Главная Публикации На траверзе маяка Гавриловский

На траверзе маяка Гавриловский
          Автор: Кобчиков Е.Ю.    22.11.1999 15:12          

РОКОВЫЕ СОРОКОВЫЕ... 

 

 

НА ТРАВЕРЗЕ МАЯКА ГАВРИЛОВСКИЙ

 (бой и гибель сторожевого корабля «Пассат»)* 

 

Е. Ю. КОБЧИКОВ 

 

 


Рыболовный траулер РТ-32 («Кумжа») - свидетель гибели «Пассата».

 

 

     О бое сторожевого корабля «Пассат» с тремя германскими эсминцами 13 июля 1941 года в Баренцевом море известно практически всем знатокам и любителям морской истории в нашей стране. Впрочем, отечественная историческая литература упоминает об этом эпизоде второй мировой войны буквально несколькими строчками. Обращение к архивным документам позволяет сегодня открыть новые страницы произошедшего более пятидесяти лет назад события. Однако подобно тому, как нельзя в одну воду войти дважды, так и в истории практически невозможно восстановить ситуацию, событие точно таким, каким оно было в действительности. В итоге, при большом количестве фактов работа историка-исследователя может оказаться сродни методам следователя-криминалиста, а при отсутствии таковых убедительных фактов - работе литератора, фантазирующего «на тему». Последнее встречается довольно часто, но к подлинной истории имеет мало отношения. По этой причине автор стремился остаться на первой позиции, рассмотрев бой и гибель сторожевого корабля «Пассат» на основании обнаруженных в Центральном военно-морском архиве документов - то есть беспристрастно.  

 

     В свой последний поход «Пассат» вышел из Тюва-Губы рано утром 12 июля 1941 года. На борту корабля, кроме 43 членов экипажа1 находились 13 человек пассажиров: командиры и краснофлотцы, которых надлежало доставить в Иоканьгу, куда и следовал «Пассат». Командиру корабля лейтенанту В.Л. Окуневичу была поставлена общая задача охранять отряд судов ЭПРОН: спасательные суда РТ-67 и РТ-32, вышедшие в 4 ч 20 мин из Мурманска для буксировки в Иоканьгу двух 40-тонных судоподъемных понтонов. Организацию управления конвоем определить так и не удосужились.
     Из-за плохой видимости - тумана, надвигавшегося с северо-запада, - конвой перестроился в кильватер. Сторожевой корабль занял место между РТ-67 и РТ-32. На головном спасательном судне находился командир отряда - начальник штаба Северной экспедиции ЭПРОН воентехник 1 ранга2 А.И. Кулагин. Ровно в полночь на 13 июля отряд, следуя со скоростью около 3 уз курсом 106°, миновал мыс Териберский. Дождь, мгла и переменная, до 4 - 5 кб, видимость, вероятно, заставили командира отряда и командира сторожевого корабля взять курс мористее, что, во-первых, вполне естественно для плавания у берега в условиях плохой видимости, а во-вторых, обеспечивало необходимую скрытность перехода. В итоге, для того чтобы кораблям не оказаться выброшенными на берег, курс отряда должен был прокладываться в пределах от 110 до 95° 3. Около 2 ч сигнальщик с РТ-67 обнаружил самолет, предположительно противника, пролетевший на бреющем полете с юга на север и быстро скрывшийся в пелене дождя. В 3 ч 30 мин погода прояснилась, и штурманы отряда судов смогли определить свое место: на траверзе маяка Гавриловский, в дистанции 25 - 30 кб. Через 18 мин4 на «Пассате» услышали один за другим три артиллерийских выстрела, и три снаряда упали впереди по курсу шедшего головным РТ-67. Отряд сбавил ход. Сигнальщики сторожевого корабля осмотрели горизонт и обнаружили подходящие с северо-запада, пересекая курс отряда, «три военных корабля, которые были с трех сторон». «Пассат» дал свои позывные, но ответа не получил...
     Это были корабли 1-го дивизиона 6-й флотилии эскадренных миноносцев германского флота: лидер флотилии Z10 «Hans Lody» под флагом командира флотилии5, Z7 «Hermann Schoemann»6 и Z20 «Karl Galster»7.
     6-я флотилия эсминцев в полном составе8 еще накануне вышла из Киркенеса в море для набега на прибрежные коммуникации Северного флота. В Баренцевом море германские корабли развернулись для поиска советских кораблей и судов в восточном направлении, однако ничего не обнаружили. В полночь9 с лидера флотилии поступило приказание 2-му дивизиону - идти на соединение. В 3 ч10 13 июля 1-й дивизион миновал мыс Териберский, а через полчаса - как раз тогда, когда улучшилась видимость, - с германских кораблей обнаружили отряд кораблей Северного флота. Буксируемые РТ-67 и РТ-32 понтоны были приняты за «странной формы баржи, назначение которых немцы определить не смогли»11. Не получив ответа на свои позывные, «Пассат» начал разворот влево - бортом к противнику. Когда корабль лег на боевой курс, лейтенант В.Л.Окуневич приказал открыть огонь.

 


Сторожевой корабль «Заря». На подобные корабли, переоборудованные из траулеров легла основная тяжесть охранения внутренних конвоев и несения дозорной службы в Белом море и Арктике

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

     Комментарии

 

     1 Отсутствовавший на корабле член экипажа, командир отделения химистов младший командир (запаса) И. А. Максаков, находился в это время на сборах химистов в Мурманске.
     2 Звание военно-технического состава. Соответствовало званию старший лейтенант.
     3 Отряд кораблей обнаруживался самолетами МБР-2 Северного флота в 21 ч 12 июля и в 0 ч 20 мин 13 июля. В первом случае элементы движения отряда были определены как курс 100°, скорость 8 уз, а во втором - курс 110°, скорость 6 уз.
     4 Согласно германским данным: в 3 ч 48 мин - по московскому времени, или в 2 ч 48 мин - по берлинскому (Whitley M. J. Destroyer! German Destroyers in World War II. London, 1983. P. 156). Спасшиеся после боя указали несколько иное время: 3 ч 55 мин.
     5 Командир флотилии - капитан цур зее (что соответствовало званию капитана I ранга в советском флоте) Альфред Шульце-Хинрихс, командир корабля - корветтен-капитан (капитан 3 ранга) Пфайффер (Thomer Е. Torpedoboote und Zerstorer. Eine Bildchronik aus zwei Weltkriegcn., Oldenburg und Hamburg, 1964. S. 72. 73; Whitley MJ. Op. cit. P.271).
     6 Командир корабля - корветтен-капитан Г. Виттиг (Whitley M.J. Op.cit. P.270).
     7 Командир корабля - корветтен-капитан барон Теодор Маухенхайм фон Бехтольсхайм (Ibid. P.274).
     8 2-й дивизион флотилии состоял из двух эскадренных миноносцев: Z 16 «Friedrich Eckoldt», которым командовал фрегаттен-капитан (капитан 2 ранга) Альфред Шеммель и Z4 «Richard Beitzcn», командир - корветтен-капитан Ганс фон Давидсон (Ibid. P.269, 273).
     9 По берлинскому времени, или в 1 ч 0 мин 13июля - по московскому (Ibid. P.156).
     10 По московскому времени.
     11 Ibid. P.156.

 




 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.