Главная Публикации Дедушка пассажирского флота

Дедушка пассажирского флота
          Автор: Кисляков В.    01.11.2006 21:30          

 

ДЕДУШКА ПАССАЖИРСКОГО ФЛОТА 

 

 


Пароход «Илья Репин» в Териберке

     Сорок лет назад, в июле 1966 года с группой курсантов Ленинградского мореходного училища (ЛМУ) в прибыл в Мурманск для прохождения годичной плаеательной практики на судах пароходства Меня и еще двух курсантов третьего курса Валентина Кустова и Василия Дмитрова направили на знаменитый по всему Северу пароход «Илья Репин», который уже тогда называли «дедушкой пассажирского флота». А после окончания ЛМУ в марте 1968 года я новь пришел на это же судно, но уже в должности третьего штурмана, и работал на пароходе «Илья Репин» до передачи его и перегона по рекам в город Днепропетровск, где ему была уготована участь развеселого плавучего ресторана.
     «Илья Репин» был построен в 1927 году в Германии на верфи Stettiner Oderwerke AG города Штеттин и носил название «Rugard». Судно было предназначено для перевозки почти двухсот каютных пассажиров, имело две паровые машины по 700 л.с., развивало скорость в 12 узлов при винте фиксированного шага. Длина парохода составляла 77 метров, ширина - 10,9, а осадка - 4 метра.
     До войны «Rugard» работал на линиях Балтийского и Северного морей, совершая рейсы на расстояние до 1000 морских миль, перевозя пассажиров и грузы для Германии. Судно отличалось своим мощным клепанным корпусом из знаменитой крупповской стали и безотказностью работы паровой машины. Но прежде всего его узнавали в портах Германии по знаменитой трубе и мощному паровому тифону, звук которого был слышен на многие морские мили. К 1939 году фашистская Германия располагала крупным торговым и пассажирским флотом, которому отводилась немаловажная роль в будущей агрессивной войне.
     Начало второй мировой войны не стало неожиданностью для немецких судоходных компаний. Капитаны судов имели секретные инструкции на случай «чрезвычайных обстоятельств». Практически все пассажирские судна в начале воины были возвращены в порты Германии, где их быстро переоборудовали под базы подводных лодок, плавучие казармы, госпитали, мастерские, а затем рассредоточили по разным портам: Киль, Гамбург, Данциг, Готенхафен, Штеттин, Бремерхафен, Фленсбург и другим. По существу большинство пассажирских судов Германии всю войну отстаивались в гаванях, не принимая участия в операциях на морских театрах войны. Пароход «Rugard» во время войны использовался как по назначению, так и в качестве госпитального судна и считался личной яхтой Германа Геринга - рейхсфюрера гитлеровской Германии.
     Война, как известно, закончилась победой антигитлеровской коалиции над фашистской Германией. Судьба германского флота решалась на Потсдамской конференции трех держав в конце июля - начале августа 1945 года, где были определены принципы распределения германского флота среди союзников. Часть германских пассажирских судов перешла под советский флаг.
     Пароход «Rugard» в счет репараций был также передан СССР. После передачи судно прошло переоборудование и было названо именем великого русского художника - «Илья Репин», а затем направлено в порт Ленинград.
     26 июня 1945 года вышло постановление СНК СССР о реорганизации Гидрографического института в Высшее арктическое морское училище Главсевморпути (ВАМУ). Все студенты Гидрографического института, учившиеся в то время, стали курсантами ВАМУ. Для обеспечения практики курсантов училищу были переданы пассажирский пароход «Илья Репин» и две парусно-моторные шхуны ледового класса «Профессор Визе» и «Академик Шокальский». В дальнейшем ВАМУ было преобразовано в ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова, ныне - ГМА.
     Вот что вспоминает о пароходе «Илья Репин» капитан ММП Семен Лазаревич Либеров:
     «Тогда в 45-м в арктическом училище не было общежития. Все курсанты жили в громадном куполообразном здании бывшего Гидрографического института на Заневском проспекте. Вначале - в актовом зале, позже - под самым куполом. Но там надо было размещать лаборатории, и кому-то пришла в голову гениальная идея -поселить курсантов училища на пассажирском пароходе «Илья Репин». Он стоял у причала недалеко от 16-й линии Васильевского острова. Судно было вполне комфортабельным: каюты трех классов, музыкальный салон, прекрасный ресторан. Он казался курсантам просто раем...»
     Но недолго длился рай для курсантов. На Севере, в Мурманске, надо было налаживать пассажирские перевозки вдоль побережья Баренцева и Белого морей. Так пароход «Илья Репин» получил свою новую прописку - порт Мурманск, Мурманское морское пароходство.
     В составе пассажирского флота Мурманского пароходства пароход «Илья Репин» находился до октября 1968 года. Более двадцати лет судно обслуживало побережье Баренцева и Белого морей На линиях Мурманск - Архангельск, Мурманск - Озерко, Мурманск - Иоканьга и других были перевезены сотни тысяч пассажиров и тысячи тонн груза. К примеру, на линии Мурманск - Архангельск судно в течение рейса делало 24 захода в порты и портопункты по пути следования. Сотни жителей побережья каждый раз с нетерпением ожидали, когда же на горизонте появится знаменитая труба «Ильи Репина» или зазвучит его гудок. Судовое сообщение было единственным видом связи с материком. Пароход всегда ждали с любовью и нетерпением.
     Когда судно уходило из Мурманска в свой последний рейс, капитан порта Юрий Львович Попов лично сообщил на все суда, стоявшие в порту и на рейде, что пароход «Илья Репин» уходит из родного порта навсегда. Это были незабываемые минуты. Как только были отданы последние швартовы, началось что-то невообразимое. Сначала начали гудеть судовыми тифонами и свистками катера АСПТР, буксиры, портовый флот и суда ВМФ, стоявшие у морского вокзала. Затем мощно заревели ледоколы и суда, поставленные на СРЗ, к ним подключились все суда, стоявшие в порту и на рейде, а по мере движения судна по заливу к этому реву судовых тифонов и свистков подключались гудки паровозов и клаксоны автомобилей.
     На душе творилось что-то необычайное. Помимо воли на глаза наворачивались слезы, и мурашки бежали по телу. Я стоял на мостике и видел, как катились слезы у морских волков - капитанов Николая Павловича Показанова и Василия Ивановича Игауна, которые провожали любимое судно в его последний рейс И в этих гудках судов, паровозов и машин была выражена человеческая любовь и уважение к знаменитому труженику - пароходу «Илья Репин».
     С судьбой судна напрямую были связаны тысячи человеческих судеб. Многие командиры, прошедшие школу «Ильи Репина», стали известными капитанами и старшими механиками, а сотни членов экипажа и тысячи людей с побережья с благодарностью вспоминают ту неповторимую атмосферу, которая существовала на славном и легендарном судне. Память о дедушке пассажирского флота и тех временах осталась в экспонатах и фотографиях, которые хранятся в музее Мурманского морского пароходства. А для меня пароход «Илья Репин» прежде всего напрямую ассоциируется с его славным экипажем, а также с моими первыми капитанами -Николаем Павловичем Показановым и Василием Ивановичем Игауном, прекрасными людьми и непревзойденными моряками-профессионалами, давшими многим судоводителям, в том числе и мне. путевку в большую капитанскую жизнь.

 

Вячеслав КИСЛЯКОВ
Капитан-наставник СБМ

 

 

"Арктическая звезда"     № 11   ноябрь 2006 года

 


 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.