Главная Публикации На траверзе маяка Гавриловский - стр. 3

На траверзе маяка Гавриловский - стр. 3
          Автор: Кобчиков Е.Ю.    22.11.1999 15:12          


Схема боя 13 июля 1941 года (реконструкция автора)

     Когда корма «Пассата» начала с нарастающей быстротой погружаться, часть личного состава просто прыгнула за борт: кто со спасательными кругами, кто - без них. Шесть человек смогли спустить на воду шлюпку, к которой подплыли еще пятеро. Однако ни один из них не спасся, так как отвязать шлюпку не успели и ее затянуло вслед за ушедшим под воду сторожевым кораблем... Спустя некоторое время шлюпку выбросило на поверхность, и вокруг нее собралось человек восемь - десять, в том числе командир БЧ-1 младший лейтенант Г. С. Зарецкий и командир БЧ-5 младший воентехник13 Г. С. Балашов. Казалось, смерть отступила. Но холодные воды Баренцева моря сделали свое губительное дело14. Постепенно оставшиеся в живых замерзали, окончательно ослабевали и уходили под воду...
     В район боя с тралбазы рыболовецкого флота15 для спасения людей вышли буксир и бот. Но когда буксир подошел к месту гибели «Пассата», с воды подобрали только двоих... В живых из 56 человек команды и пассажиров, находившихся во время боя на борту сторожевого корабля, остались рулевой с «Пассата» краснофлотец Б. Н. Моцель и пассажир - краснофлотец с подводной лодки, фамилию которого, к сожалению, установить пока не удалось16.
     «Пассат» затонул примерно через полчаса после начала боя на глубине 175 м в точке с координатами 69°14' N, 35°56' ЗО" Е. Эта точка, где покоится на дне геройски погибший сторожевой корабль, указана практически на всех современных отечественных штурманских картах.
     После того как сторожевой корабль затонул, эсминцы сосредоточили огонь по спасательным судам. С «Karl Galster» по РТ-67 выпустили торпеду, которая прошла по поверхности в трех - четырех метрах за его кормой. Через 10 мин после гибели «Пассата»17, получив еще несколько попаданий снарядов, затонул и РТ-6718.
     По оставшимся на воде людям и шлюпкам повернувшие в открытое море эсминцы еще некоторое время вели огонь. Спасся только РТ-32, который, имея большие повреждения корпуса и надстройки, семь убитых и несколько раненых (из 25 человек, находившихся на борту), смог уйти и выброситься на берег в районе между рекой Воронья и мысом Гавриловский19.

 


Подводная лодка М-172, 12 июля 1941 года обнаружившая германские корабли в Варангер-фьорде


     Под конец боя к 1-му дивизиону эсминцев присоединился 2-й дивизион. Но подошедшие корабли противника участия в расстреле оставшихся безоружных судов не приняли.
     На спасательных судах, в основном на РТ-67, было потеряно много аварийно-спасательного имущества и технических средств20. Но главное - погибли люди... В общей сложности из 124 человек экипажей и пассажиров на сторожевом корабле и спасательных судах лишились жизни 80, причем некоторых смерть настигла уже тогда, когда их подняли на борт подошедших судов. Люди погибали от переохлаждения, потери крови и полученных ран... Оставшихся в живых доставили в госпиталь Териберки, а позднее перевезли в Полярное.

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

     Комментарии

 

     13 Звание военно-технического состава. Соответствовало званию младший лейтенант.
     14 Средняя летняя температура поверхностного слоя воды в Баренцевом море не превышает 8-9°С.
     15 Очевидно, из Териберки, от которой до района боя около 20 миль.
     16 В книге С.И. Белкина «Одиссеи рыбацких шхун» (СПб.: Судостроение, 1993) на странице 151 приводится фамилия Трофименко. Однако это вызывает большие сомнения. Во-первых, книга написана в достаточно вольном ключе, а, во-вторых, краснофлотец Мефодий Алексеевич Трофименко (1918 года рождения, уроженец Могилевской области) в это время, согласно архивным документам, числился в составе экипажа подводной лодки М-201, находившейся на заводском стапеле в Ленинграде и готовившейся к спуску на воду. «Пассат» же перевозил командиров и краснофлотцев лодок Щ-403 и Щ-404, которые с началом войны базировались на Йоканьгу.
     17 Whitley M.J. Op. cit. P.156.
     18 Судно затонуло на глубине 70 м в точке с координатами 69°13',3N, 35°45'E.
     19 Спустя два года, 10 сентября 1943 года, ЭПРОН снял РТ-32 с камней; в дальнейшем траулер не восстанавливался 
     20 Всего 27 наименований на сумму 221 763 руб. 36 коп.

 




 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.