Главная Публикации На траверзе маяка Гавриловский - стр. 5

На траверзе маяка Гавриловский - стр. 5
          Автор: Кобчиков Е.Ю.    22.11.1999 15:12          


Гидросамолет МБР-2.


     Когда самолеты находились на боевом курсе, все эсминцы открыли сильный огонь трассирующими снарядами. Машина ведущего, командира 2-й эскадрильи капитана В. М. Сечкина26, получила прямое попадание за вторым реданом. Были перебиты тросы управления рулем высоты, деформирована правая часть стабилизатора. Всего самолет получил 49 осколочных пробоин. Возвращаясь, он разбился при посадке на своем гидроаэродроме в губе Грязная. Экипаж, к счастью, остался цел, но самолет ремонту не подлежал...
     Второй самолет (старшего политрука Н. П. Бушихина26) также имел пробоины от осколков в левой плоскости, но приводнился благополучно.
     Спустя час, в 6 ч 25 мин, корабли противника были обнаружены другой парой МБР-2 - 2-м звеном 2-й эскадрильи 118-го авиаполка. Эсминцы продолжали отходить курсом на север со скоростью 18 уз. Из-за сложных метеоусловий (дождь и туман) удара по вражеским кораблям нанести не удалось...
     В дальнейшем германские эсминцы 6-й флотилии обнаруживались дважды: в 7 ч 24 мин и 7 ч 31 мин звеном гидросамолетов - тремя ГСТ 4-й эскадрильи 118-го авиаполка27. В первом случае на два эсминца, следовавших прежним курсом на север со скоростью, по докладу летчиков, 38 уз, с высоты 2500 м были сброшены 34 авиабомбы ФАБ-100. Они легли правее головного эсминца28, по оценке пилотов, на 70 - 100 м, не нанеся ему повреждений. Все последующие вылеты советской авиации 13 июля с целью поиска и уничтожения 6-й флотилии германских эсминцев закончились, к сожалению, безрезультатно...
     Кроме МБР-2 капитана В. М. Сечкина морская авиация Северного флота 13 июля потеряла еще один самолет: МБР-2 1-й эскадрильи 118-го авиаполка. Вылетев на боевое задание, пара МБР из состава этой эскадрильи противника не нашла. Около 7 ч, возвращаясь с задания, самолеты обнаружили шлюпку с личным составом потопленного судна, очевидно, РТ-67. Машина ведущего при попытке сесть на воду рядом наскочила на обломок бревна с погибшего судна, получила пробоину и затонула. Экипаж - капитан Г. С. Жаров, старший лейтенант А. В. Колупаев, старший сержант А. И. Димуков, - спасшийся на резиновой шлюпке, позднее подобрал подошедший бот.
     Еще два самолета - СБ и ГСТ - из-за технических неполадок совершили вынужденную посадку29. Но потерь ни в людях, ни в технике в этот день, к счастью, больше не было. Последней паре гидросамолетов ГСТ, вылетевших на поиск противника, командование в 14 ч 33 мин приказало вернуться на свой аэродром.
     Никем более не потревоженная, в 22 ч 13 июля 6-я флотилия германских эсминцев беспрепятственно прибыла в Смаль-фьорд (Тана-фьорд)30.
     Из событий 13 июля 1941 года командование Северным флотом сделало, в целом, правильные выводы. При выходе кораблей в Мотовский залив для поддержки сухопутных войск стали высылать два эсминца в Кильдинскую салму и держать в готовности дежурное подразделение авиации. Были усилены воздушная разведка и корабельные дозоры. Однако потребовалась еще гибель гидрографического судна «Меридиан» (24 июля 1941 года) и сторожевого корабля «Туман» (10 августа 1941 года), чтобы эта система как-то начала работать.

 


Летающая лодка ГСТ 118-го авиаполка Северного флота.

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

     Комментарии

 

     26 Кроме него в состав экипажа ведущего самолета (№ 10) входили старший лейтенант Ф.И. Мошков и младший сержант Бурый. Помимо командира экипаж второго самолета (№ 9) составляли старший лейтенант Б.П. Петровский и младший сержант С.Е. Гопкало.
     27 "Экипаж ГСТ № 3 - капитан Л.М. Наконечный, лейтенант АЛ. Агалаков, лейтенант А.А. Заикин, старший сержант А.Ф. Петенков. воентехник 2 ранга Ф.С. Карлышев.
     Экипаж ГСТ № 5 - старший лейтенант А.Н. Максимов, младший лейтенант М.А. Михалик, лейтенант Н.М. Зориков, младший сержант В.А. Сапановский, старшина С.А. Мамин.
     Экипаж ГСТ № 6 - старший лейтенант Л.И. Елькин, младший лейтенант М.Ф. Воробьев, лейтенант В.Е. Кулешов, сержант Н.К.Зайцев, воентехник 2 ранга A.M. Скворцов.
     28 Им оказался «Friedrich Eckoldt». (Whitley M.J. Op. cit. P.156).
     29 Командир бомбардировщика СБ 5-й эскадрильи 72-го авиаполка лейтенант Е.Т. Джикаев, вылетевший в 6 ч 24 мин в составе звена бомбардировщиков, после загорания правого мотора произвел вынужденную посадку на свой аэродром.
Гидросамолет ГСТ № 5 4-й эскадрильи 118-го авиаполка, перелетавший в Архангельск, из-за неисправности в системе обеспечения в 15 ч произвел вынужденную посадку в Кольский залив у мыса Ретинский. При посадке на волну перегруженной машины лопнули 5 и 6 шпангоуты корпуса, и самолет вышел из строя.
     30 По берлинскому времени {Грановский Е. и др. Указ. соч. С.95).

 




 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.