Главная Публикации Судьба "эски"

Судьба "эски"
          Автор: Капитан 3 ранга Яковлев А.    23.03.2005 16:29          

 СУДЬБА "ЭСКИ"

 

 

     В сентябре 1942 года состоялось решение Государственного комитета обороны СССР об усилении корабельного состава Северного флота за счет перевода из состава Тихоокеанского флота шести подводных лодок.
     На рассвете 6 октября субмарины вышли из пролива Босфор-Восточный и взяли курс на восток. Около 17000 миль предстояло пройти подводникам по девяти морям и двум океанам.
     Этот беспрецедентный для тех времен переход хорошо известен всем, кто интересуется историей подводных сил. Только от воспоминаний одного из участников перехода командира "С-56" Г. Щедрина захватывает дух: "... сразу же по выходе в Тихий океан лодки попали в крыло "большого ветра" - тайфуна, а в Cap- гассовом море - в центр свирепого южного урагана. У побережья Коста-Рики шли зеркальными штилями, а воды Алеутской гряды, Северной Атлантики и Скандинавии встретили бешеными штормами. Побывали в местах самых высоких приливов и низких отливов. Южнее тропика Козерога изнывали в непривычной жаре, а у айсбергов пролива Девиса дрожали от полярной стужи. Любовались стаями могучих рыб и гигантскими морскими черепахами у западного берега Мексики, видели крокодилов в реке Чегрес, тюленей и касаток близ острова Медвежий. Мылись под душем теплых ливней Лимонного залива и теряли видимость в белой пелене пурги Норвежского моря..." Пожалуй, самая обширная фотолетопись славного, полного опасностей, путешествия подводников из Владивостока в Полярный находится сейчас в комната боевой славы Краснознаменного ордена Ушакова I степени соединения подводных лодок в Полярном. Большую работу по сохранению и приумножению фотоэкспозиции проводит офицер по общественно-государственной подготовке и информированию соединения ПЛ капитан 3 ранга Павел Стежко.
     Значительная часть фотохроники показывает участие в событиях тех лет подводной лодки "С-51" под командованием И. Кучеренко.
     По-разному сложились судьбы подводных лодок - участниц того знаменитого перехода. Так, "Л-16" была атакована неизвестной подлодкой и погибла в 820 милях от Сан-Франциско.
     Остальные же благополучно добрались до базы в Полярном. Примечательно, что самой первой прибыла к новому месту дислокации именно "С-51", пройдя к 24 января 1943 года 16000 надводных и 230 подводных миль.
     "С-51" активно участвовала в боевых действиях против фашистских захватчиков, а в июле 1943 года прославилась на флоте самой крупной победой: находясь на позиции у берега противника в условиях круглосуточного полярного дня, "С-51" обнаружила 2 вражеских конвоя и атаковала их. Уйдя от преследования, она в тот же день уничтожила еще 2 транспорта.
     За успешное выполнение заданий командования ПЛ-"С-51" стала Краснознаменной, а ее командиру И. Кучеренко было присвоено звание Героя Советского Союза.
     Шли годы, закончилась Великая Отечественная война. Опаленные сражениями подлодки по-разному закончили свой век. Большинство из них давным-давно порезаны на "иголки", а памятниками нашей истории, истории Победы стади буквально единицы.
     В конце пятидесятых годов "С-51" прибыла в Йоканьгскую военно-морскую базу уже как учебно-тренировочное судно. Однако к тому времени подводники вовсю осваивали атомоходы. Вскоре на "С-51" был спущен Военно-морской флаг. Тогда же у офицеров Йоканьгской базы возникла идея увековечить память о прославленной ПЛ, сделав из нее памятник. Однако по целому ряду причин "С-51" не стала таким же полноценным мемориалом, как "К-21". В случае с "эской" пошли по другому пути. После того, как подлодку по большой воде вытащили на берег, с нее был срезан легкий корпус, из которого и был сооружен памятник на одной из самых живописных сопок в центре гарнизона. Он оказался настолько удачным, что создавалось впечатление, будто боевая труженица глубин только что вынырнула из пучины. Возле лодки были поставлены якоря с провисающими цепями, и на металлических табличках начертаны боевые успехи ЙокВМБ в годы войны.
     Площадка возле памятника "С-51" стала любимым местом жителей и гостей гарнизона. Особой популярностью пользуются у дошколят две когда-то грозные лодочные пушки. Возле памятника "С-51" каждый май собираются и фотографируются нарядные выпускники городских школ. Этот памятник стал одной из составных частей военно-патриотического воспитания многих поколений школьников отдаленного гарнизона подводников.
     В музее боевой славы Гремихи, который расположен в Доме офицеров, до сих пор бережно хранятся различные части оборудования "С-51".
     Фотоархив, а также различные материалы о подлодке хранит и приумножает инструктор по общественно-государственной подготовке Дома офицеров Островного гарнизона Елена Горшкова.
     Но что интересно, все эти годы (более 30 лет) прочный корпус лодки (т.е., по сути, сама "С-51") так и лежал на камнях возле причалов на окраине гарнизона.
     Лодку вдоль и поперек излазили любители истории подводного флота, обсуждали неимоверно тяжелые условия службы подводников периода войны, сравнивали с современными могучими лодками - покорителями глубин.
     Однако пришло время рыночных отношений, и коммерсанты, занимающиеся в отдаленном гарнизоне сбором цветных и черных металлов, добрались в феврале 2005 года и до прочного корпуса "С-51 ", лежащего на берегу. Буквально за один вечер половина корпуса "эски" была распилена и вывезена для дальнейшей реализации. Оставшуюся вторую половину, по-видимому, вскоре ждет та же участь.
     В мае нынешнего года наша страна отмечает 60 лет со дня Великой Победы. Увы, все меньше остается в живых ветеранов, все меньше свидетельств лихолетья, но главное другое - память наша не устает хранить благодарность тем, кто спас нашу Родину от порабощения.

 

Капитан 3 ранга Александр ЯКОВЛЕВ. 

 

 

"На страже Заполярья"
от 23 марта 2005 года.

 


 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.