Главная Самиздат Гремиха - стр. 4

Гремиха - стр. 4
          Автор: Шлимонов С.    15.04.2009 13:37          

XX век

 

      С началом Первой Мировой войны на линии мыс Святой Нос – мыс Канин Нос в дозор заступило посыльное судно «Бакан». В следующем году дозорную службу несли вооружённые пароходы «Мурман», «Орезунд», «Феодосий Черниговский», с июля к ним добавились «Василий Великий» и «Колгуев», а с 1915 года – ещё гидрографические суда «Таймыр» и «Вайгач».
      В 1915 году группа морских офицеров под руководством известного гидрографа и исследователя Арктики Николая Николаевича Матусевича (1879-1950) тщательно обследовала побережье Кольского полуострова. В результате её работ был открыт для плавания восточный фарватер в наиболее сложном районе Горла Белого моря.
      Буквально ещё до создания какой-либо военной базы в этих местах Святоносский залив оказался причастен к истории подводного флота нашей страны. Впрочем, довольно печальным образом. В сентябре 1915 года Главным морским штабом было принято решение о перебазировании подлодок №1 и №2 типа «Голланд-27В» из устья Северной Двины в Кольский залив. 11 октября 1915 года подводная лодка №1 на буксире вспомогательного крейсера «Василий Великий» и подлодка №2 на буксире парохода «Сергей Витте» вышли в Александровск (ныне Полярный). Экипажи лодок находились на буксировавших пароходах.
      15 октября, на выходе из Горла Белого моря, разыгравшимся штормом в районе маяка Сосновец подводная лодка №2 была сорвана с буксира и потеряна. Караван судов дошёл до Святоносского залива и зашёл «штормоваться», то есть пережидать шторм, на Йоканьгский рейд. После откачки воды из оставшейся ПЛ, конвой возвратился в Архангельск. В Кольский залив подлодка №1 прибыла только в июне следующего 1916 года.
      Весной 1916 года подводная лодка №2 была обнаружена в бухте Святоносского залива между мысами Коровий и Чаячий, куда она была выброшена волнами. В начале мая 1916 года к месту нахождения лодки прибыла команда, возглавляемая лейтенантом В.И. Шмидтом (просто однофамильцем). Внутри лодки до крыши входного люка оказалась замёрзшая сверху вода. В бухте было много битого льда, затруднявшего доступ к лодке. Корабль пытались снять с камней в течение всего года, однако попытки оказались безуспешными. Ввиду невозможности восстановления 25 мая 1916 года подводнаялодка №2 была исключена из списков судов Морского ведомства.
      В романе Валентина Пикуля «Из тупика» есть упоминание об этой лодке. Возможно, Валентин Саввич прочитал о ней в архивах, а может быть, видел лично в годы службы на Северном флоте.
      Осенью 1915 года была введена новая организация проводки судов за тралами на участке Йоканьга – остров Сосновец. Суда, следовавшие в Архангельск, заходили в Йоканьгу. Там формировался караван из 15-17 судов, которые до острова следовали за тральщиком. От Сосновца до Архангельска суда шли самостоятельно. А тральщик возвращался в Йоканьгу вместе с судами, шедшими уже из Архангельска.
      Тогда же, 16 октября, в 12 километрах от Йоканьгского погоста и 359 км от строившегося Романова-на-Мурмане на западном берегу Святоносского залива была введена в строй радиостанция.
      22 октября 1915 года на параллели Лумбовского залива на минах, выставленных германским вспомогательным крейсером «Meteor», подорвался британский вспомогательный крейсер «Arlanza». 25 октября на буксире парохода «Nuovo» повреждённое судно было доставлено в ближайшую Йоканьгскую базу. Ввиду наступивших зимних холодов и большого объёма работ, необходимых для надёжного перехода крейсера в Англию, «Arlanza» был оставлен на зиму в Йоканьгской бухте.
      Географическое положение Святоносского залива, расположенного буквально на входе в Горло Белого моря, определило и его военное значение. Необходимость упорядочения и контролирования судоходства в Белое море привели к тому, что в Йоканьге был установлен пункт для досмотра проходящих пароходов, снабжения их последними данными о состоянии фарватера, а также база для тральщиков. В то же время, в течение кампании 1915 года выявилась полная незащищённость Йоканьги от нападения противника, что совершенно отчётливо стало видно после подрыва на мине вспомогательного крейсера «Arlanza».
      Разработанный план строительства базы до окончания войны не был осуществлён, однако, корабли флотилии Северного Ледовитого океана, в частности тральщики, проводившие суда в Белое море, постоянно использовали Йоканьгскую бухту для стоянок.
      В начале 1916 года морской Генеральный Штаб разработал план строительства морских сил на Севере. Базами флотилии намечались Архангельск, Йоканьга и Екатерининская гавань в Кольском заливе. Исходя из задач, Северный морской театр был разделён на три оперативные зоны:

1) южная часть Баренцева моря – от норвежской границы до меридиана мыса Святой Нос;
2) Горло Белого моря – от линии мысы Святой Нос и Канин Нос до линии остров Сосновец – мыс Инцы;
3) Белое море.

      В это же время в бухте Гремиха началось строительство эстакадной пристани. Неподалёку возвышались две 75-метровые мачты радиостанции, имелись также казармы и склады. На мысе Святой Нос был устроен наблюдательный пост. Фактически это стало началом Йоканьгской базы (в последующем посёлок Гремиха).




 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.