Главная Публикации Наперекор ветрам и непогоде

Наперекор ветрам и непогоде
          Автор: Доценко Д.    01.12.2007 23:39          

 

НАПЕРЕКОР ВЕТРАМ И НЕПОГОДЕ 

 

 

     30 декабря 1977 года на пассажирском теплоходе «Клавдия Еланская» был поднят Государственный флаг СССР. С того момента началась славная и увлекательная история белоснежной красавицы. За три десятилетия своей жизни этот теплоход стал настоящей «визитной карточкой» Мурманска, знатоки отзываются о нем как об одном из лучших пассажирских теплоходов своей эпохи, а любители морских круизов по достоинству оценили уют и комфортабельность судна. К своему юбилею «Клавдия Еланская» подходит с внушительными результатами: за тридцать лет теплохо дом пройдено 1376636 морских миль, перевезено 615 тысяч пассажиров и доставлено 123987 тонн груза.
     Сегодня «Клавдия Еланская» работает на линии Мурманск - Островной. Но так было не всегда. Еще каких-то 15 лет назад она совершала рейсы по более далеким маршрутам: Англия, страны Скандинавии, Куба, Африка, Франция, знаменитые арктические круизы на остров Шпицберген...
     О том, как складывалась морская судьба теплохода, чем он живет сейчас и какие перспективы на будущее, корреспонденту «Арктической звезды» рассказывают члены экипажа и гости судна.
 

 


Боцман Виктор Чайка
Поднимал флаг на судне


Капитан
Николай Рапацевич


Начальник морвокзала
Иван Володько

 

     Судно обладает душой

     - Тридцать лет для судна - это как для человека пятьдесят, - начинает свой рассказ капитан теплохода Николай Рапацевич. - Пришла пора мудрости и солидности, наработан богатый опыт и сложилась репутация. Суда - они так же, как и люди, обладают душой и даже имеют свой характер Одни живут и умирают героически, другие проживают длинную и спокойную жизнь, а некоторые загораются как звезды, которые мы любим - такая судьба у «Клавдии Еланской».
     В разное время у теплохода были свои поводы для гордости. Это и экзотические круизы по Северному Ледовитому океану, и участие в организации Олимпийских игр 1980 года. А с начала 90-х «Клавдия Еланская» встала на обслуживание социально значимой линии, находящейся под контролем Правительства России, Мурманск - Островной.
     ЗАТО Островной - ранее Гремиха - один из самых отдаленных от Большой земли населенных пунктов. Добраться до него можно лишь по воздуху на вертолетах и по морю. Сейчас «Клавдия Еланская» - единственное судно, способное выполнять задачи по транспортировке людей и грузов в этот пункт.
     - Наше судно «островитяне» ласково прозвали кормильцем. Ведь мы не только даем им возможность поддерживать связь с областным центром. От нашего труда зависит наличие товаров в магазине, лекарств в аптеке... Осознание того, что твой труд нужен и важен для людей, сказывается не только на уровне ответственности, с которой мы принимаемся за дело, но и помогает испытать большое моральное удовлетворение от качественно выполненной работы. И как бы громко и нескромно это ни прозвучало - работы на благо людей. Да и работать с людьми - это всегда сложнее, но гораздо интереснее, чем возить груз.
     По словам капитана, главный интерес состоит в том, что здесь, на «Клавдии Еланской», люди предстают не обезличенными «Пассажирами». Это живые люди со своими судьбами, радостями и невзгодами. Для многих за все эти годы «Клавдия Еланская» стала, практически, вторым домом, членов экипажа они знают по именам и обращаются за советами, делятся проблемами, а те, в свою очередь, сочувствуют, поддерживают, помогают...
     - Даже роды дважды принимать приходилось! Дело давнее, но до сих пор помню в деталях эти события. Мальчик и девочка. Жаль только, что девочку Клавдией не назвали, хоть мы всем экипажем упрашивали.
     К 2010-му году должен быть завершен проект по переселению жителей Островного, а само ЗАТО будет закрыто, но, как рассказал Николай Васильевич, «Клавдия Еланская» без работы не останется.
     - К лету 2008-го года мы планируем начать рейсы в Кандалакшу, с заходом в попутные портопункты, и круизы на Соловки. Со временем они смогут стать альтернативой рейсам на Островной.
     В том, что и на этой линии «Клавдия Еланская» будет востребована, Николай Васильевич нисколько не сомневается. И считает пассажирский флот делом перспективным.
     - Люди потихоньку оправились от финансовых и социальных потрясений. И стараются не просто выживать, а жить и получать от жизни удовольствие. Вот и растет спрос на морские путешествия, для которых наше судно подходит как нельзя лучше.

 

     Дорога жизни


Пассажир
Андрей Тормышев

     В день отхода на борту судна всегда очень людно. Пассажиры, провожающие, представители портовых служб.
     - Это судно - вся наша жизнь, - делится «островитянин» Андрей Тормышев. - И буквально, и фигурально. С ним, наверное, у каждого жителя Островного связана масса теплых и светлых воспоминаний. Маршрут Мурманск - Островной - Мурманск для нас - это самая настоящая дорога жизни, значимость которой переоценить невозможно.
     - Портовый город просто обязан иметь хотя бы один «белый теплоход», - считает начальник Мурманского морского вокзала Иван Володько. - Это вопрос престижа, это дань той самой морской романтике, которая все еще притягательна для всех возрастов. Посмотреть на нашу «Клавушку», насладиться красотами Баренцева моря приезжают даже с Украины! Ко мне часто обращаются люди, служившие в Гремихе или имеющие там близких. В жизни очень важно не потерять связь с дорогими людьми - и вновь приходит на помощь «Клавдии Еланской».

 

     От теории к практике

     Как правило, все хорошие специалисты - выходцы из хороших школ. Этот принцип действует и на «Клавдии Еланской». Будучи заинтересованным в высоком уровне своих профессиональных преемников, экипаж теплохода всегда с радостью принимает на практику курсантов, благо учить есть чему.
     Особенно активно с судном сотрудничает школа № 53, знаменитая своими специализированными морскими классами. Кадеты отправляются в стандартный для этого судна рейс, стоят вахты, выполняют посильную работу моряков и заодно получают возможность испытать всю специфику «морских будней» на себе, определиться в правильности выбранного пути.


Старший механик
Владимир Манулин

     Но не только кадеты морских классов проходят на «Клавдии Еланской» «Курс молодого бойца». На период практики на борту судна собираются курсанты из многих морских вузов страны. С годами у членов экипажа выработался свой стиль работы с практикантами.
     - Я категорически против привлечения практикантов к различным помывочным и покрасочным работам, - говорит старший механик Владимир Манулин. За годы работы на «Клавдии Еланской» он поделился профессиональным опытом с немалым количеством курантов. - Каждый должен оттачивать свое мастерство на том, с чем ему дальше придется работать. Из стен учебного заведения должен выйти хоть молодой, но специалист. Уже знающий работу машинного отделения, а не профессионал по «покраске-помывке" с дипломом механика.
     Этот не хитрый, но эффективный метод дает положительные результаты. До Владимира Анатольевича не раз доходила информация об успехах его учеников.
     - Я просто очень хорошо помню свою практику, когда ждали, когда же начнется то «Самое интересное», ради которого мы пришли на флот, - говорит он.

 

     Женщина на судне - к порядку


Старшая бортпроводница
Зинаида Минина

     - Я преклоняюсь перед женщинами-морячками! Их присутствие в рейсе нас, мужчин, облагораживает! - с этими словами капитан представил мне старшую бортпроводницу Зинаиду Минину.
     Зинаида Ивановна относится к когорте «старожилов» «Клавдии Еланской», ее трудовой стаж уже 22 года.
     - В жизни много места для счастливых случайностей, - рассуждает она. - Благодаря одной из них я и попала в наш экипаж. Дело было в 1985-м году, я приехала в Мурманск погостить к сестре. Проходила мимо пароходской Службы кадров. Думаю. дай, на всякий случай, оставлю анкету. Пригласили работать на «Клавдию Еланскую». Вот так и стала случайность судьбой, и, надо сказать, счастливой!
     Здесь, на судне, Зинаида Минина обрела свое семейное счастье, посетила множество стран. Больше всего ей понравилась Швеция и, конечно же, мечта каждой женщины - столица мод Париж.
     - Наше судно зашло в порт Руан, ну а оттуда мы всем экипажем совершили «вылазку» в столицу. У нас в магазинах тогда были голые полки, а тут - глаза разбегаются от изобилия. Купила шубу и, разумеется, флакон духов, - вспоминает с улыбкой она.
     Но одной из главных радостей жизни, по словам моей собеседницы, остается ее любимая работа.
     - Мы, бортпроводники - первые, кого видят пассажиры, поднимаясь на борт судна. Именно мы задаем настроение их поездке. Поэтому мы не имеем права быть раздраженными или недовольными. Пассажир всегда прав, даже если он ведет себя не совсем красиво. Но надо отдать должное нашим гостям в том, что они стараются все же быть на высоте. Пассажиры привыкают к теплоходу как к родному дому. Контингент у нас самый разнообразный. Я часто общаюсь с ними. Отношусь к ним как к своим друзьям, которых знаю уже много лет. Мы стараемся создать на судне обстановку любви и терпимости друг к другу, чего людям в повседневности очень не хватает. Приятно отметить, что пассажиры тоже отвечают взаимностью начинают желать доброго утра, доброй ночи, приятного аппетита, рассказывают, где они были в течение дня. Мне кажется, что если не будет нашей транспортной линии, люди потеряют очень много даже в качестве общения друг с другом.
     В конце месяца на теплоходе начинается горячая пора - жители Островного готовятся отмечать праздники, но 30 декабря на борту судна соберутся все члены экипажа, ветераны и друзья, немалым количеством которых «Клавдия Еланская» обзавелась за три десятка лет. Гости проводят старый год и встретят новый -новый год в жизни этого замечательного судна.

 

 Дарья ДОЦЕНКО.
Фото автора.

 

 

"Арктическая звезда"      № 12    декабрь 2007 года

 


 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.