Главная Публикации Командир оставался на мостике - стр. 2

Командир оставался на мостике - стр. 2
          Автор: Вячеслав Кочеров    17.10.1995 20:49          

 «9 апреля»

 

Замполит подлодки Павел Шустов - наш земляк из подмосковной Купавны.

     0.20. По приказанию командира ПЛ личный состав 4-го отсека вышел наверх. В 4-м отсеке остался старший лейтенант Гусев - комадир турбинной группы.

     0.40. В отсеке большая задымленность, в районе гидроакустической рубки на подволоке обнаружил пламя. В 4-м отсеке обнаружил мертвым старшего лейтенанта Гусева без изолирующего аппарата, задымленность отсека небольшая. Залили пламя в 3-м отсеке забортной водой...

     1.30. В 3-й отсек спустился радист старший матрос Коваль и командир БЧ-4 - РТС старший лейтенант Лаврененко для передачи радиограммы (РДО) об аварии.

     2.00. Отдраили люк 8-го отсека. Вышли наверх 4 человека. Из отсека вынесено 15 пострадавших от угарного газа и дыма, среди них начальник медцинской службы капитан Соловей, отдавший свой «ИДА-59» старшине 1-й статьи Ильченко, чем спас ему жизнь. (Арсений Мефодьевич Соловей при нахождении ПЛ в подводном положении сделал очень тяжелую операцию Ильченко и, как заботливая медсестра, выхаживал его. Секретарь партийной организации корабля Соловей был душой экипажа. Счастлив, что близко знал его и его дружбой дорожил. - Авт.) Начали попытки вернуть пострадавших к жизни искусственным дыханием. Из 1-го и 2-го отсеков вынесены матрацы и одеяла для утепления пострадавших.

     2.30. По приказанию командира ПЛ наверх выведен личный состав 9-го отсека.

     3.30. Личный состав 6-го отсека выведен наверх из 5-го отсека в количестве 3 человек. Вынесен первый пострадавший - старшина 2-й статьи Машута, который тут же скончался. Личный состав пульта не вышел. В 5-м отсеке остались матрос Печерских и матрос Кузовиков, задохнувшиеся угарным газом.

     4.00. Попытки передать РДО об аварии кончились неудачей из-за неисправности передатчиков.

     7.00. Меры, принятые для помощи пострадавшим от угарного газа, положительных результатов не дали. Все 16 пострадавших скончались и убраны в надстройку в ограждении рубки.
     В лодке (в 4-м; 5-м; 6-м; 7-м; и 8-м отсеках) остались 14 погибших от угарного газа и огня. В живых остались 95 человек, из них около 40 расположились на носовой надстройке на матрацах, около 15 человек в ограждении рубки и на мостике, остальные - в 1-м и 2-м отсеках. Погода: ветер - 3 балла южный, море - 1-2 балла, видимость полная, ясно.

     10.05. В ЦП спустилась 1-я аварийная партия во главе с мичманом Петровым. Подготовкой и спуском аварийных партий руководил командир БЧ-5 совместно с командиром 3-го дивизиона.

     10.25. В 3-й отсек спустились командир БЧ-4 и радист старший матрос Коваль, начали подготовку к передаче РДО. Из ЦП старшим матросом Кириченко вынесен Военно-морской флаг СССР и водружен над мостиком. 11.10. Две попытки передачи РДО окончились неудачей...

     11.35. Закончили попытки передавать РДО, оставили ЦП. Командир ПЛ решил продолжать естественное вентилирование 3-го отсека в атмосферу до утра следующего дня, после чего пройти в 4-й отсек для пуска дизелей. Осталось 4 или 6 исправных аппаратов «ИДА-59»...

     13.00. Усилился дым из ЦП. Задраен верхний рубочный люк.

     14.15. На горизонте по ИП-250 (истинному пеленгу) обнаружено судно. Командир ПЛ, посоветовавшись с капитаном 1-го ранга Каширским, решил воспользоваться радиостанцией проходящего судна для передачи сигнала об аварии. Для привлечения внимания решил дать 5 красных ракет.

     14.45. Иностранное судно «CLYVDE ORE» подошло на дистанцию 15 кабельтовых.

     15.00. Судно описало циркуляцию вокруг ПЛ в удалении 4-5 кабельтовых и стало удаляться. Попытки установить связь зрительными средствами окончились неудачей. На сигнал по МСС (международному своду сигналов) «L» (прошу остановить судно, у меня есть важное сообщение) капитан судна не отреагировал.

     16.00. Судно скрылось за горизонтом.

 

  «10 апреля»

 

Москвич Вячеслав Прибыльной служил на лодке торпедистом. Сейчас проживает в столице.

     7.30. По ИП-300 на горизонте обнаружили белый постоянный огонь судна... Дали 5 красных ракет для привлечения внимания судна. Судно продолжало идти прежним курсом. Начали вызывать прожектором и дали еще 5 белых ракет...

     9.30. Болгарский транспорт «Авиор» (Варна) подошел на голосовую связь.

     10.30. На болгарский транспорт передали голосом РДО для передачи в Москву. Капитан судна сам предложил остаться в районе до получения ответа. На борт ПЛ передал сигареты и спички.

     13.00. Капитан транспорта «Авиор» сообщил о передаче РДО в адрес Москвы и получении указаний от Варны оказать нам помощь. Сообщил наше место по карте и прогноз погоды: в районе Азорских островов циклон «Флора» - 10-12 баллов, в нашем районе - 6-7 баллов.

     15.00. Погода ухудшилась: море - до 4 баллов, ветер - 5-6 баллов, видимость - 50 кабельтовых, облачность - 10 баллов. Капитан транспорта «Авиор» предложил командиру снять часть личного состава на борт транспорта.

     17.30. Личный состав в количестве 43 человек под моим командованием был пересажен на борт «Авиор», где особо пострадавшим и больному после операции аппендицита старшине 2-й статьи Ильченко была оказана первая помощь. Капитан судна советский гражданин Рэм Германович Смирнов представил мне радиограммы, подтверждающие его действия в отношении помощи ПЛ. Начались облеты района американским самолетом типа «Орион».

 

 «11 апреля»

 

    3.00. В район прибыл советский транспорт «Саша Ковалев». Матросы, старшины и офицеры, находясь на борту болгарского транспорта, вели себя достойно. Случаев разглашения военной тайны не обнаружено. Со стороны болгарского экипажа отношение было дружеское, проявлена большая забота.
     К моменту пересадки транспорт «Авиор» отдрейфовал на 9 миль от ПЛ. Погода: море - 5-6 баллов...

     18.00. Видимость улучшилась до 70 кабельтовых. Теплоход «Касимов» подошел к ПЛ на дистанцию 30 кабельтовых, теплоход «Комсомолец» после 3 попыток завести буксир готовился к 4-й попытке.

     21.30. Находясь на мостике теплохода «Касимов», я увидел 5 красных ракет с ПЛ, сообщил капитану и потребовал немедленно подойти на голосовую связь с ПЛ с одновременной подготовкой к спуску мотобота.

     21.50. Подошли на голосовую связь с ПЛ.

     22.15. Снято 30 человек на мотобот во главе с капитаном 1-го ранга Каширским. По моему требованию теплоход «Касимов» подошел второй раз на голосовую связь с ПЛ. Запросили: «Какая нужна еще немедленная помощь?». С ПЛ ответили: «Не нужно». Спросили: «До утра продержитесь?». Ответ с ПЛ: «Продержимся».

     23.00. На борт «Касимова» принято 30 человек во главе с капитаном 1-го ранга Каширским (с ними командир БЧ-5 и заместитель командира по политчасти).

     23.50. По требованию капитана 1-го ранга взял у командира БЧ-5 сведения по состоянию ПЛ. Передал капитану 1-го ранга Каширскому в письменном виде сведения о состоянии ПЛ и категорическое требование командира БЧ-5 о снятии всех людей с ПЛ. Предложил капитану 1-го ранга Каширскому после заводки буксира снять людей с ПЛ. Ответа не получил.

 




 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.