Главная Публикации Он был рядом с «Авророй»

Он был рядом с «Авророй»
          Автор: Кауфман А.    07.11.1989 15:13          

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 

 

ОН БЫЛ РЯДОМ С «АВРОРОЙ» 

 

 

 

     В исторические дни 1917 года экипажи многих кораблей Российского флота были готовы поддержать революцию. По распоряжению Военно-революционного комитета Центробалта (которым руководил избранный 2-го мая 1917 г. Павел Дыбенко) в Петроград на поддержку «Авроре» были направлены девять кораблей. Напомним их названия: линейный корабль «Заря свободы», минные заградители «Амур» и «Хопер», эскадренные миноносцы «Самсон» и «Забияка», посыльное судно «Зарница», учебный корабль «Верный» и сторожевое судно «Ястреб».
     Об этом последнем наш небольшой рассказ. В конце октября 1917 года, выполняя приказ Центробалта, «Ястреб», загрузившись оружием и боеприпасами для отрядов питерских рабочих, вышел из Гельсингфорса. Прибыв в Петроград, матросы сторожевика выгрузили оружие на набережной Васильевского острова, после чего «Ястреб» занял отведенное ему место на Неве, неподалеку от «Авроры».
     Несколько лет спустя восстановленный крейсер «Аврора» в сопровождении учебного судна «Комсомолец» побывал в Мурманске и Архангельске. Было это в 1924 году - 65 лет тому назад.
     Примечательно сложилась судьба у корабля революции «Ястреба». Теперь мало кто об этом знает, а корабль заслуживает доброй памяти. Судно было построено в Швеции в 1900 году, затем продано России. В долгой жизни «Ястреба» было много неординарных событий. Таких, как известная операция перевода военного флота из Гельсингфорса в Кронштадт в апреле 1918 года, названная впоследствии Ледовым походом Балтфлота. В этой операции «Ястреб» использовался и как ледокол, и как буксировщик, доставивший в Кронштадт последний корабль флотилии эсминец «Лейтенант Ильин».
     В 1921-м, выполняя задание правительства, связанное с началом международной торговли Республики Советов, корабль провел буксировку барка «Лауристон» (позже учебно-парусное судно «Товарищ»). Четырехмачтовый барк с грузом железнодорожных рельсов мог двигаться, обходясь парусами, но минные поля Балтийского моря не давали простора маневру, и потребовалась буксировка. Это был первый коммерческий рейс под советским флагом.
     Был короткий период, когда «Ястреб» носил другое имя. 16-го октября 1922 года на пятом съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи было принято постановление о шефстве комсомола над Военно-Морским Флотом. В ознаменование этого «Ястреб» переименовали в «16-е октября». Но вскоре судну вернули имя, и в 1924 году «Ястреб» передали в Черноморско-Азовское пароходство, где почти не оставалось транспортных судов. Переход «Ястреба» с Балтики на Черное море (с заходом в Гамбург) оказался первым рейсом советского судна вокруг Европы.
     После пополнения Черноморского пароходства новыми судами в 1934 году неутомимый «Ястреб» передали в Северное пароходство. В нюне 1941-го находившийся в Мурманске «Ястреб» мобилизовали. Стал он посыльным судном «ПС-49». В марте 1944-го «ПС-49» вернули прежнее название и переоборудовали в спасатель.
     В 1946 году корабль был демобилизован и вошел в состав Мурманского пароходства.
     Началась долгая трудовая жизнь парохода «Ястреб», который имел 104 пассажирских места и брал на борт немало грузов. Об этом: мы беседуем с заслуженным работником транспорта РСФСР Михаилом Гансовичем Каском. Впервые Михаил Гансович встретился с «Ястребом» в 1947 году, получив на него назначение пассажирским помощником капитана. Затем он плавал на других судах и, уже будучи капитаном, принял в 1956-м году судно под свое командование. Это было после того, как «Ястреб», совершавший регулярные рейсы вдоль Мурманского побережья, потерпел аварию при заходе в Кислую губу. Отремонтированное судно вновь вышло на морские линии. Два года Каск пробыл капитаном славного судна, плававшего тогда в Мотовском заливе и курсировавшего на линии Мурманск - Иоканга с многочисленными заходами в становища. По итогам 1957 года экипажу «Ястреба» присуждался переходящий вымпел Министерства Морского флота СССР. Словом, пароход-ветеран под руководством опытного капитана не утратил былых заслуг и в мирное время.
     Хоть и крепко был построен пароход, но «возраст» брал свое. Пришло время судну-ветерану отправиться на покой. Проплавав более полувека, «Ястреб» совершил свой последний рейс в 1960 году, после чего был поставлен на прикол. Еще долго «грустил» он в окружении ржавых корпусов своих менее заслуженных морских собратьев, пока не пошел на переплавку.
     Такова судьба одного из кораблей революции, общим памятником для которых осталась «Аврора» - крейсер удивительной судьбы.

 

А. КАУФМАН.
Действительный член Географического общества СССР.

 

 

"Полярная правда"      от 7 ноября 1989 года

 


 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.