Главная Публикации Гремиха (Иоканьга)

Гремиха (Иоканьга)
          Автор: Нильсен Т, Кудрик И, Никитин А.    05.02.1996 01:20          

 

        Гремиха расположена на восточном побережье Кольского полуострова. База находится приблизительно в 350 км от входа в Кольский залив, на границе свободных в зимнее время от льда вод. На базу можно добраться морским путем или на вертолете. Во ремя зимних штормов она становится полностью изолированной. Напротив базы в Гремихе расположена гряда Иока-ганских островов (Чаичий, Витте, Сальный, Медвежий, Первый Осушной), которая прикрывает ее от открытого моря. Они образуют с материком Иокангский пролив (500-600 метров), вдоль которого находятся причалы для АПЛ. Общая протяженность причального фронта с береговыми сооружениями составляет 6770 метров.
        Первые поселения в Гремихе появились еще в конце 19-го века. С 1941 г. в Гремихе образованна Иокаганская военно-морская база, в составе которой находилось несколько тральщиков, а позднее стала дислоцироваться бригада дизельных подводных лодок. Первая атомная подводная лодка зашла сюда в июле 1962 г. после похода на Северный Полюс для встречи с прибывшим в Гремиху Генеральным секретарем ЦК КПСС Н.С.Хрущевым. С 1968 г. в Гремихе базируется соединение атомных подводных лодок класса "Отель". С начала 70-х г.г. база реконструируется под АПЛ класса "Янки". С 1974 г. здесь базируется объединение стратегических атомных подводных лодок.
        База имеет в своем составе плавучие мастерские для ремонта АПЛ, сухой док СД-10, построенный во время войны, а также береговую техническую базу по перезарядке первых атомных подводных лодок (аналогичную по своей организации БТБ в губе Андреева). В настоящее время сухой док и примыкающий к нему комплекс сооружений используется для выполнения перезарядок подводных лодок класса "Альфа" имеющих реакторы с жидко-металлическим теплоносителем - ЖМТ).
        В связи с реформированием Северного флота состав боевых кораблей в Гремихе значительно сократился и фактически база превратилась в самый большой пункт отстоя выведенных из боевого состава АПЛ. На сегодняшний день в базе находится несколько АПЛ боевого состава и 15 отстойных АПЛ с невыгруженным отработанным топливом. Из них четыре пр.627А (класса "Ноябрь"), одна пр.658 (класса "Отель") и восемь пр.671 (класса "Виктор"). В 60-х г.г. в скалах Гремихи были вырублены туннели - укрытия для атомных стратегических подводных лодок. Информация по их использованию сегодня отсутствует. Начиная с 90-х г.г. население Гремихи сократилось почти вдвое, сейчас там проживает около 10000 человек. Гремиха является вторым пунктом на Северном флоте, где осуществляется береговое хранение отработанного ядерного топлива, и единственным местом, где возможно производить перезарядки реакторов с ЖМТ.

        Хранение ТРО

        Для хранения ТРО приспособлена открытая площадка в районе сухого дока СД-10 размером 20 х 15 метров, где в настоящее время размещено до 300 мЗ ТРО как в контейнерах, так и без защитных упаковок (крупногабаритное оборудование и автотехника).

        Хранение ЖРО

        Для хранения ЖРО имеются береговые подземные емкости, выполненные из бетона и облицованные изнутри нержавеющей сталью. Эти емкости должны были входить в комплекс спецводоочистки, который как и в губе Андреевой оказался недостроенным и впоследствии законсервированным. Сами емкости постоянно используются по назначению. По имеющейся информации, на данный момент там хранится до 2-х тысяч кубометров ЖРО. Вода среднеактивная - около 10-5 кюри/литр. За время эксплуатации утечек зафиксировано не было. Кроме береговых емкостей к Гремихе для сбора ЖРО приписан один технический танкер ТНТ (пр.1783А, класса "Вала") и несколько плавучих емкостей ПЕк-50. Поскольку в базе не производится операций по перезарядке АПЛ, объемы образующихся ЖРО существенно сократились.

        Хранение ОЯТ

        На территории БТБ в Гремихе было предусмотрено хранение двух видов ОЯТ - от водо-водяных реакторов АПЛ 1-го поколения пр.627 (класса "Ноябрь") и от реакторов с ЖМТ АПЛ пр.645 (К-27) и АПЛ пр.705 (класса "Альфа").
        Основной производственной площадкой для приема ОЯТ обоих видов является камера сухого дока (СД-10), вырубленного в скальной породе. После заводки АПЛ в док и откачки из него воды, лодка садилась на килевые дорожки и в таком положении на ней проводились все работы, включая ремонт и перегрузку топлива. В зоне камеры дока действовали два крана (грузоподъемностью 10 тонн и 75 тонн), с помощью которых осуществлялись все грузовые операции по перемещению контейнеров с ОЯТ.
        Хранилище для ОЯТ водо-водяных реакторов (здание No.l) конструктивно было выполнено в виде 4-х автономных бассейнов с общим технологическим залом.
        Каждый бассейн имел объем 70 м3 и вмещал в себя ОТВС от 2-х отработанных активных зон АПЛ первого поколения пр.627.
        Хранение ОТВС осуществлялось по-канально (т.е. без чехлов) под слоем воды, каждая ОТВС закреплялась на отдельном кронштейне.
        Общая емкость хранилища составляла примерно 1500 ОТВС и позволяла одновременно принять ОЯТ от 4 АПЛ 1-го поколения.
        В 1984 г., после обнаружения течи, все четыре бассейна были осушены, три выгружены, в четвертый были помещены 95 оставшихся поврежденных ОТВС, не пригодных для транспортирования и вывоза на х/к "Маяк".
        В начале 60-х г.г. в Гремиху поступило топливо после перезарядки первых атомных лодок - примерно 110 контейнеров типа "6", содержащих не менее 700 ОТВС. До настоящего времени данное топливо хранится на открытой площадке, по оценке всех инспекций, состояние контейнеров крайне неудовлетворительное. В связи с тем, что контейнеры и чехлы являются нестандартными и на них отсутствует какая-либо проектная и конструкторская документация, решение о вывозе или захоронении этих отработанных сборок не принято.
        Также в середине 60-х в Гремиху были доставлены и размещены в бетонных контейнерах у стенки дока две головные отработанные активные зоны первой АПЛ с реакторами с ЖМТ (К-27), перезарядка которой выполнялась в Северодвинске. Поскольку в Гремихе предполагались производить все последующие перезарядки реакторов с ЖМТ, то в начале 80-х годов в зоне сухого дока была произведена существенная реконструкция, и заново построены два сооружения - здание 1"А" и здание 1"Б". В здании 1"А" размещалось все необходимое оборудование для выгрузки отработанной зоны ЖМТ в сборе, и предусматривалось временное хранение зон ЖМТ с принудительным охлаждением. В здании 1"Б" предполагалось последующее хранение ОЯТ с ЖМТ с естественным охлаждением. Общая емкость хранения ЖМТ составляла 10 комплектов - 2 зоны в здании 1"А" и 8 в здании 1"Б".
        Предусматривалась следующая схема выгрузки: паром, подаваемым из вне, активная зона в реакторе разогревалась и втягивалась в специальный скафандр, который устанавливался над реакторным отсеком. Остатки жидкого металла стекали в реактор, после чего скафандр герметизировался и с помощью 75-ти тонного портального крана переносился в хранилище - здание 1"А", а после 2-х месячной выдержки в здание 1"Б". К настоящему времени в Гремихе было выполнено 4 выгрузки активных зон с АПЛ класса "Альфа". Все выгруженные зоны на данный момент находятся в здании 1"Б", в том числе и две зоны с АПЛ К-27, т.е. всего - 6 активных зон ЖМТ.
        По имеющейся информации, в связи с течью дока и его профилактическим ремонтом, операции по приему зон ЖМТ временно приостановлены.
        После выгрузки всех АПЛ класса "Альфа", в хранилище Гремихи будет сосредоточено не менее 9 активных зон реакторов с ЖМТ. Сроки хранения данного топлива и возможность его переработки не определены. Заказ No.900, который в настоящее время хранится на о.Ягры в г.Северодвинске, планируется захоронить в Гремихе сухим способом. Согласно имеющимся данным, разработаны специальные контейнеры для транспортировки ОЯТ с реакторов с ЖМТ. Их использование планируется начать в 1998 г.

 

Случаи аварийных происшествий в хранилищах Гремихи

 

        В 1984 г. было зарегистрировано понижение уровня воды в одном из бассейнов здания No.l, где хранились 4 отработанные зоны 1-го поколения АПЛ с водо-водяными реакторами. Бассейны были подпитаны, однако вскоре служба радиационной безопасности зарегистрировала повышение активности в воде (до 10-8(-9) кюри/литр) на выходе из дока СД-10. После проведения расследования было установлено, что источником утечки является бассейн No.l, общий объем вытекшей воды был оценен в 30 тонн. В срочном порядке топливо из бассейнов было выгружено (и вывезено из Гремихи), а его остатки примерно в количестве около 100 ОТВС перемещены в бассейн No.2, техническое состояние которого было наилучшим. Как после удалось выяснить причиной утечки из бассейна No.l явилась трещина металлической облицовки бассейна в районе сварки одного из кронштейнов.
        При проведения исследования в других бассейнах, было установлено, что имели место обрывы топливных элементов. Инцидент смогли оперативно ликвидировать, поскольку в отличие от хранилища в Андреевой губе здесь хранилось небольшое количество ОЯТ и вес каждой ОТВС не превышал 10 кг. Все зараженные участки грунта были сняты, законтейнированны и в настоящее время находятся на открытой площадке в общей массе хранящихся ТРО.
        По решению инспекции ядерной безопасности Министерства обороны эксплуатация хранилища была запрещена. На данный момент бассейны No. 1,3,4 осушены, а все оставшиеся ОТВС (около 100 штук) сконцентрированы в бассейне No.2. Следует отметить, что данное ОЯТ представляет собой поврежденные топливные сборки с разрушенными оболочками и классифицируются специалистами как ядерно-опасное скопление делящихся материалов.

 

Доклад оъединения "Беллуна" №2 1996г.  Стр. 106-109

 


 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.