|
ГОТОВЬ СЕБЯ К COВРЕМЕHHOМУ БОЮ
АТАКА ПО-ЛУНИНСКИ
Настойчиво перенимать опыт фронтовиков, накопленный ими в походах и сражениях
ПОДВОДНАЯ лодка шла на сближение с фашистскими кораблями. До них оставалось несколько десятков кабельтовых. Капитан 2 ранга Н. Лунин прильнул к перископу. На линкоре «Тирпиц» взвились флаги. Эскадра готовилась к повороту. - Лишь бы не влево, -проговорил Лунин, посматривая, как торопятся с расчетами штурман и старпом. -Иначе цель уйдет еще дальше. До залпа оставались считанные минуты. Николай Александрович снова поднял перископ. Чуть заметная улыбка появилась на лице бывалого подводника: все корабли повернули вправо. Значительно сократилась дистанция до «Тирпица». Теперь он подставил подводникам свой левый борт. Лодка легла на боевой курс и вскоре оказалась внутри строя вражеских кораблей. С дистанции 17 - 18 кабельтовых произвела первый залп. За ним последовало еще три. После четвертого залпа лодка погрузилась и дала полный ход. Подводники потом слышали глухие взрывы торпед. После этой атаки нашей лодки фашистская эскадра вынуждена была отказаться от своего замысла и повернуть назад. Решительные действия командира «К-21» капитана 2 ранга Лунина в июле 1942 года не дали возможности гитлеровцам нанести удар по конвою союзников, следовавшему в один из портов Советского Заполярья. Более тридцати лет прошло с тех пор. Неузнаваемо изменились подводные лодки. Сложные корабельные системы, современное оружие - все это позволяет ныне на больших удалениях, в любых погодных и гидрологических условиях наносить по «противнику» в учебном бою неотразимые ракетные и торпедные удары. Но смелости и дерзости тактических замыслов подводники и сегодня учатся у фронтовиков, чей богатый опыт золотой страницей вписан в историю Военно-Морского Флота нашей Родины. Многие командиры подводных лодок в учебных поединках стремятся атаковать цели по-лунински. Я вкладываю в понятие «атака по-лунински» преяеде всего стремление командира действовать в море решительно и смело, чтобы успешно выполнить поставленную задачу. И непременно с высоким качеством. Командир сможет добиться этого, если он, глубоко осмыслив сложившуюся обстановку, не побоится отступить во время атаки от установившихся канонов в использовании оружия и техники и внесет в тактику их применения что-то новое, рожденное опытом длительных походов. Разумеется, новый замысел на предстоящий бой с «противником» должен основываться на глубоком знании как своих возможностей, так в возможностей противоборствующей стороны. Только в этом случае командир сумеет выйти победителем даже в самой сложной ситуации. На одном из учений подводной лодке, на которой служит лейтенант И. Брита-нов, предстояло прорвать охраняемый рубеж и нанести торпедный удар по надводным кораблям. Расчет РКП действовал четко и слаженно, лодка скрытно шла в намеченную точку. Командир выбирал удобный момент, чтобы атаковать главную цель. Но вдруг в центральный пост поступил неожиданный и тревожный доклад от гидроакустика: по пеленгу... градусов... появился шум винтов посторонней цели. Командир вместе с расчетом ГКП немедленно приступил к определению элементов ее движения. Расчеты показывали: еще немного, и «посторонняя» цель встанет между лодкой и кораблем «противника». Заметно усложнялись условия выполнения задачи. И командир думал, анализировал, сопоставлял. Ведь ему не приходилось раньше сталкиваться с подобной ситуацией, и ни в одном из наставлений не определено, как поступить именно в таком случае. Новые условия требовали от командира в короткий срок принять обоснованное решение, а затем смело претворить его в жизнь. В этой ситуации могло быть два варианта решения задачи. Вариант первый: изменить курс, сбавить ход и, пропустив появившуюся цель, нанести удар по «противнику». Взвесив все, командир лодки пришел к выводу, что сейчас так поступать нельзя. Слишком затягивалось время атаки, не исключалась возможность потери контакта с главной целью. Командир выбрал второй вариант. Увеличил ход до максимального, чтобы сократить время в дистанцию залпа, как это в свое время сделал прославленный подводник капитан 2 ранга Н. Лунин, атакуя фашистский линкор. В центральном посту воцарилась звонкая тишина. Все наблюдали за действиями командира. Все понимали: небольшое промедление, и у экипажа подводной лодки останется только одно - задержаться с атакой. Тревожную обстановку как-то сразу разрядил голос командира: - Полный ход... А за этой командой -другая: - Торпедные аппараты -товсь! Когда штурман доложил, что заняли позицию, последовали два торпедных залпа. Удар по «противнику» оказался метким. Позже, на разборе в штабе учебного боя, старший начальник отметил инициативные действия командира этой подводной лодки, который проявил творческую инициативу, находчивость и боевую дерзость, выйдя в торпедную атаку в сложной обстановке. На этом же разборе старший начальник привел такой пример. Одна из лодок выполняла торпедные стрельбы. Хотя в общем-то личный состав справился со своей задачей, однако расчет ГКП не сумел обеспечить решение упражнения с высоким качеством. В действиях отдельных специалистов чувствовались скованность и нерешительность. И эта пассивность исходила от команди-ра лодки. Фамилию умышленно не называю, так как офицер сделал после этого правильные выводы и в последующих походах сумел проявить себя. Но в тот раз капитан 2 ранга просто не решался отступать от так называемой классической схемы выполнения торпедной стрельбы, хотя обстановка побуждала к инициативе и творчеству. Подобная склонность к действиям по устоявшимся схемам порой проявляется и у других командиров при использовании торпедного оружия. И это, на мой взгляд, обусловлено рядом причин. Во-первых, на современных подводных лодках появились новые виды оружия, которые играют первостепенную роль. Я имею в виду ракеты. И, естественно, иной командир отодвигает на второй план освоение и совершенствование тактики использования торпедного оружия. Во-вторых, учитывая высокую эффективность нового оружия, в том числе и самонаводящихся торпед, отдельные офицеры полагают, что теперь от командира якобы не требуется особой смекалки и инициативы. Подобные взгляды отрицательно сказываются на тактической выучке командиров, специалистов, участвующих в торпедной атаке. И, видимо, не случайно кое-где стали меньше уделять внимания подготовке расчетов ГКП в кабинетах торпедной стрельбы. И, в-третьих, в иных кабинетах и классах из-за отсутствия ряда важных приборов нельзя воспроизвести фактическую картину атаки, привлечь для учебы весь расчет, отрабатывая слаженность и взаимозаменяемость личного состава. И, естественно, сам командир неполучает необходимых навыков в выработке смелого замысла на использование торпедного оружия. В море для такой учебы тоже не всегда имеются подходящие условия, если все элементы атаки не отработаны в базовом кабинете. Вот так и рождаются пассивность и перестраховка не только в действиях офицера, но и его подчиненных. А чтобы не допускать этого, следует настойчиво перенимать опыт фронтовиков, накопленный ими в походах и суровых сражениях. И если же командир, используя этот опыт, сумеет на основе глубокого знания современного оружия проявить смелость тактического замысла, инициативу и настойчивость в достижении поставленной цели, его атаки будут сродни дерзким прорывам прославленного подводника Николая Александровича Лунина.
Офицер В. АЛЕКСЕЕВ. командир отличной подводной лодки.
"На страже Заполярья" № 90 (11407) от 17 апреля 1975 года.
|
|