Главная Публикации Море ошибок не прощает.

Море ошибок не прощает.
          Автор: Лопатко Л.    02.09.2003 16:20          

 

В прошедшую субботу, 30 августа, потрясенные, мы услышали о новой страшной трагедии на Северном флоте.

 

      Во время буксировки в трех милях от острова Кильдин в 4 утра на глубине 239 метров затонула атомная подлодка К-159. Из 10 членов экипажа спасти удалось одного - старшего лейтенанта Максима Цибульского. Из воды подняты тела еще двух моряков - капитана III ранга Юрия Жадана и старшины командира отделения турбинистов Евгения Смирнова. Совсем молодые люди, свое тридцатилетие оба должны были встретить в ноябре этого года.
      В район поиска сразу же были направлены спасательные корабли "Рудницкий", "Герман Титов", самолеты. Три дня шел поиск остальных семи членов команды, продолжается он и сегодня. Хотя надежды поднять моряков живыми, увы, нет. С помощью специальных глубоководных аппаратов было обследовано морское дно в районе трагедии, обнаруженная подлодка с небольшим креном на левый борт лежит на грунте. Верхний рубочный люк открыт, а это говорит о том, что внутренние отсеки К-159 заполнены водой.
      На место трагедии на борту ракетного крейсера "Маршал Устинов" вышли министр обороны РФ Сергей Иванов, адмирал флота Владимир Куро- едов, командующий Северным флотом Геннадий Сучков и губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов. Министр обороны сразу же проинформировал мировую общественность о том, что радиационный фон в районе гибели лодки в норме, никаких превышений фона нет.
      К-159 по флотским меркам -старушка, ей минуло 40 лет, 14 из них она дожидалась утилизации в гарнизоне Гремиха. В 1989 году, когда ее поставили "на отстой", ядерный двигатель был заглушен, приведен в безопасное состояние, а боезаряды выгружены. Теперь, когда настала очередь К-159 идти на металлолом, ее буксировал на понтонах СБ-406. Десять моряков находились в отсеках лодки, чтобы следить за ее состоянием.
      Могли ли они сделать что-то реальное, чтобы спасти подлодку, когда оборвались понтоны и она потеряла плавучесть? Вряд ли - говорят бывшие подводники, с которыми мне удалось побеседовать.
      Вот мнение депутата областной думы, капитана I ранга запаса Федора Конькова:
      - Трагедии последних лет мало чему нас научили. Они показывают, что в основе их лежат разгильдяйство, беспечность и неумение делать выводы. Что изменилось после "Курска" хотя бы в оснащении моряков индивидуальными средствами спасения, улучшении снабжения аварийно-спасательным имуществом на кораблях? Да ничего! Море не прощает ошибок. Я хотел бы выразить искренние соболезнования семьям погибших.
      Говорит бывший заместитель командира по политработе капитан II ранга запаса Григорий Мильдов, ныне генеральный директор Ассоциации шефства над Северным флотом:
      - За годы стоянки проржавели все сальники, кингстоны, клапаны вентиляции и прочее. И в таком состоянии, да еще в наших северных условиях, когда погода постоянно меняется, вести лодку с людьми на борту крайне опасно. Наверняка они докладывали о том, что поступает вода, ждали команды... Когда оборвало понтоны, подлодка быстро потеряла устойчивость и пошла ко дну. Ускорил трагедию и открытый рубочный люк. Дикая ситуация, ведь до Полярного от Кильдина, где произошла трагедия, оставалось каких-то 10 миль. Причина гибели людей, на мой взгляд, наша русская расхлябанность: "Авось; прорвемся".
      На этот раз "не прорвались". Об этой же "надежде на русское "авось" говорил и министр обороны Сергей Иванов.
      - Причина трагедии, - сказал он, - в превышении должностных полномочий и нарушении приказов, легкомыслии, - и добавил, что на море, в воздухе, на земле - везде - ко всем инструкциям, приказам, сообщениям надо относиться со 100-процентной серьезностью.
      Бывший командир дивизии ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, бывший командующий Черноморским флотом Эдуард Балтии, вспоминая, как ходил на К-159 в конце 80-х, отметил, что еще тогда лодка в подводном положении теряла "положительную плавучесть". Поэтому, по его словам, подлодку к месту утилизации буксировать было нельзя. Необходимо было заварить все отверстия, люки и ни в коем случае не оставлять в отсеках людей. В крайнем случае, должно было быть аварийно-спасательное обеспечение. "Однако на подлодке ничего не работало: не было источника электроэнергии, не работала главная осушительная система, не было работающих водоотливных средств".
      Сергей Иванов запретил вплоть до особого распоряжения транспортировать подводные лодки к месту утилизации таким же способом, как буксировали погибшую АПЛ.
      В настоящее время в Мурманской области скопилось 17 тысяч кубических метров твердых радиационных отходов и облученного ядерного топлива. Для решения этих проблем, подчеркивалось на недавнем заседании рабочей группы президиума Госсовета, необходимо наладить эффективное международное сотрудничество. Ведь для утилизации ядерных отходов нашей области в общей сложности необходимо 1,5 миллиарда долларов. В то время как Минатому на эти цели выделяется в год на всю Россию всего 2,5 миллиарда рублей. Но даже при наличии финансирования имеющиеся заводы не способны справиться со скопившимися АПЛ. Снежногорская "Нерпа", к примеру, "перерабатывает" за год четыре лодки, северодвинская "Звездочка" - шесть субмарин.
      Военная прокуратура в связи с ЧП в Баренцевом море возбудила уголовное дело по статье "нарушение правил кораблевождения". Главный военный прокурор Александр Савенков возбудил уголовное дело в отношении воинских должностных лиц Северного флота и одного из соединений подлодок.
      Единственный спасшийся, старший лейтенант Максим Цибульский, пока находится в госпитале. Его посетил Сергей Иванов и вручил подводнику командирские часы, поблагодарив за проявленное мужество.
      Губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов принял решение о выделении 115 тысяч рублей в помощь семьям погибших.
      В воскресенье в штабе флота министр обороны встретился с родственниками моряков. Сергей Иванов заявил, что никто из погибших не обвиняется в трагедии. Он ответил на многие вопросы вдов, обещал помощь в захоронении, выплате материальной помощи семьям, выделении жилья, поддержке детям, а также сообщил, что создана группа содействия во главе с заместителем главнокомандующего Северным флотом Александром Дьяконовым, в состав которой вошли руководители отделов флота, юристы.
      Родным капитана III ранга Юрия Жадана будет выделена квартира в пригороде Санкт-Петербурга, тело моряка предадут земле на одном из кладбищ города на Неве. Евгения Смирнова, по желанию родственников, похоронят в Кировской области.
      Поиск семи моряков с К-159 продолжается. Его ведут СБ-406, спасательные корабли "Герман Титов", "Алтай", "Памир", морской тральщик и авиация. Есть основания считать, что подводники остались в отсеках лодки, однако вызволить их оттуда пока невозможно. Отверстие люка рубки настолько мало, что водолазам в него не пройти. Сейчас разрабатывается план подъема моряков и АПЛ, который будет готов не раньше чем через два месяца.
      Вчера утром в Свято-Никольском соборе состоялось отпевание погибших подводников.

 

      ЛИЧНЫЙ СОСТАВ К-159

Лаппа Сергей Николаевич - командир подлодки, капитан II ранга, 28.09.1962 г.
Гуров Михаил Викторович - командир БЧ-5, капитан III ранга, 30.07.1962 г.
Жадан Юрий Юрьевич - командир ДД, капитан III ранга, 19.11.1973 г.
Андреев Олег Викторович - командир ДЖ, капитан III ранга, 19.05.1973 г.
Соколов Сергей Вячеславович - командир ЭТД, старший лейтенант, 18.06.1978 г.
Цибульский Максим Викторович - командир группы ДУ, старший лейтенант, 7.12.1979 г
Алешкин Алексей Викторович - главный боцман, старший мичман, 23.10.1971 г.
Куринный Роман Борисович - специалист по корабельной дозиметрии, мичман, 24.06.1980 г.
Князев Андрей Александрович - машинист ГДУ, главный старшина, 16.04.1975 г.
Смирнов Евгений Александрович - командир отделения турбинистов, старшина I статьи, 26.11.1973 г.

Людмила ЛОПАТКО


      СПРАВИМСЯ СВОИМИ СИЛАМИ

      Затонувшая подлодка будет поднята со дна вместе с экипажем не ранее 2004 года. Это сообщил на встрече с журналистами в понедельник начальник главного штаба ВМФ адмирал Виктор Кравченко.
      "Поднимать лодку нужно обязательно, поскольку необходимо произвести полную выгрузку активной зоны реактора", - подчеркнул он.
      По словам адмирала, технический проект покажет, возникнет ли необходимость обращаться за помощью к зарубежным специалистам, но пока делать этого не предполагается:
      - С учетом водоизмещения подлодки (около 3000 тонн) мы справимся своими силами.

 

РИА "Новости".

 

"Мурманский вестник" - 2 сентября 2003г.   Стр. 1-2

 


 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.