Главная Самиздат Субмарина К-27 - атомная бомба замедлянного действия - стр. 2

Субмарина К-27 - атомная бомба замедлянного действия - стр. 2
          Автор: Мазуренко В.    09.04.2006 19:43          

 


      Но, как горят в народе, сколько веревочке не виться, все равно конец будет тому или иному событию. Так произошло и нашим кораблем.
      После двух походов, атомная лодка стала на ремонт в г. Северодвинске. В начале 1967 года на ней заменили активную зону в реакторах. Как говорят горючее. Летом снова заводские, глубоководные испытания. Сегодня в ряде воспоминаний некоторые адмиралы пишут, что уникальная операция по загрузке ядерного топлива на АПЛ К-27 прошла идеально. Может быть и идеально, только в результате этого , акватория причала где мы стояли, так и сама лодка от первого до девятого отсека была загажена радиоактивной грязью, от которой мы так ,до конца своей службы и не очистились.
      В сентябре 1967года экипаж загрузившись провизией, был готов к своему третьему боевому походу, на этот раз задача стояла - совершить подводное плавание округ земного шара без всплытия на поверхность.
Предстояло испытать реактор в различных широтах мирового океана, при различных температурах, ну и собрать разведданные о противнике, о его базах .
      Прибыв на постоянное место базирование в Гремиху, корабль через пару дней снова вышел в море. Надо было сдать задачи, провести торпедные стрельбы, вернувшись на несколько дней в базу - и в поход. 13 октября 1967 года находясь очередной раз в море , произошла снова авария на ядерном реакторе. С контура вылился свинец. Лодка возвратилась в базу. Спецтрюмные приступили к уборке радиоактивного сплава. Надо было найти причину аварии . Все это в первую очередь ложилось на плечи команды реакторного отсека(реактор находился в 4-м отсеке) спецтрюмных 1-го и 2-го экипажа, командирами отсека в то время были инженеры капитан-лейтенанты Агафонов Геннадий Александрович(ныне капитан 2-го ранга)и Домбровский Владислав Владимирович(ныне капитан 3-го ранга) Подводники знают какая стесненность в отсеках, как тяжело бывает добраться до того или иного узла чтобы устранить неполадки. Выдалбливать свинец спецтрюмным приходилось в ручную с зубилом и молотком в руках. Мало того, что он был радиоактивный, то к этому надо добавить еще большую температуру, которая была в отсеке, в районе разлива свинца. Это был просто АД!
      Защиты у ребят от радиактивного воздействия не было никакой. Просто установили - работать не более 5-ти минут!
      Командир корабля Леонов П.Ф. и командир БЧ-5 Иванов А.А. понимали, что команда спецтрюмных, если и справится со своим заданием, то будет практически потеряна для экипажа. Ее врачи вынуждены в дальнейшем не допустить служить на лодке, из-за получения радиоактивной дозы превышающей той, которая устанавливалась нам на год.
      А это значит - срыв боевой службы! Конечно этого никто не мог допустить. Система, в которой мы жили и служили была жесткая. Жизнь, здоровье моряков-подводников была для Системы второстепенной! Иногда под высокими словами и лозунгами о защите социалистического государства, скрывались амбиции политиков и военных высокопоставленных чинов!
      Тогда командир Леонов П.Ф. построил экипаж, и обратился к нему с просьбой - помочь спецтрюмным! Объявил - дело это добровольное! Все моряки, стоящие тогда в строю(это около 100 человек) сделали шаг вперед!
      Металл был убран, но без потерь не обошлось. Врачи запретили выход в море, а значит и в предстоящий боевой поход, спецтрюмным старшинам Литвиненко Феликсу и Ращупкину Валентину.
      Не думаю, что меньше набрались ренген остальные ребята из этой команды- Витя Гриценко, Коля Лагунов, Саша Петров, Валя Куликов, Женя Дурденко, те же командиры отсеков- Геннадий Агафонов и Влад Домбровский. Они остались в команде, но пройдет немного времени и этим ребятам придется принять на себя первыми весь удар ядерной аварии, которая случится на реакторе 24 мая 1968 года в Баренцевом море.
      Они, как и остальные мои сослуживцы сделали все, чтобы не повторился Мировой Чернобыль(до него было еще 18 лет).Вот только возможно организм ребят-спецтрюмных был наверно уже ослаблен, когда они долбали несколько суток радиактивный свинец в отсеке тогда в октябре 1967года!
      21мая 1968 года несмотря на предупреждения моряков-подводников в частности спецтрюмных и ряда офицеров (а кому как не им знать об этом) что реактор не готов к выходу в море, командование дивизии обязало в приказном порядке командира корабля выйти в море! И случилось то, что должно случится. 24 мая 1968 в 11-35 на атомоходе К-27 произошла ядерная авария. Авария в результате, которой облучились 144 члена экипажа, впоследствии пятеро моряков из них четверо спецтрюмных (Виктор Гриценко, Александр Петров, Вадим Куликов, Николай Воевода), умрут в страшных муках в госпитале В районе реакторного отсека через сутки после ядерной аварии погибнет Иван Пономаренко. Получив свыше 1700 ренген выживет Николай Логунов.. Более половина экипажа ушла из жизни за эти 36 лет. Средний возраст которых составил не более 50-лет! Десятки стали инвалидами. Многие и до настоящего времени не имеют никаких социальных льгот от государства. Их просто сегодня стараются не замечать и забыть. А ведь атомоход К-27,это не только был опытный образец для военного флота и науки. Этот корабль дал той стране, которой он служил и защищал- ЧЕТЫРЕХ Героев Советского Союза, семь адмиралов, и десятки докторов и кандидатов наук. Но это так к слову. К этому добавить наверно следует десятки академиков, профессоров и кандидатов медицинских наук, звания которые они получили при нашем лечении в госпиталях. Не только на нас, но и на ядерных авариях АПЛ К-19,К-8. Вот только почему то весь этот опыт не был ими задействован при ядерной аварии на ЧАЭС!
      Дальнейшая судьба АПЛ К-27 столь же несчастна, как и судьба его экипажа.
      После аварии она еще 13 лет простояла у пирса ,первоначально в Гремихе, потом в Северодвинске. Сначала как всегда у нас бывает, никто не знал что с ней делать? Но это была боевая атомная подводная лодка, там были реакторы с активной зоной. Значит требовалось обеспечить ее живучесть. Для этого к ней пришвартовали судно берегового обеспечения, который в течении 13 лет подавал на атомоход пар от своих котлов, обогревая системы ее жизнеобеспечения. И это все благодаря морякам-подводникам в частности офицерам Агафонова Г.А.Ткаченко В.Ф, Тимонина В, мичманам Литвиненко Ф, Набоке И. и многим другим ,которые не жалея своего здоровья после мая 1968г устраняли ядерную аварию на корабле, принимали меры чтобы радиоактивность не распространялась вне лодки. В январе-феврале 1973г они совместно с ученными провели эксперимент по запуску неповрежденного реактора правого борта. В ходе этого им удалось вывести реактор на мощность 20% от номинальной.
      Некоторые горячие головы из военного командования обрадовавшись этому, хотели предпринять попытку выхода в море!(им же не выходить сидя в кабинете) К-27. Но потом все таки разум и разъяснение офицеров корабля, -не дал сделать это.
      В августе месяце 1981 года команда в количестве 10 человек во главе и.о. командира лодки капитана 2-го ранга Иванова Алексея Анатольевича (хочу отметить что этот офицер пришел на лодку еще когда она строилась в 1958году) боцмана мичмана Петухова Геннадия Александровича, мичмана Овтина, Фильшина В.Кавуна И. и остальных моряков (пусть простят меня зато, что не могу назвать их фамилии) начали буксировать лодку в Карское море к острову Степовой. Там третьего сентября она была, в нарушении требованиям МАГАТЕ (а кто тогда с этими требованиями считался) затоплена на глубине 33 метра!!!!! Вместо положенных 3000-4000тыс. метров!
      Даже тогда мой корабль, которому отдано несколько лет службы, не хотел уходить на дно! Первоначальная попытка его затопить оказалась неудачной. Полузатопленная субмарина встала вертикально, превратившись в гигантский поплавок. Ведь длина корабля была 109 метров, а глубина…33 метра! После многочасовой попытки, лодка медленно, как бы в упрек тем кто ее топил, ,ушла на свой вечный покой.
      Последним с лодки сошел капитан 2-го ранга Иванов Алексей Анатольевич, отдавший ей свыше 23 лет! Он прошел путь от молодо го лейтенанта до командира БЧ-5 , два боевых похода. Не оставил ее и после аварии. После лечения в госпитале вернулся служить на корабль. А мог бы, как другие, уйти и продолжить службу в более «теплом»месте. По воспоминаниям очевидцев, которые тогда присутствовали при затоплении, ее и.о.командир плакал, когда она медленно уходила в небытие. И его можно понять…это были слезы настоящего офицера-подводника, любящего флот и корабль, которому отдал всю свою молодость ,все лучшие годы и здоровье! И с которым прощался навсегда! Ну ,а атомная подводная лодка К-27 продолжает лежать на дне уже более 24 лет ,и никто не может сказать - что будет дальше с ней, с реакторами, с теми сотнями контейнерами ,которые загружены ядерными отходами? Как они поведут себя, когда к ним подберется морская вода.

 

Вячеслав Мазуренко
подводник АПЛ К-27

 




 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.