Главная Публикации «Три сестры»

«Три сестры»
          Автор: Кисляков В.    01.03.2008 15:13          

 

«ТРИ СЕСТРЫ» 

 


«Клавдия Еланская» и «Клиппер Эдванчер» ( «Алла Тарасова» ) встретились в Мурманском порту осенью 2007 года.

 

     После прихода в Мурманск пассажирского лайнера «Вацлав Воровский» в 1959 году пассажирский флот Мурманского морского пароходства длительное время не обновлялся. Были списаны и выбыли из состава пароходства пароходы «Ястреб» (1960), «Карамзин» (1964), «Державин» (1965). «Илья Репин» (1968), теплоходы «Сестрорецк» (1970) и «Петродворец» (1973), а также пароход «Вологда» (1975). Лишь в 1970 году для обслуживания грузопассажирской линии Мурманск - Озерко (полуостров Рыбачий) в состав пассажирского флота ММП был принят построенный в Болгарии небольшой пассажирский теплоход «Канин», который мог брать на борт 92 пассажира и 40 тонн груза.
     Но начиная с 1975 года в состав ММП были приняты современнейшие для того времени «три сестры» - теплоходы «Мария Ермолова» (1974), «Алла Тарасова» (1975) и «Клавдия Еланская» (1977). В Югославии по заказу ММФ было построена серия из восьми пассажирских судов - «артисток», как их называли в народе. Всем им были присвоены имена народных артисток СССР.
     Это были лайнеры-красавцы - современные, комфортабельные трехпалубные суда, снабженные успокоителями качки, с открытыми и закрытыми палубами, большим музыкальным салоном, барами, кинотеатром, рестораном. Каждая каюта была оборудована душем, туалетом и кондиционером. Длина судна составляла 100 метров, ширина 16,2 м. Судно могло принимать на борт 262 пассажира и вызывало восхищение не только пассажиров, но и всех, кто ступал на борт лайнера.
     В течение трех с небольшим лет пассажирский флот Мурманского пароходства обновился и стал самым молодым в СССР. В 1978 году его средний возраст составил шесть лет. С получением новых лайнеров общей пассажировместимостью 786 мест необходимо было перестраивать работу всего пассажирского флота искать новые линии, где можно было использовать эти суда.
     До 1975 года пассажирские суда ММП практически не ходили за Границу. Но пассажирская служба во главе с ее начальником С. А. Коганом совместно с Морпасфлотом ММФ нашли новые районы плавания для своих лайнеров. Кроме выполнения рейсов на местных линиях суда сдавали в аренду английской туристической фирме СТС и «Интуристу», начали производить перевозки военного контингента на Кубу.
     Возобновились регулярные круизные рейсы в Арктику, которые были очень популярны среди населения Советского Союза, а также Балтийские круизы на линии Ленинград - Рига - Таллинн -Гдыня - Варнемюнде. Туристы из разных уголков СССР были частыми гостями на борту белоснежных лайнеров Мурманского пароходства. Особенным стал 1980-й - год Олимпийских игр в Москве и Таллинне. Для обслуживания Олимпиады был выделен теплоход «Клавдия Еланская», который доставлял европейских туристов в порт Таллинн, где проходила олимпийская парусная регата.
     Мне довелось в этот период работать на судне. Это были неэабываемые круизы, которые проходили по многим портам Европы. 1970-е и 1980-е годы оставили самые добрые воспоминания как у членов экипажей, так и у многих тысяч пассажиров и туристов, которые совершали в тот период круизы по портам Европы и СССР на борту наших белоснежных лайнеров.
     Нельзя не упомянуть и многих работников Мурманского морского пароходства, которые посвятили свою жизнь пассажирскому флоту. Это пассажирские помощники Анатолий Абгарян и Марат Аскарбеков, директор ресторана Юрий Андрианов, повара высшей категории Виктор Махнаткин и Леонид Лебедь, кондитер Валентина Лебедкина, боцманы Валентин Мариянчук и Петр Гришин, судовой врач Вячеслав Богатиков, капитаны Валентин Кононов, Геннадий Семенов, Павел Котомкин, старший механик Виктор Сутормин и многие другие. Их заслуги в развитии пассажирских перевозок на судах ММП и поддержании высокого имиджа пароходства имели огромное значение.
     В дальнейшем получили большое развитие туристические рейсы на Северный полюс на атомных ледоколах и выполнение круизов в Арктику и Антарктику. Но мы должны помнить тех, кто стоял у истоков и вложил с любовью часть своей души в развитие пассажирских перевозок на Севере.
     Начало так называемой перестройки стало крахом для пассажирского флота. Если в советское время он был на дотации государства, то с момента акционирования пароходств стал убыточным. Компаниям, владеющим пассажирскими судами, оказалось невыгодно их содержать. Не стало исключением и Мурманское морское пароходство.
     Первым «лишним» пассажирским судном ММП оказалась «Мария Ермолова», которая была передана в Новороссийское морское пароходство, где и работала до 2006 года. Сейчас «Мария Ермолова» продана частной компании на Каспийском море, где после ремонта и переоборудования начала в 2007 году работать на круизных линиях.
     Затем был продан американцам теплоход «Алла Тарасова», который также был переоборудован и в настоящее время совершает круизные рейсы в Антарктиде. Осенью 2007 года бывшая «Алла Тарасова», носящая сейчас новое название «Клиппер Эдванчер», приходила в Мурманск и стоила на морском вокзале у южной стенки рядом с белоснежной красавицей - «сестрой», «Клавдия Еланская», единственная из трех «близняшек», осталась работать на Севере в составе судов ОАО «Мурманское морское пароходство» и до сих пор совершает рейсы на линии Мурманск - Гремиха.
     Но и с Гремихой пока не все ясно. Вот что сказал один из жителей этого удаленного от большой земли и когда-то очень крупного военного гарнизона: «Теплоход «Клавдия Еланская» - это единственная связь между Большой землей и небольшими ныне поселениями на Мурманском берегу. Морем сюда завозится все от продуктов и предметов первой необходимости до автомобилей, снегоходов и другой техники. На «Клаве» жители уезжают в отпуска и возвращаются обратно. Иногда даже гоняют на выходные в Мурманск с машинами, ночуя на борту в своей каюте. Благодаря статусу ЗАТО (Закрытое административное территориальное образование) финансовые дотации это позволяют - стоимость проезда составляет всего 340 рублей с человека и примерно столько же (зависит от веса) - с автомобиля. Остальное доплачивает государство. Ходят слухи, что скоро статус ЗАТО могут снять: останутся ли тогда здесь люди? Всего несколько лет назад в Гремихе была база атомных подводных лодок Северного флота. Жизнь в поселке кипела, а население достигало 35 тысяч человек. Сейчас, когда подводные атомоходы вывели, осталось чуть больше трех тысяч жителей на два города...»
     Вот такие разные судьбы у «трех сестер», когда-то бывших гордостью Мурманского пассажирского флота.

 

Вячеслав КИСЛЯКОВ.
Капитан-наставник ОАО ММП.

 

 

"Арктическая звезда"      № 3    март 2008 года

 


 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.