|
200 лет со дня рождения (22.11.1801, 10.11 по ст. ст. - 17.04.1859) Михаила Францевича Рейнеке, гидрографа, исследователя Белого моря, составителя карт и лоций Беломорско-МурМанского района. Автор книги «Описание города Колы в Российской Лапландии».
БЕЛОМОРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ М.Ф.РЕЙНИКЕ
Объем предстоящих работ предписывался обширный: сделать промер глубин в «северо-восточной части Белого моря от мыса Воронова к северу по всему пространству от параллели Святого Носа, и особливо для верного определения на карте мелей и банок, лежащих как в окружности Моржовец, так и к северу-западу от него, простирающихся по восточную сторону корабельного фарватера, против Поноя, Орлова Носа и мыса Городецкого». Отметим, чго среди двенадцати офицеров, находившихся в подчинении Рейнике, был и Петр Пахтусов, ставший впослеттствии известным исследователем Новой Земли. Так что эстафетная традиция от Литке и Рейнике нашла дальнейшее славное продолжение. Первая экспедиция в Беломорье началась в середине июня 1827 года выходом из Архангельска небольшой эскадры в составе брига «Лапоминка» и двух шхун. После обследования акватории Моржовца отряд взял курс к острову Сосновец. На подходе к нему обнаружили севший на мель английский корабль, которому русские моряки помогли освободиться от рокового плена, и на таком морском происшествии лишний раз убедились в важности своей экспедиционной миссии по обеспечению безопасности последующего мореходства. Вопреки погодным каверзам со штормами и туманами отряд выполнил и не только необходимые промерные работы в районе Трех островов, затем Йоканьгских островов, но и другие нужные наблюдения: гидро - и метеорологические, геомагнитные и даже астрономические, несмотря на ненастье. Особо внимательно изучалась сложная картина морских течений. А более всего насторожили неточности обозначения мелей и банок, обнаруженные на прежних картах, что потребовало продолжения изучения Беломорского бассейна. Чему экспедиция и посвятила всю летнюю навигацию, проведя долгое время в горле Белого моря, через узкость которого пролегали многие судоходные трассы, и где надо было с особой тщательностью, обозначить картографически все возможные неожиданности на водном пути от коварных мелей, скрытых течений и прочих нежелательных сюрпризов моря. При необходимости устанавливали и побережные навигационные знаки. С таковым немало хлопот получилось на Святом Носе, разделяющем воды Баренцева и Белого морей. Для ориентации кораблей, приближающихся к этому межводному рубикону, на самой возвышенной части мыса решили возвести деревянную башню. Специально заготовленные для этого бревна доставили морем на экспедиционном судне, но едва успели спустить их с борта на воду да связать в плоты, как налетел внезапный шквал. Поднявшаяся волна грозила разметать весь стройматериал по бревнышку. Лишь неимоверными и дружными усилиями всего экипажа наспех скрепленные и зыбкие плоты удалось-таки довести до берега. И сигнальную башню установили. Справедливо отмечал генерал - гидрограф Г.А.Сарычев в своем ходатайстве к морскому министру России «о награде лейтенанта Рейнике, который неутомимым усердием преодолел все препятствия... и благоразумными распоряжениями своими достиг выполнения большей части предписанного ему...»
Владимир СМИРНОВ-ВЛАДОВ.
"На страже Заполярья" от 14 апреля 2001 года.
|
|