Главная Публикации Памятники рассказывают ...

Памятники рассказывают ...
          Автор: Ленская Ж.    08.09.1977 12:58          

ПАМЯТНИКИ РАССКАЗЫВАЮТ... 

 

 

 

На дорогах дальних и на близких,
Словно сохраняя тишину,
Высятся над небом обелиски
Павшим за Советскую страну.
И какой бы важности события
Ни врывались вихрями в сердца,
Спят солдаты,
Но я знаю, быть им
В памяти народной до конца.

 

Н. ПИСАРЕНКО.

 

     «Граждане, не трогайте ни одного камня, охраняйте памятники, здания, старые вещи, документы - все это ваша история, ваша гордость. Помните, что все это почва, на которой вырастает новое народное искусство...».

( Из воззвания Совета рабочих и солдатских депутатов к гражданам России, принятого в 1917 году ).  

 

 

     ТАК, с первых дней существования государства рабочих и крестьян по инициативе В. И. Ленина были приняты решительные меры по обеспечению охраны и учета памятников истории и культуры, их использования для просвещения и воспитания трудящихся.
     Памятники истории и культуры отражают материальную и духовную жизнь прошлых поколений, многовековую историю нашей Родины, борьбу народных масс за свободу и независимость, становление и развитие Советского социалистического многонационального государства. Принятый 1 марта 1977 года Верховным Советом СССР Закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры» свидетельствует, что государство наше последовательно и постоянно заботится об охране и приумножении духовных ценностей, широком их использовании, для повышения культурного уровня советских людей. Этот документ является ярким проявлением подлинно ленинского отношения нашей партии к культурно-историческому наследию нашего народа.
     Сколько на земле памятников истории и культуры, рассказывающих о минувших эпохах, о событиях, происходивших в далекие и совсем недавние времена? В нашей стране их свыше 150 тысяч.
     На территории Мурманской области в настоящее время 296 памятников истории. Большинство из них связано с событиями советского периода. «Наиболее дороги для нас музеи, памятные и исторические заповедники, связанные с жизнью и деятельностью В. И. Ленина, а также памятники Ленину, сооруженные по воле народа, по проектам лучших скульптуров и архитекторов в столицах всех союзных республик, большинстве областных центров и многих городах и населенных пунктах», - говорится в Законе.
     На побережье Баренцева моря за годы Советской власти вырос поселок городского типа - Гремиха. На видном месте, в центре поселка, рядом со школой стоит памятник В. И. Ленину, основателю Советского государства.
     Вот что сообщала областная газета «Полярная правда» 30 июля 1959 года об открытии памятника: «Утром 26 июля центральную улицу поселка Гремиха заполнили празднично одетые жители. Здесь состоялся торжественный митинг трудящихся, посвященный открытию памятника Владимиру Ильичу Ленину. Митинг открыл секретарь Саамского райкома КПСС т. Пономарев. Под звуки Государственного Гимна старейший коммунист района, член партии с 1925 года В. М. Прозоров, комсомольцы тт. Порошин, Тетерюков и пионерка Надя Емельянова медленно спускают с памятника белое покрывало.
     После митинга к пьедесталу памятника подходят дети, молодежь, люди старшего поколения. В руках у них букеты живых цветов, венки. Они бережно кладут их к подножию памятника».
     Мало кому известно, что автор скульптуры - Василий Антонович Разумилов. С 1942 по 1958 год он служил мичманом на Северном флоте. После увольнения в запас работал художником до 1968 года. Был награжден двумя орденами Красной Звезды я многими медалями. Умер в 1973 году в Рязани.

     НА фотографии, сделанной жителем Гремихи В. М. Осиновым, вы видите еще один исторический памятник - Жертвам иностранного террора.
     Памятник сложен из гранитных глыб, опоясанных тяжелыми цепями. Он как бы напоминает о трагических событиях, разыгравшихся в страшные месяцы англо-американской интервенции на Севере. Стоит как символ невыносимых страданий, испытанных узниками Иоканьгской тюрьмы.
     Что кроется за высеченными на обелиске словами: «Жертвам интервенции вечная память, 1918 - 1920 гг.»? Какие события произошли здесь много лет назад? Это решили узнать следопыты нашей школы. Установили связь с краеведческими музеями Мурманска и Архангельска, начали поиски оставшихся в живых бывших политических заключенных Иоканьги.
     Вскоре стали поступать письма с воспоминаниями о пережитом, фотографии. Отозвались Н. А. Чебунин, Г. В. Назаров, И. П. Баландин - из Архангельска, А. П. Пестерев - из Вологды, И. А. Падорин - из Ленинграда, М. А. Окунев - из Москвы и другие.
     Старые коммунисты интересовались, какие изменения произошли в поселке. Были немало удивлены теми переменами, которые произошли в крае, где, казалось, невозможна никакая жизнь. Ребята посылали им открытки, вырезки из газет, поздравления к датам красного календаря, рассказывали о своих делах и учебе.
     Александр Васильевич Епишкин перенес все муки и страдания на Мудьюге и Иоканьге от англо-американских захватчиков. Об этом ему было страшно вспоминать, но забывать нельзя. Член Мезенского уездного исполкома А. В. Епишкин в декабре 1918 года был арестован белогвардейцами в деревне Жердь Дорогорской волости. Как опасного революционера, из Мезенской тюрьмы его отправили в Архангельск.  

     ПЕРВАЯ встреча с интервентами произошла в Пинеге. Стояли жестокие январские морозы. Заключенные, в большинстве плохо одетые, рыли за городом окопы.
     В июле 1919 года его вместе с партией заключенных привезли на остров Мудьюг. Здесь жизнь стала еще ужаснее. В дощатом сарае было холодно и сыро. Спали вповалку на голых нарах. Каждый день, в любую погоду заключенных выгоняли на берег, где они выполняли изнурительную работу, порой ненужную, переносили с места на место песок и камни. На острове свирепствовал палач, начальник тюрьмы Судаков. Однажды Судаков чуть не до смерти избил Епишкина тяжелой палкой за то, что в мешке у него было мало песка.
     На острове была выкопана яма, куда сбрасывались умершие от болезней и убитые тюремщиками узники. Яма никогда не зарывалась, она ежедневно заполнялась трупами. Политзаключенные стойко переносили голод и издевательства. И даже стали готовиться к побегу. Удался лишь вторичный план побега, но не полностью. Бежали 53 человека из бревенчатого барака. 13 других, пытавшихся бежать, были пойманы и расстреляны. Из барака, где находился Епишкин, бежать никому не удалось. После побега заключенных тюрьма была переведена на полуостров Иоканьгу, откуда бежать было невозможно и некуда.

     БОЛЬШОЕ письмо прислал из Горького персональный пенсионер Павел Федорович Котов. П. Ф. Котов вступил в революционную деятельность в 1905 году семнадцатилетним юношей. В 1916 году был арестован за революционную пропаганду; в 1919 году белогвардейский суд вынес решение: вечная ссылка. В начале октября 1919 года на пароходе «Николай» его привезли с партией арестованных из Кегостровской тюрьмы в Иоканьгу.
     «Куда нас везут, - рассказывал П. Ф. Котов, - никто из заключенных не знал. Ясно стало, когда сошли с парохода. Эту бухту я знал, так как, плавал матросом на тральщике в период империалистической войны. Иоканьга нас встретила сильным ветром и холодом, а начальник тюрьмы, известный своими зверствами по Нерчинской каторжной тюрьме и Мудьюгу Судаков и его помощники Гнутов и Мимаев - злобным криком и палками. Поселили в холодный барак, нары в три ряда. Началась кошмарная тюремная жизнь. В пять часов утра -подъем на работу, До позднего вечера строили тюремные бараки. Одеты многие по-летнему. Пища скудная - 200 граммов непропеченного хлеба, консервная банка супу - жижицы, крупинки делили по счету. Спали на голых нарах, в одежде. Утром и вечером перекличка по часу-полтора на холодном ветру. Судаков и охранники в американских шубах, а мы полураздеты. Hачались болезни: цинга, водянка, дизентерия. В лазарет попасть боялись. Температура там минусозая. Если кого-нибудь клали в лазарет в бессознательном состоянии, знали - умирать. Администрация часто устраивала ночные набеги с криком и стрельбой. Умершие и убитые лежали в бараке по несколько суток».
     История сохранила немало кровавых злодеяний интервентов на Мурмане. Но особой жестокостью отличались стражники белогвардейской каторжной тюрьмы в Иоканьге.
     Голод, болезни, зверские истязания уносили ежедневно жизнь десятков людей, Тех, кто уже не мог подниматься на работу, тюремщики лишали даже того жалкого пайка, который выдавали. А кто не мог выходить на работу из-за отсутствия одежды и обуви, избивали жестоко.
     Ослабевших, избитых людей бросали в карцер, под который приспособили заброшенный погреб. Пола и печки в карцере не было. Заключенным, находившимся в нем, горячей пищи не давали. Люди стояли по колено в воде. Большинство из тех, кто попадал сюда, умирали. Только за октябрь на каторге умерли 130 человек ( сейчас на месте карцера - памятник-землянка с надписью: «Здесь похоронено 172 жертвы» ).
     Но люди не теряли надежды на освобождение, пытались установить связь с радистами и моряками проходивших изредка судов. Среди заключенных были люди, имевшие опыт революционной борьбы и конспирации.
     Как свидетельствует бывший узник Иоканьги, член КПСС с 1921 года Николай Алексеевич Чебукин, группа большевиков приняла решение о подготовке восстания. Подпольная группа начала вести организационную работу среди заключенных и сочувствующих из числа стражников, призывая арестовать начальника тюрьмы садиста Судакова и его помощника Ваюшина, создать вооруженный лагерь, ждать освобождения.
     Однако о подготовке восстания стало известно Судакову через тюремщиков-провокаторов. Палач усилил репрессии, пытаясь подавить волю заключенных к сопротивлению, вызвал из Архангельска дополнительную охрану. С усилением охраны жизнь заключенных стала невыносимой. Тюремщики искали любого повода для расправы. 

 




 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.