Главная Печатные издания Осиное гнездо времен "холодной войны" - К 68 гр. с-ш 40 гр. в-д. стр. 9

Осиное гнездо времен "холодной войны" - К 68 гр. с-ш 40 гр. в-д. стр. 9
          Автор: Данилевич В.    15.05.2012 18:14          

 

        Ближе к лету в свободное от школы время катались на льдинах. Это происходило в губе, куда впадает Больничный ручей. Потом на ближайшей сопке разводили костёр, сушили мокрую одежду. Обязательно кто – то прожигал носки, шаровары. Это был своего рода старт к летним забавам. К сожалению, обычно меня на всё лето отправляли в деревню к бабушке, и участие в них было лишь эпизодическим.
         Однажды осенью я был уже второклассником идем с матерью на первый причал встречать отца из длительной командировки. Подходим, на причал ещё не пускают, но прекрасно видно, как уже заходит на швартовку красавец дизель – электроход «Индигирка», аналог известных судов ледового класса «Лена» и «Обь». Как только подали на пирс швартовные концы, был разрешён доступ встречающих на причал. Я с матерью приблизился к месту уже спускаемого трапа. Был полный прилив. Борт судна казался очень высоким. Только трап коснулся пирса - заиграл духовой оркестр. По трапу первым лихо сбегает отец. На последней ступеньке трапа падает. Господь уберёг его от падения между судном и причалом. Да, требования техники безопасности предусматривают обязательно устанавливать страховочную сеть под трапом. Но в тот момент её ещё не было. Немедленно прекратился сход людей на пирс, а моряки принялись устанавливать сеть, как того требует хорошая морская практика. Вскоре от отца узнал, что был он на острове Панкратьева, в непосредственной близости к острову Новая Земля у северо-западной его части. Из его рассказов впервые услышал о мореплавателе Г.Я.Седове, зимовавшем на этом острове. Возможно, поэтому долгое время  думалось, что остров был назван в честь кого – то из экспедиции Седова. Поиск происхождения названия острова увенчался успехом совсем недавно: «ПАНКРАТЬЕВА,о.(Баренц. м., Нов. Земля). До 1910 на картах Нов. Земли в этом районе показывались три острова, которые были открыты и приближённо нанесены на карту в 1822 нач. экспед. 1821 – 1824 на бр. «Новая Земля» лейт. Ф.П.Литке и тогда же названы им о – вами Панкратьева по фамилии своего родственника П.П.Панкратьева. Высадку на острова и опись их экспед. не производила. Во время работы Новоземельской правительств. экспед. на судне «Дмитрий Солунский» под рук. геолога В.А.Русанова в 1910 горным инженером М.М.Кругловским было установлено, что один из этих островов, показанный на карте Ф.П.Литке вблизи берега Нов. Земли, оказался полуостровом. В 1912 экспед. ст. лейт. Г.Я.Седова было окончательно установлено, что здесь находятся не три острова, как предполагал Ф.П.Литке, а только один, который был впервые подробно описан и нанесён Г.Я.Седовым на карту под названием о. Панкратьева».
        Не могу удержаться от одной байки, рассказанной отцом об этой командировке. Шли обычные строительные работы с использованием взрывчатки. Вдруг у северной оконечности острова всплывает подводная лодка. Что делать? Отец, являясь старшим военным начальником на острове, приказал водрузить на трактор бревно угрожающим образом, что и было сделано. Тракторист получил приказ двигаться в направлении на субмарину. Не выдержав натиска, подводная лодка погрузилась в морскую пучину и больше не появлялась. Рассказ сопровождался улыбкой и показом правой рукой согнутой в локтевом суставе, как грозно выглядело бревно на тракторе. Об этом случае в штаб было решено не докладывать. Люди воюют. Так было, есть, будет, надеюсь, всегда.
          Накал детских страстей совпал с посещением третьего класса. Главным соперником был «Соча», так его звали в детстве. Он жил в соседнем таком же двухэтажном доме, но на первом этаже. Из окна его комнаты был виден наш двор. Так случилось, что с первой нашей встречи, ещё до школы, ему чем – то не понравился мой белорусский акцент. Обладая большим опытом детской драчливости, ему удавалось меня обижать, хотя были мы одногодками, потом оказались одноклассниками. Это выручало его до третьего класса, в котором наступило равновесие сил. Каждый день мы приходили в помещение интерната, где проходили занятия, значительно раньше их начала. Что мы творили друг с другом, не описать уж сейчас без вымысла. Когда подходило время начала занятий и кто - то из одноклассников подавал сигнал ручным колокольчиком, извещающим о начале урока, мы уже не могли на эти удары в колокол реагировать. Учительница Вера Борисовна Коптева подходила к нам и брала одного за шиворот пиджака одной рукой, а другой рукой за шиворот другого и просто разводила руки в разные стороны. Только эта процедура могла оторвать нас друг от друга. Всё проходит, прошёл и период равновесия сил у соперников. К финишу третьего класса, Соча один ко мне не подходил. Последняя стычка произошла позже, после очередных летних каникул, проведённых у бабушки в Гомельской области. Здоровая деревенская пища, приготовленная в русской печке, сделала своё доброе дело, укрепила и оздоровила детский организм. К сожалению, из – за аварии на Ченобыльской АЭС лес, в котором некогда с друзьями детства собирал грибы, ягоды превратился в Полесский радиационно-экологический заповедник, а на лесных полянах, где паслись коровки бабушкиной деревни, нынче гуляют зубры. Этой возможности не было у Сочи и его дружков. Напали впятером у здания школы. Между тротуаром и проезжей частью дороги была сделана неглубокая канава для стока дождевой воды. Против пятерых не выстоять однозначно. Бежать не дозволяла ситуация, со мной был мой новый сосед по коммуналке, с которым только познакомились, Володька Голованов. Я схватил одного из них, наиболее хилого, повалил в эту канаву  с водой, аккуратно лёг на него, стал наносить удары кулаками по лицу противника и одновременно принимать удары кулаков остальных ребят своей спиной в основном. Тогда было не принято применять в стычках ноги, камни, арматуру и прочее. Крик лежащего в луже дружка прекратил потасовку. Всё произошло так быстро, что мой сосед никак не успел оказать мне помощь.
           Победа 1945 породила «холодную войну», которая достигла очередного пика напряжения – Карибского кризиса осенью 1962. Несмотря на относительно быстрое его урегулирование, холодная война продолжалась. С авиабазы НАТО Рюге (Норвегия) самолеты часто барражировали в непосредственной близости от ИВМБ, которой стало придаваться особое значение. Морская граница проходит на расстоянии 12 морских миль от берега (1 м.м.= 1852 м). Однажды кто – то сбил один такой самолёт в районе мыса Святой Нос. Вот слухов то было в посёлке, но о слухах замечательно писал в своих стихах Владимир Высоцкий. Достоверность оставим историкам, рано пока, затейники ещё многие живы. Если, скажем, к 1960 ИВМБ представляла собой ничем неприметную военно-морскую базу, ядром которой являлась бригада дизельных подводных лодок, то знаковым событием для базы стало посещение её Н.С.Хрущёвым и сопровождающими его лицами.
            Постепенно дизель – электрические субмарины стали заменяться атомными. Сложность международной обстановки вынуждала окружающее меня взрослое мужское население коммуналки постоянно пропадать на службе. Выходных для них не существовало, но было понятие «короткий рабочий день» в субботу. Именно в этот вечер обычно собирались все обитатели квартиры за круглым столом. Телевизора не было, но общий ужин проходил празднично всегда. Замена кораблей на более совершенные требовала модернизации всех остальных структур базы, интенсивного строительства жилья и всего того, что с ним связано. По сути это была необъявленная всесоюзная ударная комсомольская стройка, только в роли комсомольцев были военные строители, многие из которых были комсомольцами. До сих пор помнится, как на сцене местного дома культуры группа школьниц в платьицах беленьких по случаю революционного праздника, исполняла песню тех лет со словами: «…на свете парня лучше нет, чем комсомол шестидесятых лет…».
         Глаза видели, а память до сих пор удерживает то, как прокладывали бетонные дороги от Гремихи в сторону деревни Иоканьга и Островной. Тогда это выглядело так: участок дороги досками разбивали на квадраты, самосвалы подвозили бетон, а группа солдат лопатами его укладывала в эти квадраты. Другая группа воинов - строителей тянула вибратор, после протяжки которого дорога становилась ровной. Но стыки в дороге возникали быстро, так как доски не вынимались, видать, технология была таковой. Одним из наиболее значимых строительных объектов того периода было сооружение волнореза в западных воротах Иоканьгского рейда. Необходимо было уменьшить влияние господствующего западного ветра, создающего волнение в бухте, для более благоприятной стоянки кораблей. По утверждению отца, ежемесячно, порой неоднократно, этот объект посещал адмирал С.Г.Горшков (В 1956 – 1985 – главнокомандующий ВМФ – зам. Министра обороны СССР). Однажды на сторожевом корабле нас, группу школьников, возвращавшихся из пионерского лагеря «Североморец», что близ Геленджика, доставили на последнем этапе пути из Североморска в Гремиху именно через эти западные ворота.
         Обычно для судоходства используют пролив между островами со стороны севера Святоносского залива. Для этого на материковом берегу Иоканьгского рейда установлен входной створ, линия которого указывает фарватер судам, осуществляющим движение в бухту и обратно. В одном из створных знаков этого створа ребята устроили «штаб – укрытие». Однажды мне удалось в нём побывать. Основание створного знака, в котором было сделано  укрытие, представляло собой деревянный сруб высотой в человеческий рост. Оно было заполнено камнями, причём в нижней части сруба были камни мелкие, а наверху крупные. На этом основании вертикально был установлен деревянный щит в форме равнобедренной трапеции, малым основанием вверх, а большим вниз. Вертикальная полоса из обычной белой краски, для лучшей заметности, делила трапецию на две равные части. В тёмное время суток в месте полосы возникал световой сигнал.
         Ребята повытаскивали мелкие камни из основания створного знака, а большие камни, лежавшие наверху, каким – то образом удерживались, отчего внутри получилось нечто похожее на комнату со щелями между брёвнами. Внизу была щель, через которую можно было проникнуть внутрь. Отчётливо помню, что находиться там было страшно, но успокаивали друзья, уверяя в надёжности. В общем случае система из двух или более створных знаков составляет створ, который образует линию створа, а линия створа указывает фарватер, по которому необходимо осуществлять движение судов. Эти знаки располагают на разных высотах береговой черты таким образом, чтобы мореплаватель, увидев расположение створных ориентиров друг над другом с соответствующим совмещением вертикальных полос либо световых сигналов, осуществлял движение в указываемом створом направлении. На навигационных картах направление линии створа показано и обозначены в градусах курсы, коими следует осуществлять движение. 
 




 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.