Главная Публикации Пассажирский супер-лайнер

Пассажирский супер-лайнер
          Автор: Кисляков В.    01.02.2008 17:51          

 

ПАССАЖИРСКИЙ СУПЕР-ЛАЙНЕР 

 

 

 

     История Мурманского морского пароходства насчитывает почти 70 лет. За эти годы а составе его флота состояли на учете и работали почти 350 судов различного назначения. Среди них было 18 пассажирских. Самым крупным как по размерам, тоннажу, так и по пассажировместимости был супер-лайнер «Вацлав Воровский», бороздивший моря на протяжении почти 30 лет.

 

 

 

     В 1979 году мне довелось работать на теплоходе «Вацлав Воровский» в должности капитана-дублера вместе с Владимиром Алексеевичем Самодергиным, который прошел на этом судне путь от 4-го помощника до капитана, «Воровский» выполнял, в основном, рейсы между Мурманском и Гремихой, в летний период ходил до Архангельска. Судно совершило несколько рейсов на Кубу и в район Джорджес-банки (у берегов Канады), а также стало первооткрывателем круизной арктической линии.
     «Вацлав Воровский» был пятым в серии грузопассажирских судов типа «Михаил Калинин», построенных в 1958-1964 гг. для СССР в Германской Демократической Республике. В 1959 году он вошел в состав флота Мурманского морского пароходства. Остальные 18 судов были направлены в различные регионы страны. Опыт их эксплуатации показал, что для улучшения комфортности и экономичности необходимо переоборудование судов с учетом особенностей регионов и районов плавания, а также возможных ограничений и специфики.
     При сокращении грузовой функции судов усилия направили на развитие пассажирских помещений. Так в носовой части судов был удлинен музыкальный салон и обновлен его интерьер. В кормовой части модернизированных судов ( кроме «Воровского» ) разместили так называемые пляжные зоны с бассейном. Каюты салонной палубы были расширены до борта ( за счет пространства закрытой прогулочной палубы ). Во всех каютах были оборудованы санблоки с душем и туалетом. В 1973 году «Вацлав Воровский» также подвергся модернизации. На нем, с учетом перевозки военнослужащих и специфичностью пассажиропотоков, пассажировместимость была увеличена до 411 мест за счет сидячих мест в кресельном салоне.
     В 1966 году Мурманским пароходством был организован первый арктический круиз по линии Архангельск - Игарка с заходом на Диксон и в Дудинку, а на обратном пути - на остров Вайгач, Соловки и в порт Архангельск. С 1967 года «Вацлав Воровский» начал выполнять арктические высокоширотные круизы с заходом на Землю Франца-Иосифа (ЗФИ). Здесь впервые туристов высадили на остров Хейса, который был окружен плавающими айсбергами и льдами. Вокруг бродили белые медведи, а на льдинах лежали огромные моржи. Это уже была настоящая полярная экзотика.
     Арктические круизы на теплоходе «Вацлав Воровский» моментально завоевали популярность по всему Советскому Союзу. Туристы со всей страны рвались посетить неизведанные районы заповедной Арктики. Запись на эти круизы растягивалась на годы вперед. Начинались они обычно в сентябре, когда устанавливалась наиболее благоприятная ледовая обстановка в районе ЗФИ и в Арктике.
     «Воровский» совершал экзотические туры вплоть до 1976 года. Высокоширотные рейсы стали возможны благодаря ледовому классу его корпуса, большой мощности главных двигателей ( 8000 л.с ), а также тщательной подготовке этих рейсов экипажем и управлением пароходства. Плавание судна осуществлялось под руководством Штаба морских операций Западного сектора Арктики, который снабжал капитана информацией о гидрометеоусловиях в районе плавания, обеспечивал авиационную ледовую разведку и давал рекомендации по выбору пути плавания. Кроме того, в районе ЗФИ в этот период обычно находились на выгрузке 1-2 судна-снабженца, которые всегда были готовы прийти на помощь теплоходу в проводке его во льдах.
     Многие туристы старались попасть в Арктику во второй, и даже третий раз. Для пассажиров и экипажа эти круизы были очень интересны и увлекательны, хотя порой и экстремальны. Обычно в это время многочисленные проливы архипелага ЗФИ бывают забиты льдом и обломками айсбергов. Стоянка и высадка туристов на остров были крайне неспокойны. Из-за постоянного движения льдов в проливах очень часто приходилось менять места якорной стоянки, а иногда, возможности стать на якорь не было совсем. Так, например, в бухту Тихую, где зимовал «Святой Фока» Г.Я. Седова, теплоходу «Вацлав Боровский» удалось зайти только один раз - в 1976 году. Это живописнейшее место на Земле Франца-Иосифа привлекает туристов со всего мира по сегодняшний день.
     С 1977 года арктические круизы начали выполнять новые пассажирские суда, поступавшие в состав ММП - теплоходы «Мария Ермолова» и «Клавдия Еланская», впоследствии на арктических круизах их заменили ледокол «Капитан Драни-цын» и атомные ледоколы, совершающие пассажирские рейсы на Северный полюс с заходом на ЗФИ и в другие интереснейшие места Арктики. Но первым круизным арктическим пассажирским лайнером Мурманского пароходства был и остается «Вацлав Боровский».
     К сожалению, красавец-лайнер закончил свою морскую жизнь не так, как бы хотелось многим морякам. Вот что рассказал один из очевидцев-подводников о последних годах жизни и смерти теплохода:
     «Думаю, что большинство жителей Мурманска, Гремихи и всего Кольского полуострова помнят, что значил для них пассажирский теплоход «Вацлав Воровский». В свое время немало военных, подводников и их семей он перевез из Гремихи на Большую Землю и обратно. К сожалению, лайнер постигла та же участь, что и многие наши боевые корабли - их сгубила, начавшаяся в СССР, так называемая, перестройка.
     Свое последнее пристанище легендарный теплоход нашел в Выборгском заливе. По сведениям Российской транспортной инспекции, здесь покоится около трех десятков судов, в разной степени перешедших из надводного положения в подводное. Самое известное и самое намозолившее всем глаза судно - теплоход «Вацлав Воровский», лежащий на камнях недалеко от острова Змеиного.
     Эта громадина длиной больше 120 метров и водоизмещением 5 тысяч тонн была куплена в начале перестройки у Мурманского морского пароходства московским СП «Таис-Спорт». Судно перегнали из Мурманска на Балтику - в Выборгский залив, где поставили на якорь. Затем его пытались продать иностранцам на металлолом, но те, вроде бы, отказались. Потом бесхозный теплоход, стоящий на якоре, горел и посещался собирателями цветных металлов. По одной версии, эти «металлисты» и открутили какой-то лишний клапан, по другой - судно само по себе перевернулось во время большого подъема воды или шторма. Так или иначе, «Воровский» вот уже несколько лет лежит на боку, все меньше и меньше возвышаясь над водой. Как говорят местные рыбаки, до сих пор при усилении волнения моря из трюмов и танков теплохода выливается в Выборгский залив грязная вода с остатками нефтепродуктов».
     Так печально окончилась судьба морского пассажирского лайнера, бороздившего многие годы воды разных морей и океанов и навсегда оставшегося в памяти жителей Кольского полуострова, пассажиров и круизных туристов, посетивших на его борту воды Арктики.

 

 Вячеслав КИСЛЯКОВ.
Капитан-наставник ОАО ММП.

 

 

"Арктическая звезда"      № 2  февраль 2008 года

 


 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.