Главная Публикации На траверзе маяка Гавриловский - стр. 9

На траверзе маяка Гавриловский - стр. 9
          Автор: Кобчиков Е.Ю.    22.11.1999 15:12          

 

Спасательное судно ЭПРОН РТ-32 («Кумжа»)

 

     Бывший аргентинский рыболовный траулер «Dos», построен в 1902 году в Англии. 29 сентября 1916 года куплен Морским министерством России и 20 января 1917 года включен в состав флотилии Северного Ледовитого океана. Участвовал в первой мировой войне. В августе 1918 года был захвачен сторонниками «белого движения» и продан частному владельцу. 19 марта 1920 года национализирован и под наименованием «Кумжа» в качестве рыболовного траулера входил в состав тралфлота треста «Севрыба». 22 июня 1941 года мобилизован. Официально в состав ЭПРОН Северного флота судно передано не было. Очевидно, по этой причине списков экипажа в военно-морских архивах нет.
     В бою 13 июля 1941 года из личного состава РТ-32 погибло семь человек, в живых осталось 18, в том числе получивший ранение представитель Северного флота Александр Игнатьевич Мороз - сигнальщик, краснофлотец, откомандированный от аварийной группы ЭПРОН. 

 

СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ СКР № 22 «ПАССАТ»

(краткая историческая справка и тактико-технические элементы)

 

     Рыболовный траулер II серии РТ-102 «В.Чкалов» Севгосрыбтрсста Народного комиссариата рыбной промышленности (НКРП) был заложен в 1937 году на Мурманской судоверфи НКРП, спущен на воду в 1940 году и 7 ноября того же года сдан заказчику - тралфлоту треста «Мурманскрыба».
     25 июня 1941 года мобилизован в состав Северного флота с присвоением нового наименования «Пассат» и бортового номера 22. На Мурманской судоверфи принят от НКРП, переоборудован, вооружен и укомплектован личным составом. Командиром корабля был назначен лейтенант В.Л. Окуневич, являвшийся ранее капитаном РТ-102.
     Переоборудование корабля, завершившееся 30 июня 1941 года, заключалось, в основном, в устройстве погребов боезапаса. Специалисты радиоцеха судостроительной верфи НКРП смонтировали и настроили средства радиосвязи (в том числе радиопередатчики «Бриз» и «Бухта», радиопеленгатор «Градус-К»). Вооружение «Пассата» составили два 45-мм орудия 21-К и два 7,62-мм зенитных пулемета М-1 («Максим»).
     2 июля 1941 года сторожевой корабль «Пассат» вошел в состав 1-го (позднее - 3-го) дивизиона сторожевых кораблей ОВР главной базы Северного флота.
     7 июля «Пассат» в составе отряда кораблей участвовал в высадке на западном берегу губы Западная Лица батальона пограничников, что способствовало прекращению продвижения противника. После выполнения задачи 9 июля десант был снят с занятого плацдарма.
     Водоизмещение полное - 1500 т, главные размерения: длина наибольшая 55,08 м (между перпендикулярами -50,68 м), ширина - 9 м, осадка носом - 3,48 м, кормой -4,5 м, мощность механизмов - 650 л.с, максимальная скорость - 9,5 уз, дальность плавания экономическим ходом - 6000 миль. 

 

 

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ СБОРНИК СТАТЕЙ ПО ИСТОРИИ ФЛОТА И СУДОСТРОЕНИЯ "ГАНГУТ"

 

 Выпуск № 21
Подписано в печать 22.11.1999 года.

 

 

 




 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.