Главная Печатные издания Йоканьга - стр. 5

Йоканьга - стр. 5
          Автор: Миронова Н.Н.    16.12.2009 18:14          

Быт 

 

        

Деревня Йоканьга. 1950-е годы.
Из архива А.Ф. Захарова

     Жизнь в деревне Йоканьга шла своим чередом. Рождались дети, умирали старые люди, создавались новые семьи. Откуда брались силы, стойкость, жизнелюбие? Перейдя от кочевого образа жизни к оседлому, преодолели все трудности. Вероятно, сама жизнь заставляла быть мудрыми, выносливыми, такими и детей воспитывали.
     По воспоминаниям Ольги Лазаревны Даниловой, девочки должны были уметь готовить, шить, вязать, прясть. Их учили шить зимнюю меховую одежду, тоборки, пимы. Мать делала раскройки койбниц (рукавицы из меха), сумочек из кусков меха. Всё это ук­ рашали бисером, который привозили из Архангельска.
    Трудности испытывали при шитье малиц (зимняя национальная одежда из меха), обуви, для которых надо было выбрать специальный материал. Шкура от оленьего лба шла на подошву, от затылка - на пятки, остальное - из оленьих койб. Цегги (русские колготки) шили из оленьей замши. Не менее трудно было сшить летнюю обувь - каньги из оленьей замши.
     Оленьи шкуры дубили, держали в закваске 2-3 недели. Закваска делалась из муки и мыла. После закваски шкуры сушили, очищали от шлаков, мяли, кроили и шили каньги и цегги. Для того чтобы шить, нужны были особые нитки, их называли «суровыми». Так вот эти «суровые» нитки готовили из сухожилий, а затем шили пимы, тоборки, шапки.

 

  

О лекарственных травах

  

Бригадир рыболовецкой бригады Н.П. Данилов.
Жилье рыбаков (тупа) на Йоканьгском озере.
Из архива А.С. Крамаровой

     Большое значение для саамов деревни Йоканьга имел сбор лекарственных растений.
     Дети принимали активное участие, особенно в сборе дикого зеленого лука. Он растет на берегах рек, озер. Важно собрать его, пока не успела созреть сиреневая «головка» (цветок). Чем раньше, тем лучше. Применялся лук как приправа и как лекарство от цинги. Подсоленный лувкас (лук) сохранялся дольше.
     Пахкула (чага) - нарост на берёзе в виде гриба. Его заваривали и пили как чай от всех внутренних заболеваний.
     Лэман (морошка) - листья, чашечки засушивали. Применяли как чай при всех простудных заболеваниях.
     Использовали чевый (оленье сало), татавый (жир из костей). Оленьи мослы разрубали, затем клали в котёл и долго вываривали. После охлаждения слой жира должен покрывать котёл на 4 пальца. Жир этот очень полезный, как медвежье сало. Применялся внутрь.

 

 

 Саам колхк (саамские лыжи)

 

Комсомолки деревни Иоканьга. Среди них А.С.Койвина, М.С. Койвина.
Из архива А.С. Крамаровой

     Речь пойдёт об охотничьих лыжах. Такими лыжами пользовались саамы деревни Йоканьга, отправляясь на охоту. Как же их делали?
     Снимали шкуру с убитого тюленя, отделяли от жира, затем погружали в закваску. Сушили, мяли, делали выкройку. Основу для лыж изготавливали из берёзы. Выкройку закрепляли на основе гвоздиками. И всё. Лыжи готовы. Они служили 10-15 лет.
     К тюленьему жиру добавляли золу до густоты и получали мыло.
     

     Итак, можно подвести итог тому, о чем рассказано. Знание местных условий, умение, смекалка и упорный труд приходили на помощь саамам в трудных ситуациях.
     Почти все саамские семьи жили своим хозяйством. Зимой - охота на птицу, лисицу, песца. Летом - рыболовство, сбор дикорастущих трав, ягод - морошки, черники, брусники, вороники, грибов. Морошка хранилась в деревянных бочках, наливаясь своим соком, вороника - в мешках. К зиме ягоды замерзали и таяли во рту.

 

 

Праздники

 

Колхозная молодежь. Среди них: А.С. Койвина, М.С. Койвина, В.Я. Кучкова, И.В. Чуева, А.И. Данилова, А.Амосова, В.Н. Матрёхин, Е.Я. Кучков.
Из архива А.С. Крамаровой

     Зимой на праздник ездили на оленях, летом - на карбасах. В основном отмечались церковные праздники. Из Йоканьги, Лумбовки, Сосновки ездили в Пялицу на Николин день в ноябре. Женщины только на белых оленях, мужчины - на чёрных. Нарядными были женщины, девушки, мужчины, парни. Наряжали и оленей. 14 февраля (зимний праздник) Трифон пейвя (день). Из всех соседних погостов съезжались в Лумбовку. 19 января - Крещение. Этот праздник считался йоканьгским. Приезжали на оленях из Сосновки, Лумбовки, Каневки, Ивановки.
     Катались на оленях. Между молодыми людьми шло особое соревнование: чьи олени быстрее, лучше, чья упряжь на оленях на-ряднее, кто лучший, ловкий, смелый ездок. На оленьих шеях звенели колокольчики.
     А завершался праздник вечеркой (сирпат). Проводились они в доме, который уступали молодежи на вечер и ночь. Но заранее нужно было заготовить дрова, еду на стол. Гармонисты приходили с гармонями. Уместно вспомнить песенку, раскрывающую суть этой вечёрки.

 

 

 

 

 




 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.