Главная Публикации Рядом с "Авророй" станет "К-3"

Рядом с "Авророй" станет "К-3"
          Автор: Воробьёва О.    03.12.2003 14:50          

 

РЯДОМ С "АВРОРОЙ" СТАНЕТ "К - 3"

 

 

     Центральное конструкторское бюро "Малахит" г. Санкт-Петербурга разрабатывает проект реконструкции первой атомной подводной лодки "К-3" "Ленинский комсомол" для создания на ее борту музея. Первенец атомного кораблестроения будет стоять у берега Невы на бетонном основании рядом с "Авророй".
     С этой лодки началась эра отечественного атомного кораблестроения. В начале 50-х годов, в ответ на активные действия США по созданию атомных подводных лодок, в нашей стране была выработана своя программа строительства подводных кораблей с ядерными энергетическими установками.
     Первый атомоход создавался в рекордно короткие сроки и 45 лет назад - 1 июля 1958 года - вошел в боевой состав Военно-Морского Флота. Свое имя "Ленинский комсомол" он унаследовал от "малютки" - дизельной подводной лодки "М-106", построенной на средства трудящихся Южного Урала и переданной в 1943 году в состав Северного флота.
     Рассказывая о подводной лодке "К-3", на счету которой десятки боевых походов, невозможно обойтись без определений "первый", "впервые", "первопроходцы".
     В ходе опытной эксплуатации на "К-3" экипажем были опробованы новые системы и механизмы, проведены испытания в нештатных, экспериментальных и зачастую экстремальных режимах. Благодаря этому на последующих кораблях серии "К-5", "К-8", "К-14", которые вошли в состав флота в конце 1959 года, уровень радиоактивности на борту был снижен в десятки раз.
     В июне 1959 года первый командир "К-3" Леонид Гаврилович Осипенко стал первым офицером, удостоенным звания Героя Советского Союза за освоение новой техники. Его Золотая Звезда стала первой, врученной на флоте после окончания Великой Отечественной. Следующим Героем Советского Союза через два года стал Юрий Гагарин, который, кстати, побывал на "Ленинском комсомоле" в 1965 году.
     Первая атомная субмарина совершила первое в истории отечественного флота всплытие подводной лодки во льдах. Наконец, первенец атомного подводного кораблестроения навечно прославил себя в 1962 году знаменитым походом подо льдами многометровой толщины к Северному полюсу. За "успешное выполнение специального задания правительства" звания Героя Советского Союза были удостоены руководитель похода контр-адмирал А.И. Петелин, командир "К-3" капитан 2 ранга Л.М. Жильцов и командир БЧ-5 инженер-капитан 2 ранга Р.А. Тимофеев, а все члены экипажа были награждены государственными наградами. В Гремихе, куда "К-3" возвратилась после похода на полюс, награды подводникам вручались лично Н.С. Хрущевым во время его памятной всем северянам поездки в Мурманскую область.
     В ходе эксплуатации первенца атомного флота случались и поломки, и аварии. Самая серьезная из них произошла в 1967 году. В Норвежском море на 56-е сутки плавания в подводном положении, когда лодка уже возвращалась в базу, на "К-3" произошел пожар, унесший жизни 39 моряков. Пожар удалось локализовать, а лодка пять лет ремонтировалась на "Звездочке" в Северодвинске. После ремонта "Ленински комсомол" еще 15 лет находился в строю, участвовал в испытаниях новых сстем и механизмов, обеспечивал работу научно-исследовательских судов и кораблей. И по-прежнему лодка не расставалась с определением "впервые". Так в начале 80-х годов на СРЗ-10 впервые в истории подводного флота на "К-3" была произведена полная замена всех кабельных электротрасс.
     В 1987 году первая отечественная атомная субмарина "К-3" была выведена из боевого состава флота и все эти годы находилась в Гремихе. Лодка, заставившая весь мир поверить в мощь подводного флота России, 16 лет ждала решения своей участи.
     В начале 2003 года "К-3" доставили для утилизации в Полярный. С лодки выгрузили отработанное ядерное топливо, реактор загерметизировали и подготовили к длительному хранению.
     Ветераны-подводники экипажей "К-3" во главе с членом первого экипажа контр-адмиралом в отставке Николаем Григорьевичем Мормулем долгие годы добивались сохранения лодки, настойчиво обращались в инстанции различных уровней, доказывая, что "Ленинский комсомол" нельзя пускать "на иголки", нельзя уничтожать достижения военной техники, в свое время ставшей противовесом американским атомоходам. И только сейчас дело сдвинулось с мертвой точки.
     Министерство обороны России совместно с Минатомом, Минимуществом и Российским агентством по судостроению приняло решение создать памятник первенцу атомного подводного кораблестроения. "К-3" будет сохранена в качестве музея. После доработки проекта реконструкции станет известно, какой судоремонтный завод займется переоборудованием субмарины.
     Планируется, что к 100-летию подводного флота России, которое будет отмечаться 19 марта 2006 года, лодка-музей будет установлена в Санкт-Петербурге.

 

 Ольга ВОРОБЬЕВА. 

 

 

"На страже Заполярья" - 3 декабря 2003 г.

 


 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.