрытия конвоев требовалась истребительная авиация. И этот вопрос мы так – же решили. В 1942 был построен аэродром для базирования истребителей. На нём базировались самолёты эскадрильи И – 15, 72 смешанного авиаполка. Следует отметить, что на сложной местности базы было нелегко найти площадку для аэродрома, соорудить её. Здесь хорошо потрудились наши строители. Кроме эскадрильи истребителей ИВМБ обеспечивала эскадрилья морских разведчиков МБР – 2. Самолёты её выполняли весьма важную боевую работу на северных морских путях, осуществляя воздушную разведку в Баренцевом и Белом морях, наводили на цель надводные корабли, а потом и сами бомбили врага. Так, в июле 1942 майор В.Андреев со своим штурманом А.Кузьминым и стрелком – радистом Е.Черновым обнаружили немецкую подводную лодку, которая пыталась атаковать проходящий конвой. Лётчики атаковали её и не пропустили к конвою. Атака лодки была сорвана, и она погрузилась под воду. Хочу особо отметить службу зенитного полка, который сыграл важную роль в повышении боевой готовности, защите подступов к базе с моря, с суши и с воздуха. Артиллеристы отдельного дивизиона под командованием майора Шаура, замполита Кулагина надёжно защищали острова, береговую линию базы и коммуникации в их районе. Офицеры политического отдела часто бывали у моряков в разных точках базы. Я не припомню не одного пункта, где бы мы не побывали. Часто выходили в море в боевые походы. Многие политработники ИВМБ погибли в боях с врагом. Это политруки И.Яценко, И.Щербина, А.Кулемин, А.Николаев, И.Платов, А.Матвеев, А.Михалёв, В.Самодин. Все они отдали свои жизни в молодом возрасте до 30 лет. Это были удивительные люди, смелые, энергичные, трудолюбивые, любили шутки, много читали. Все они остались у меня в памяти, и я буду вспоминать их до последнего дня жизни. ИВМБ успешно справилась с теми задачами, которые ей были поставлены».
          В составе ИВМБ находились два тральщика, которые были удостоены орденов Красного Знамени: Т – 32 и Т – 110. А 20 апреля 1945 года 6 дивизиону тральщиков был вручён орден Красного Знамени. Командиру тральщика Т – 115 Афанасию Ивановичу Иванникову было присвоено звание Героя Советского Союза.
          В 1944 – 1945 корабли ИВМБ тралили свободные ото льда участки пути, несли дозорную службу на входе в Белое море, усиливали охрану конвоев. За всю войну они провели 700 транспортов в зоне своей базы и доставили 2 млн. тонн различного груза. По внутренним коммуникациям и в зоне ИВМБ в составе конвоев прошло 1800 транспортов, и самостоятельно совершили переход 1500 судов. Удивительное совпадение: Легендарная Брестская крепость – герой создала, сотворила, родила, как угодно, тоже одного Героя Советского Союза майора, - П.М.Гаврилова. Прошли десятилетия, прежде чем награда нашла героя, благо живого. А вот автору « атаки века» подводнику Маринеско А.И. повезло меньше. Спустя годы после похорон, 5 мая 1990 вышел Указ президента Союза Советских Социалистических республик о присвоении звания Героя Советского Союза активным участникам Великой Отечественной войны 1942 – 1945 годов. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, присвоить звание Героя Советского Союза (посмертно) Маринеско Александру Ивановичу – капитану 3 ранга. Президент Союза Советских Социалистических Республик М.Горбачёв.
         Война, её реальные бомбы и пули меня не коснулись, но последствия - виденные мной безногие инвалиды, чистившие обувь на железнодорожных вокзалах разных городов, - встречались часто в начале шестидесятых годов. Инвалиды без нижних конечностей удивительно ловко, без посторонней помощи перемещались по зданию вокзала на специальной доске – тачанке, привязавшись к ней ремнём и отталкиваясь от пола сделанными из дерева «гирями».
          В те же годы ещё окончательно не разрушенные доты стояли в разных местах Гремихи и её окрестностях, а в районе второго причала на мелководье виднелись остовы разбитых войной кораблей. Историкам ещё предстоит выяснить, зачем и когда доты были построены, если наземных поползновений врага на Иоканьгу не существовало. 




 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.