Главная Самиздат Субмарина К-27 - атомная бомба замедлянного действия

Субмарина К-27 - атомная бомба замедлянного действия
          Автор: Мазуренко В.    09.04.2006 19:43          

 

Посвящается спецтрюмным АПЛ К-27,
погибшим при ядерной аварии на ней и всем ушедшим после аварии.

 

Александр Петров

Александр Петров

      Сегодня трудно найти человека, который бы не знал о той большой трагедии, которая случилась в апреле 1986году на атомной электростанции в г. Чернобыле. Но широко ли знает наша общественность о ядерных авариях, которые происходили еще за долго до Чернобыля? Думаю нет. Речь идет о ядерных катастрофах на советских атомных подводных лодках первого поколения. Десятки моряков погибали, сотни получали большие дозы облучения и становились инвалидами ,но об этом тогда сообщать было не принято . Под грифом «совершенно секретно» вскрывали все. И в первую очередь свою некомпетентность, расхлябанность, страх перед наказанием.. Чины из высших эшелонов власти покрывали свою преступность, а наказывали как всегда «стрелочника».
      Об одной из ядерных аварий, а также об уникальной подводной лодке того времени ,я и хочу рассказать.
      Полных данных о проекте атомной лодке К-27 и сегодня спустя десятилетия трудно получить в архиве.
      Работы над ней в 50-х годах прошлого столетия , велись под покровом глубочайшей секретности.
      Что же это был за корабль?
      На атомной подводной лодке К-27 (645пр) впервые в мире был установлен реактор с жидким металлом. Вот его и пришлось испытывать экипажу корабля. Новое, как говорят всегда неизведанное. Применение житкометалического теплоносителя (ЖМТ) в реакторе, давало ряд преимуществ перед водо-водянными. В частности, если водо-водяные реакторы требовали в первом контуре для полноценного отвода тепла от активной зоны давление 150-200атм.то реакторам, которые были установлены на К-27-всего 12 атм.Это создавало надежность систем и механизмов. Ведь не каждая труба выдержит 200 атм! Были и другие достоинства К-27 перед атомными подводными лодками, на которых устанавливались водо-водянные реакторы. Атомоходы - созданы для ведения боевых действий на случай войны. Так вот атомной подводной лодке К-27 достаточно было 15-20 минут, чтобы отойти от пирса и скрыться под водой, в то время как АПЛ с водо-водянными реакторами для этого понадобится 2-3 часа! При современных средствах наблюдения со стороны противника-этого вполне достаточно чтобы уничтожить место стоянки атомохода.
      Особенность конструкции АПЛ позволяло ей всплывать с глубины до 100 метров при затоплении любого из отсеков. Реакторы на атомоходе были размещены ближе к носовой части. Это улучшало ходовые характеристики лодки, но…одновременно ухудшало радиационную обстановку в центральном отсеке, где находилось командование корабля.
      АПЛ К-27 имела 9-ть отсеков. Торпедный, аккумуляторный и жилой, центральный, реакторный, турбогенераторный(где имел честь нести вахту автор),турбинный, электродвигательный и жилой(там же холодильники),жилой(в нем размещались рулевые машины)
      На атомной лодке легкий корпус был изготовлен из маломагнитной стали. Это также было впервые применено на К-27.
      1 апреля 1963 года атомная лодка была спущена на воду , в состав ВМФ СССР принята в октябре т.г.. За время заводских испытаний лодка прошла около 6000 миль, более 600часов под водой . Испытанию подвергался не только реактор ,но и все узлы и механизмы.
      Поначалу все проходило нормально. Как у нас привыкли делать-быстрее, быстрее и рапортовать об успешном выполнении поставленных задач. Но…первый звонок, то что ядерный реактор с жидким теплоносителем имеет свои технические недостатки прозвучал еще в 1959 году на стенде в г.Обнинске, в центре обучения подводников. Тогда в трубопроводе, по которому курсировал жидкий металл, нарушилась герметичность, образовались микротрещины. При соприкосновении с внешней средой, металл стал окисляться, в итоге произошла зашлакованость системы.

Виктор Гриценко

Виктор Гриценко

      Морякам, а это были первые члены экипажа К-27,которые прибыли сюда на учебу,ничего не оставалось как в ручную демонтировать механизмы, при этом каждый из них получили огромную дозу облучения. Часть из моряков были помещены в госпиталь, потом на тихую списаны на гражданку. На руки никто из них не получил никаких документов. Они дали подписку на 25 лет о неразглашении того, что с ними случились. Так молча и уходили из жизни, не зная от чего.
      Экипажу, тогда в Обнинске, пришлось дважды на себе испытать что такое радиационное облучении . И тем не менее атомная лодка была построена и сдана ВМФ. Вот только вместо троих запланированных атомных лодок данного проекта(645), построили одну-К-27. Кроме все этого, были и другие серьезные недостатки, что грозило или могло грозить не только облучению всего экипажа ,но даже гибелью корабля. Это применения на лодке легкого корпуса из маломагнитной стали. Походы в Атлантику и Средиземное море, показали, что эта сталь обладала низкой прочностью, подвергалась коррозии, а это приводило к трещинам в корпусе АПЛ. К-27 отличалась слишком высокой шумностью, намного выше чем в американских и многих других советских лодок. И все таки больше всего проблем экипажу, ученным доставлял реактор, который был установлен на атомной подводной лодке. .Спор о том строить ли атомоходы с ядерным реактором ЖМТ, и отдать ли им преимущество, принял острый характер после того как экипаж под командованием Гуляева Иван Ивановича совершил испытательный поход в Атлантику ( 1964 ) на 52 суток. Без всплытия! Это был Мировой рекорд на то время. По одну сторону- шла речь об очень высокой стоимости строительства корабля ,его содержания, сложность и опасность эксплуатации экипажем. По вторую-некоторые преимущества лодки с реактором ЖМТ. Я уже писал, что аварии, которые случались на ядерном реакторе во время походов и при ее строительстве - не принимались во внимание. Хотя при этом десятки и десятки моряков- подводников из числа матросов ,старшин и офицеров теряли свое здоровье Точку в этом споре поставила ядерная авария 24 мая 1968года.И тем не менее! Чтобы закрыть полностью этот проект, в СССР будет в последствии еще создано семь атомных лодок с ядерным реактором ЖМТ! Это действительно были Уникальные лодки! Во время войны им не было бы цены! Но.. и их постигла печальная участь- все они сегодня выведены из состава российского флота и ждут своей утилитизации. Печальный опыт атомной лодки К-27 к великому сожалению ни к чему не научил тех, кто не считался с материальными затратами на строительство этих кораблей, ни со смертью моряков из АПЛ К-27,с сотнями облученных, которых выбросили на гражданку, дав расписку молчать, и молча умирать.
      Хочу отметить, что американцы также вели работу в данном направлении. На одной из подводных лодок «СиВульФ», они также установили реактор с жидкометаллическим теплоносителем, в отличии от нашего, там применили (натрий) у нас (свинец и висмут) Испытание у них проходило тяжело. Произошел пожар. После тщательного расследования американцы приняли решения отказаться от этого проекта. Ради безопасности самих подводников и большой дороговизны.
      В Советском Союзе никто народных денег не считал, здесь решили продолжать работу над применением на атомных лодках ядерного реактора с жидкометаллическим теплоносителем и строительстве других лодок ,в частности нового типа 705 проекта. На частые аварии реактора ,установленном на К-27, никто не обращал внимание, вернее считали не слишком их серьезными и опасными для подводников. Жизнь и здоровье мало интересовало Власть! Человек всегда для Системы был винтик, который можно поменять с наименьшими затратами для самой Системы.
      За 5-ть лет своего пребывания в составе Военно-Морского Флота, атомная лодка К-27 совершила два боевых похода. Первый - испытательный в Южную Атлантику, который продолжался свыше 52 суток. Там снова произошла серьезная авария на реакторе, и только благодаря спецтрюмным и лично капитана 3-го ранга Шпакова А.В, экипаж не получил большие дозы облучения. О радиоактивных распадах никто не говорил, да на них и никто не обращал внимание. Второй поход К-27 совершила в 1965 году в Средиземное море. Этот поход продолжался 60 суток. И снова авария в реакторном отсеке. И снова пришлось ее устранять морякам- спецтрюмным (те, кто обслуживал ректор). Грише Раину, Васе Осюкову, молодому старлею Домбровскому Владу, который в этом походе был командир реакторного отсека. А лишились ребята награды, только из-за того ,что Домбровский В. носил бороду!, На замечания старшего похода Михайловского А.П., сбрить бороду, потому что ее носят только кретины, командир реакторного отсека ответил будущему полному адмиралу, а как же быть тогда с Владимиром Лениным ? От такого ответа, старший потерял дар речи, и единственное что мог ответить-уйти с его глаз и больше ему до конца похода не попадаться!




 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.