Главная Публикации На траверзе маяка Гавриловский - стр. 6

На траверзе маяка Гавриловский - стр. 6
          Автор: Кобчиков Е.Ю.    22.11.1999 15:12          


Потери экипажей и пассажиров сторожевого корабля «Пассат», спасательных судов РТ-67 и РТ-32 в бою 13 июля 1941 года.


     Современниками подвиг «Пассата» по достоинству оценен не был. Он как бы наложился на подвиг другого сторожевого корабля - «Туман», которому отдали предпочтение. И причин здесь несколько.
     Во-первых, хотя правительственными наградами никто из экипажей обоих кораблей за свой подвиг никогда удостоен не был, пропаганде подвига именно «Тумана» способствовало указание начальника политического отдела ОВР Северного флота батальонного комиссара Б. П. Халтобина: «Всем военкомам дивизионов и кораблей провести широкую разъяснительную работу среди личного состава кораблей нашего соединения, делая упор на показ храбрости, мужества, умение бороться до последней капли крови личного состава СКР-12 ("Туман")». Подобных указаний в отношении личного состава «Пассата» никогда не давалось. Более того, начальник отдела политической пропаганды ОВР Северного флота полковой комиссар А. С. Новожилов прямо обвинил командира «Пассата» лейтенанта В. Л. Окуневича в «большом нарушении приказа» и гибели личного состава. В своем донесении от 19 июля 1941 года Новожилов написал, что командир ОВР (капитан 1 ранга А. И. Платонов) «ясно приказал» командиру сторожевого корабля «Пассат» «...идти возле берега и в случае нападения противника кораблями выбрасываться на берег, что командир корабля тов. Окуневич не выполнил и привел к большим жертвам личного состава».
     Беспочвенность этого обвинения очевидна. В условиях плохой видимости отряд кораблей под командованием воентехника 2 ранга А. И. Кулагина отклонялся мористее, дабы не выброситься на берег. Вот почему он оказался на удалении 25 - 30 кб от берега. После внезапного появления противника командир «Пассата», чтобы выиграть время и дать возможность остальным судам спастись, решил пожертвовать собой и вступил в бой. И тем не менее флотскими политорганами предпочтение в героизме было отдано «Туману»31 ...
     Дальнейшему закреплению такого положения в освещении этих эпизодов войны на Баренцевом море вольно или невольно способствовали традиционно «быстрые» журналисты-газетчики, не видевшие в данном конкретном случае разницы между названиями «Пассат» и «Туман». В итоге исследованием боя 13 июля 1941 года практически никто серьезно не занимался. Справедливости ради следует упомянуть, что в ЦВМА сохранилась запись, сделанная знаменитым советским писателем Б. А. Лавреневым, заинтересовавшимся подвигом «Пассата»32 . Однако автору этих строк не известны произведения Б. А. Лавренева, так или иначе связанные с событиями 13 июля 1941 года.
     Второй причиной большей известности подвига сторожевого корабля «Туман» стало, конечно, то, что в живых из участников боя на «Пассате» остались только двое, а на «Тумане» - 37 человек (к концу войны - 31). Многие из числа последних до конца своих дней хранили память о погибших товарищах и делились воспоминаниями о минувшем.
     В-третьих, пропаганде подвига именно «Тумана» способствовало то, что этот сторожевой корабль имел более опытный экипаж. «Туман», как известно, вошел в состав Северного флота в ходе советско-финляндской войны 1939 - 1940 годов и с началом Великой Отечественной войны продолжал нести дозорную службу, решал задачи конвоирования, а также участвовал в высадке морского десанта. Военный комиссар корабля старший политрук П. Н. Стрельник в числе первых на Северном флоте был представлен к награждению орденом Красного Знамени33 , что, естественно, выделило «Туман» из ряда его собратьев.
     Наконец, можно назвать еще одну причину, почему подвиг «Пассата» оказался не настолько популярен. Дело заключается в традиционном для многих флотов мира несколько снисходительном отношении кадровых военных к так называемым «запасникам» и, за исключением, возможно, лишь англичан, пренебрежении «тюлькиным флотом». На «Тумане» из восьми человек командного состава четыре являлись кадровыми военными, выпускниками Высшего военно-морского училища им. М. В. Фрунзе, имеющего глубокие исторические традиции. В этом учебном заведении и сегодня чтут выпускников - участников войн, павших и живых. Что же касается «Пассата», то длительное время считалось, что все, без исключения, члены экипажа были призваны с началом войны из запаса вместе с мобилизованным траулером РТ-102 «В. Чкалов», ставшим сторожевиком. Это не совсем так. Кое-кто из экипажа имел специальную военную подготовку и образование. Так, среди рядового и старшинского состава кадровыми были краснофлотцы Ф. С. Иванов, В. П. Ковров, А. П. Марин и В. А. Попов, старшина 2 статьи Т. Я. Голованов и старшина А. Е. Толокнов. В числе лиц командного состава - таких двое, причем командир БЧ-2 лейтенант А. В. Пивоваров, бывший четверокурсник ВВМУ им. М. В. Фрунзе, получил первое офицерское звание 25 июня 1941 года.
     Таковы основные причины меньшей известности боя 13 июля 1941 года и того, что в Советском Военно-Морском Флоте наименование «Пассат» впоследствии носили корабли более низкого ранга, чем получившие имя «Туман».
     Историческая справедливость и долг памяти по отношению к павшим на боевом посту героям «Пассата» требуют, чтобы наименование славного корабля достойно чтилось в обновленном Военно-Морском Флоте Российской Федерации.

 


В районе главной базы Северного флота действовало около двадцати бывших траулеров, входивших в дивизион сторожевых кораблей и дивизион морских тральщиков ОВР.

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

     Комментарии

 

     31 O бое и гибели сторожевого корабля «Туман» см.: Гангут. Вып. 6. С.98-108.
     32 «3 мая 43 г. Писателем-майором т. Лавреневым Б. сделана выписка хронологии событий боя СКР-22 с 3 ЭМ противника 13.07.41 г....» (ЦВМА. Ф.767. Оп.2. Д.4. Л. 114 об)
     33 Орден вручить не успели, так как указ о награждении был подписан руководством Верховного Совета СССР только 13 августа 1941 года, то есть уже после гибели сторожевого корабля «Туман».

 




 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.