Главная Публикации Один из десяти родился в тельняшке ...

Один из десяти родился в тельняшке ...
          Автор: Нагаева Е.    02.09.2003 14:24          

ОДИН ИЗ ДЕСЯТИ РОДИЛСЯ В ТЕЛЬНЯШКЕ...

 

 

     Трагедия с подлодкой К-159 случилась в минувшую субботу около трех часов утра. Лодку, выведенную из боевого состава флота в 1989 году, буксировали из пункта базирования Гремиха (Островной) к месту утилизации на завод в Полярный.
     Из-за сильного шторма на К-159 лопнули стальные тросы, которыми к кораблю были прикреплены понтоны. Лодка накренилась, набрала воды через открытый рубочный люк и камнем пошла ко дну.

 

 

     Утром 30 августа к месту трагедии направили тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий", спасательные суда, а также большие противолодочные корабли "Североморск", "Адмирал Харламов" и "Адмирал Левченко". Однако уже в субботу начальник Главного штаба ВМФ адмирал Виктор Кравченко заявил, что "надежды на то, что кто-то жив, нет". На борту подлодки в момент трагедии находились 10 человек, спасся только один из них -старший лейтенант Максим Цибульский. Тела еще двух членов экипажа извлечены из воды. Командир группы дистанционного управления Максим Цибульский сейчас находится в госпитале Северного флота. В воскресенье его навестили министр обороны Сергей Иванов и Главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов. Морально-психологическое состояние пострадавшего медики оценивают как тяжелое. По его словам, в момент аварии лодки все 10 человек находились на борту. Цибульский и еще один член экипажа успели эвакуироваться с помощью спасательного плота. Однако второй моряк, по словам старшего лейтенанта, погиб у него на глазах.
     - Ты был в бушлате и тельняшке, вот это тебя и спасло. Можно сказать, что родился в рубашке, точнее сказать, в тельняшке, - сказал Иванов и вручил офицеру наручные часы.
     А уже в воскресенье обнаружили затонувшую субмарину, которая "лежит горизонтально на глубине 238 метров, с креном 3 градуса на левый борт, рубочный люк открыт". Министр обороны запретил с помощью понтонов буксировать в пункты утилизации атомные подводные лодки, выведенные из боевого состава ВМФ.
     На встрече с родственниками погибших подводников министр заверил, что "среди членов экипажа искать виновников происшествия не будут".
     В воскресенье вечером министр обороны России Сергей Иванов вылетел в Москву. В Североморске продолжают работать Генпрокурор России и главный военный прокурор России. Расследование причин гибели АПЛ К-159 идет полным ходом. По данным газеты "Коммерсант", допрошены старший лейтенант Максим Цибульский и капитан второго ранга Сергей Жемчужнов, командовавший буксировкой. По сведениям газеты, сотрудники ГВП уже изъяли вахтенные журналы и другую документацию с буксиров, а также с командного пункта СФ, контролировавшего операцию. Допрошена смена оперативных дежурных, часть следственной группы направлена в Островной для изъятия документации, связанной с организацией и подготовкой буксировки К-159, а также для получения объективной информации о техническом состоянии лодки.
     В минувшее воскресенье на территории Мурманской области был объявлен траур. Губернатор Юрий Евдокимов распорядился выделить по 115 тысяч рублей семьям членов экипажа подлодки. Сергей Иванов также сообщил, что Минобороны и государство окажут родственникам погибших членов экипажа необходимую материальную и моральную помощь.
     А вчера, по данным пресс-службы Северного флота, в районе гибели лодки продолжились поисковые работы. У специалистов имеется почти стопроцентная уверенность, что тела семи членов экипажа находятся в лодке. Однако не исключается, что кто-то из моряков успел в момент трагедии выбраться через люк.
     А учения Северного флота, которые были запланированы на начало сентября, пока отложены на неопределенный срок.

 

 

     СПИСОК ШВАРТОВОЙ КОМАНДЫ, НАХОДИВШЕЙСЯ НА БОРТУ К-159

 

Командир подводной лодки капитан второго ранга Сергей Лаппа.
Командир электромеханической боевой части капитан третьего ранга Михаил Гуров,
Командир дивизиона движения капитан третьего ранга Юрий Жадан.
Командир дивизиона живучести капитан третьего ранга Олег Андреев.
Командир электротехнического дивизиона старший лейтенант Сергей Соколов.
Старший боцман старший мичман Александр Алешкин.
Начальник химической службы, специалист по корабельной дозиметрии мичман Роман Куринный.
Командир отделения турбинистов старшина первой статьи контрактной службы Евгений Смирнов.
Машинист группы дистанционного управления главный старшина контрактной службы Андрей Князев.
Командир группы дистанционного управления старший лейтенант Максим Цибульский.

 

 

БЕСПЕЧНОСТЬ И ХОЛАТНОСТЬ

 

 

     Министр обороны РФ Сергей Иванов назвал главной причиной катастрофы атомной подводной лодки К-159 легкомыслие, передает ИТАР-ТАСС. "Элементы легкомыслия и надежды на русский "авось", что все обойдется, несомненно, были", - заявил в воскресенье министр обороны РФ журналистам на борту ракетного крейсера Северного флота "Маршал Устинов". "Это ЧП в сотый и двухсотый раз подтверждает простую истину, что ко всем инструкциям, приказам и наставлениям надо относиться со 100-процентной серьезностью. Иначе рано или поздно будут наступать такие трагические последствия, в результате которых гибнут невинные люди", - подчеркнул Иванов.
     Главком ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов отметил, что одной из основной причин гибели подлодки стали "беспечность и халатность при выполнении должностных обязанностей, инструкций и приказов как со стороны руководителя перехода, так и командного пункта флота". Министр обороны РФ Иванов отстранил от исполнения служебных обязанностей командира соединения подводных лодок в Гремихе Сергея Жемчужнова. "Я не судья. Степень вины должностных лиц будет определять суд, но я полностью поддерживаю решение командования флота и главного военного прокурора об отстранении Сергея Жемчужнова, который был руководителем перехода, от исполнения служебных обязанностей", - заявил министр. По словам министра, найти кого-нибудь в живых из экипажа затонувшей в Баренцевом море подводной лодки "шансов нет". А говорить о сроках подъема подлодки преждевременно. "Пройдет, может быть, несколько месяцев, прежде чем будет готово безопасное техническое решение на подъем К-159. Подъем подлодки вполне возможен".
     Бывший заместитель командующего 11-й флотилией подлодок Северного флота, когда-то размещавшейся в Гремихе, впоследствии командующий Черноморским флотом адмирал Эдуард Балтин не согласен, что нынешнюю трагедию надо списывать именно на ошибки и своеволие местных морских начальников. "Это был так называемый межбазовый переход, - сказал он, - план которого утвержден командующим Северным флотом. В этом документе должны быть расписаны все необходимые детали перехода". Оценивая техническое состояние отправленной в последний путь АПЛ, Балтии не скрывает недоумения: "Не могу понять - зачем на лодку надо было сажать людей?! К-159 представляла собой железную бочку: холодную, без освещения, дырявую, без средств спасения, водоотливных устройств. Утверждают, что находившийся на лодке личный состав представлял собой швартовую команду, однако не бывает швартовых команд, состоящих из одних офицеров". Как считает Балтин, субмарину следовало не буксировать к месту утилизации, а "законвертовать" ее: "Надо было заварить все забортные отверстия, потом задраить верхнерубочный люк и тоже прихватить его сваркой. Людей там не должно было быть". Если было принято решение буксировать лодку вместе с людьми, "необходимо было предусмотреть аварийно-спасательное обеспечение и назначить старшего перехода, а не капитана буксира".
     В сообщении о трагедии сказано, что при шторме от лодки оторвались понтоны, в результате чего она потеряла устойчивость и затонула. Однако адмирал Балтин полагает, что "никакого шторма в это время не было. Трехбалльное волнение и ветер 15-20 метров в секунду - самая обычная погода для этой части Баренцева моря в это время года. При такой погоде мы даже практические торпеды из воды поднимали".

 

Подготовила Елена НАГАЕВА.

 

 

 

"Вечерний Мурманск" - 2 сентября 2003 год.

 


 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.