Главная Публикации Всем ветрам назло - стр. 2

Всем ветрам назло - стр. 2
          Автор: Кап. 2 ранга запаса Низамутдинов В.    14.05.2003 10:53          

 

     В годы войны корабли ЙВМБ провели более 700 транспортов в зоне своей базы, которые доставили около двух миллионов тонн грузов.
     В послевоенные годы Гремиха продолжала строиться. Появляются первые каменные дома, сдается новая двухэтажная школа, открываются Дом культуры, комбинат бытового обслуживания, больничный городок. Силами жителей Гремихи создается универсальный спортивный комплекс. В июле 1956 года стали прибывать к месту базирования первые подводные лодки. Атомоходы приходили в Гремиху. принимая славные традиции дизельных подводных лодок Великой Отечественной войны. Рождалось новое грозное оружие, изменившее суть противостояния в океане.
     Конец шестидесятых, семидесятые и начало восьмидесятых годов стали расцветом города. Появляется новый район Гремихи, открывается Дом офицеров, школа, госпиталь, станция «Орбита», телецентр.
     С рождением атомного подводного Флота СССР пришел конец господству нашего вероятного противника в Мировом океане. Первым коралем, поколебавшим морское могущество НАТО, стала атомная подводная лодка «К-3» (командир - капитан 2 ранга Л. Осипенко).
     Этот период был насыщен интенсивной боевой учебой. Он стал своеобразной эпохой первооткрывателей: плавания в Арктику, подо льдом, всплытия на полюсе.
     Почетное наименование «Ленинский комсомол» этому атомоходу было присвоено приказом ГК ВМФ в октябре 1962 года в память об одноименной ПЛ «М-106», построенной на средства молодежи и переданной Северному флоту в годы войны. На корабле в разные годы служили четыре Героя Советского Союза, двенадцать кавалеров ордена Ленина, двадцать четыре - ордена Красного Знамени, тридцать девять -Красной Звезды н шесть - «Знак Почета». На долю экипажа выпало и суровое испытание, связанное с аварией, сопровождавшейся человеческими жертвами.
     Думается, эта подводная лодка должна занять достойное место рядом с легендарной «К-21» в г. Североморске.
     29 сентября 1963 года состоялось, второе посещение Северного полюса подводной лодкой «К-181». Звания Героя Советского Союза были удостоены командующий СФ Адмирал В. Касатонов, командир АПЛ капитан 2 ранга Ю. Сысоев. Подводная лодка стала первым кораблем ВМФ, награжденным в мирное время орденом Красного Знамени.
     Затем были переход подо льдами на ТОФ, первое в мире кругосветное плавание отряда АПЛ, первые стрельбы баллистическими ракетами в надводном и подводном положении и многое другое...
     Все это стало возможным благодаря мужеству и таланту людей, поселившихся в Гремихе, на краешке земли, продуваемом всеми ветрами Арктики. Вспоминая те далекие годы, в памяти всплывают фамилии тех, кого знал лично, кто пользовался большим авторитетом у сослуживцев. Это командир группы гидроакустиков АПЛ «К-52» лейтенант К. Кадацкий - «глаза и уши» лодки. Благодаря своему уникальному слуху по шуму винтов был способен различить типы иностранных субмарин. Ныне виртуоз подводной «охоты» капитан 2 ранга Кадацкий служит в одном нз соединений флота.
     Старшие помощники командиров лодок капитаны 3 ранга О. Бурцев, А. Гамбаров, капитан-лейтенант В. Федорнн в начале 80-х по праву считались «золотым» командирским резервом. Ведь они к тому времени успели обрести бесценный командный и житейский опыт, прослужив немало лет в экстремальных условиях самой северной базы страны.
     1970 - 1990 годы были периодом расцвета боевой мощи ЙВМБ. Можно с уверенностью говорить, что все тактические приемы, используемые отечественными ракетоносцами, «обкатанные» кораблями объединения, сохраняют свою актуальность и поныне.
     В эти годы выросла целая плеяда командиров-подводников, многие из которых впоследствии стали видными военачальниками, командующими флотами и флотилиями, начальниками военно-морских учебных заведений. Это адмиралы Э. Балтии, З. Иванов, Б. Попов, В. Щербак, Ю. Белов, В. Щеголев, Т. Борисов, Л. Жданов и другие. Многие командиры сумели в этот период на порядок расширить возможности своих кораблей - такие, как капитаны 1 ранга В. Ефимов, В. Афонин, А. Затылкин, О. Мешков, В. Ушаков, Л. Ромашко, и другие.
     Находясь постоянно в соприкосновении с опасностью, тысячи людей вносили свою лепту в создание среди пустынных скал и моря очага жизни под названием «Гремиха». Почему люди привязывались, несмотря ни на что, к этим черным каменным глыбам, на которых все лето не тает снег? Почему всетаки на них возник город?
     Суров здесь климат, нет спору! Но удивительно теплы и сердечны были отношения между людьми, однажды поселившимися на этой земле. Здесь, невзирая на чины и звания, дружат, откликаются на зов помощи, встречаются в дни веселья, радости и горя. Здесь, среди злой природы, нельзя быть злым. Доброта здесь - тоже форма борьбы со стихией.
     В Гремихе невозможны эгоизм, амбициозность, чувство превосходства одного над другим. Личность жертвует собой во имя братства, а подводное братство своей самозабвенной работой способствует развитию личности.
     За постсоветские годы в Гремихе произошли ощутимые изменения. Правда, не в лучшую сторону. Город не только перестал строиться, но постепенно приходил в упадок. Однако, несмотря на все неурядицы, продолжая жить и всеми силами бороться с «болезнями» переходного периода в стране. Ему помогают выжить в этой борьбе командование Северного флота, администоация и Совет депутатов ЗАТО Островной.
     Недавно завершился капитальиый ремонт Дома офицеров, зданий штаба и большинства жилых домов, общежития, госпиталя, дизельной электростанции. Решена проблема отопления города, бывшая долгие годы головной болью квартиросъемщиков.
     Заметно продвигается программа отселения людей, отдавших свои лучшие годы службе и работе а Гремихе, на Большую землю.
     В новых условиях «гражданской» жизни многие выходцы из Гремихи сумели занять достойное место и нашли применение своим флотским навыкам.
     Сегодня мы все хотели бы, чтобы Островной жил и развивался, а в будущем стал бы вновь военно-морским форпостом России на Севере, как это было уже раньше.

 

 Валерий НИЗАМУТДИНОВ,
капитан 2 ранга запаса, ветеран Северного флота
и подразделений особого риска.

 

 

"На страже Заполярья" - 14 мая 2003 г.

 




 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.