Главная Публикации Атомную субмарину погубила украденная прокладка - стр. 2

Атомную субмарину погубила украденная прокладка - стр. 2
          Автор: Черкашин Н.    27.12.2003 18:12          

 

"Я побывал в аду..."

 

      Морозову как заместителю начальника электромеханической службы дивизии предстояло первому определить причины пожара. Для этого надо было провести разведку аварийных отсеков. Их еще не вскрывали. Чтобы попасть в это царство мертвых, надо было открутить полусотню болтов и поднять съемный лист над люком для погрузки аккумуляторов во второй отсек.
      - После 4-часового принудительного вентилирования съемный лист был снят. - Рассказывает Иван Федорович Морозов. - Двое добровольцев из трюмных машинистов вызвались обследовать носовые отсеки. Один из матросов должен был спуститься на палубу жилого отсека, встать под люком с фонариком и страховать второго разведчика, который пойдет в нос. И вот тут-то случилось непредвиденное: первый же спустившийся трюмный машинист пулей выскочил наверх. В глазах матроса стоял ужас: "Товарищ капитан 2 ранга, я не могу... Там такое..." Его колотило от стресса. Я отпустил обоих добровольцев в казарму и положил руку на плечо своему коллеге - помощнику начальника ЭМС по живучести инженеру-капитану 3 ранга Павлу Доро-жинскому:
      - Похоже, Паша, придется тебе... Найди там Серегу, посмотри, где он лежит.
      Серега - Сергей Федорович Горшков, старпом К-3, был нашим общим другом. Мы должны были отдать ему свой последний долг. Дорожинский молча взял аварийный фонарик и полез во второй отсек.
      У него еще хватило душевных сил пройти в корму и после этого выбраться наверх. Лица на нем не было.
      - Иван Федорович, - почти прошептал он. -я был в аду! Большая часть погибших лежит в кормовой части второго отсека. Они спеклись в одну массу, распознать их невозможно...
      Далее началась жуткая работа по вытаскиванию обгорелых трупов. Потом выгрузили нетронутые огнем торпеды. Детально осмотрели место происшествия. Что же случилось?
      В одном из узлов системы гидравлики произошел прорыв рабочего тела - масла. Сильная струя ударила в горевшую лампочку электросветильника. Защитного плафона на нем не было -разбили в шторм. Пары распыленного масла вспыхнули в мгновение ока. Работала система вентиляции торпед. Сила пламени была такой, что корпус вентиля кислородного баллончика разрезало пополам, как газовым резаком. Произошло то,что называется роковым стечением обстоятельств. Цепная реакция беды, которая, как известно, одна не приходит. Прорыв масла - электролампочка - вспышка - пожар в замкнутом пространстве... Первопричина-прорыв гидравлики. Но почему ? Ведь для атомного флота все делалось архинадежно.
      Инженер-капитан 1 ранга И. Морозов: - Я присутствовал при демонтаже в первом отсеке. Снимали злополучную гидравлическую машинку (она открывала и закрывала клапан вентиляции балластной цистерны № 2 правого борта). И тут обнаружилось, что в штуцере гидравлической машинки вместо штатной уплотнительной прокладки из красной меди стоит шайбочка, грубо вырезанная ножницами или ножом из паронита. Со временем уплотняющее поле раскисло и прорвалось при очередном скачке давления. А давление в системе нешуточное - перепады от 5 до 100 кг/см. Чья-то рука поменяла прокладки во время докового ремонта корабля.

 

Чья вина?

 

      Доковый ремонт проводят заводские рабочие. Один из ветеранов-судоремонтников Александр Иванович Исполатов, работавший в 60-егоды на Севере, рассказывал, что красная медь хоть и не драгоценный металл, но весьма ценилась среди умельцев. Из нее вытачивали всевозможные по-делки. Из той же прокладки, снятой из гидравлической машинки с К-3, кто-то сделал колечко для своей подружки. Быть может, оно и сейчас валяется в чьей-нибудь семейной шкатулке среди старых пуговиц, значков и прочей дребедени. Потускневшее медное колечко ценой в тридцать девять жизней...
      Москва, как известно, сгорела от копеечной свечи. "Ленинский комсомол", как сегодня выяснилось, от грошового пустяка - паронитовой прокладки.
      - А сегодня еще хуже. - Признавался автору этих строк командир атомной подводной лодки "Гепард", -Я боюсь пускать рабочих в отсеки. За каждым ремонтником ставлю матроса, чтобы тот следил - как бы чего не выкрутили, не сняли, не унесли. Ведь у нас в приборах не только медь, но и серебро, золото, платина. А работяги по полгода зарплату не получают. Их понять можно. Но ведь нам же в моря уходить, нам за их зарплату своими жизнями расплачиваться...

К-3 станет памятником?

 

      Та трагедия не стала достоянием нашей общей памяти ни в 1967 году, не попала она в фокус общественного внимания ни в "эпоху гласности", не знают о ней толком и сегодня. Морякам, сгоревшим на К-3, поставили скромный безымянный памятник вдали от людных мест: "Подводникам, погибшим в океане 08.09.67 г." И маленький якорь у подножия плиты. Только 30 лет спустя в Морском соборе Санкт-Петербурга появилась мраморная доска с некогда "засекреченными" именами.
      Сегодня есть шанс вернуть долг памяти. Подводная лодка К-3, стоящая ныне в ожидании резки, может стать уникальным памятником не только жертвам атомного флота. Она трижды памятник: памятник истории, памятник географии (первое всплытие на Северном полюсе) и памятник воинскому мужеству. А пока лодка доживает свой век у причала судоремонтного завода в Полярном.
      Исполнение приказа Главкома ВМФ о музеефикации К-3, подписанного в начале 90-х годов, затянулось на долгие годы. Оно и понятно - деньги нужны, и немалые. После гибели "Курска" идея увековечить память подводников атомного флота ожила с новой силой. Документы об установке К-3 в Питере отправлены на самый "верх". Говорят, в Питере уже подыскивается место для вечной стоянки. Однако не так уж важно, где именно встанет "аврора" атомного флота. Главное, чтобы не отправили ее "на иголки", которыми никак не залатаешь бреши в нашей истории.

 

Николай Черкашин
Фото Николая Черкашина.


"Российская газета" - 27 декабря 2003г.   Стр. 41

 




 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.