Главная Самиздат Гремиха - стр. 7

Гремиха - стр. 7
          Автор: Шлимонов С.    15.04.2009 13:37          

      Уже через 2 дня СКР «Бриллиант» атаковал обнаруженную ПЛ с такими же результатами.
      В течение 1941 года сторожевые корабли ещё дважды атаковали ПЛ противника. Самая знаменательная атака случилась 25 ноября. СКР-25 «Бриз» на линии дозора Святой Нос – Канин Нос рано утром на дистанции около 3 кабельтовых обнаружил подводную лодку противника в надводном положении. Увеличив скорость, сторожевик развернулся для тарана, произведя 5 выстрелов из носового орудия. Были отмечены два попадания. Через несколько минут «Бриз» таранил лодку в районе кормового среза рубки. Около минуты сторожевик тащил лодку на себе, после чего был дан задний ход, и лодка ушла под воду. На месте погружения было сброшено еще 6 глубинных бомб. В результате немецкая ПЛ U-578 получила тяжёлые повреждения, и была вынуждена досрочно возвратиться в Киркенес, откуда была отправлена для серьёзного ремонта в Киль.
      Авиация противника тоже не оставляла Йоканьгу без внимания. Первая атака воздушного врага произошла 24 июня – СКР-20 на участке мыс Святой Нос – мыс Чёрный подвергся атаке шести немецких самолётов. От близких разрывов бомб корабль получил повреждения, но сумел самостоятельно вернуться в базу.
      Непосредственно посёлок и корабли на рейде Люфтваффе впервые атаковали 31 июля – тогда пулемётным огнём был обстрелян пост СНиС на Святом Носу. Бомбардировка Йоканьги произошла 16 сентября. Причём, в течение дня самолёты трижды сбрасывали свой смертоносный груз. В итоге был легко повреждён СКР-20.
      До конца года Йоканьга и корабли в дозорах пять раз повергались бомбардировкам, в результате которых был повреждён СКР-21, и ещё пять раз ПВО базы открывала огонь по одиночным самолётам противника.
      Не обошлось и без потерь. Первой жертвой войны из состава ИВМБ стал СКР-27 «Жемчуг». 10 августа на линии дозора мыс Святой Нос – мыс Канин Нос корабль был торпедирован подлодкой U-451. Гибель корабля непосредственно не наблюдалась, но на берегу слышали звук взрыва. Связь сторожевика с берегом прекратилась, а через несколько дней к берегу прибило спасательный круг с надписью «Жемчуг». Весь экипаж – 61 человек – погиб.
      В 1941 году в оперативной зоне Иоканьгской военно-морской базы были потеряны также тральщик Т-898 (25 августа торпедирован U-752, 41 человек погиб, двое спаслись), пароход «Аргунь» (18 октября торпедирован U-132, жертв не было), рыболовный траулер РТ-8 «Сельдь» (18 октября торпедирован U-132, весь экипаж погиб) и Т-889 (15 ноября торпедирован U-752, все 43 человека экипажа погибли).
      По результатам 1941 года можно сделать вывод, что корабли Иоканьгской ВМБ не смогли взять под контроль подходы к Горлу Белого моря, но создали определённые трудности для действий подводных лодок врага.
      В следующем 1942 году Йоканьга в полном объёме включилась в действия по обеспечению проводок союзных Арктических конвоев и внутренних конвоев СФ. Уже 12 января в Йоканьгу для пополнения запасов топлива в сопровождении эсминца «Валериан Куйбышев» зашло отставшее от конвоя PQ-7-A панамское судно «Cold Harbor». В течение всего года корабли базы занимались сопровождением судов различных конвоев и тралением фарватеров.
      В июле корабли из Гремихи участвовали в поиске и эскортировании в советские порты транспортов разгромленного конвоя PQ-17.
      25 августа 1942 года командиром ИВМБ вместо убывшего на новое место службы капитана 1 ранга А.И. Дианова был назначен контр-адмирал Николай Осипович Абрамов (1897-1964).
      В ноябре 1942 года Йоканьга использовалась как маневренная база при оказании помощи переломившемуся на волне эсминцу «Сокрушительный». К сожалению, корабль затонул, но значительную часть экипажа удалось спасти.
      Зимой 1941-1942 гг. на Йоканьгском озере был сооружён временный аэродром. 29 января там приземлились 4 истребителя И-15 и 4 гидросамолёта МБР-2. Уже 14 марта поднятый по тревоге истребитель повредил немецкий самолёт-разведчик. Весной аэродром подтаял, и 16 апреля самолёты возвратились в места постоянного базирования, а в Йоканьге началось строительство постоянной посадочной площадки. К 18 июня площадка была подготовлена. 24 июня на новую площадку приземлились 5 истребителей И-153, которые могли прикрывать базу с воздуха в светлое время суток. Полноценный аэродром был принят в эксплуатацию лишь к сентябрю, после доставки и монтажа специального аэродромного оборудования.
      В нападениях врага на Йоканьгскую ВМБ можно чётко выделить два варианта действий в зависимости от времени года. С марта по октябрь удары наносились в основном авиацией. Поздней осенью и зимой, в связи с сокращением светлого времени суток и наступлением полярной ночи, основные части германской авиации перебрасывались на «зимние квартиры» – аэродромы центральной Финляндии, где действовали против Карельского участка Северного фронта. В это время года в районе Горла Белого моря основной заботой советских моряков становились подводные лодки.
      За весь 1942 год Йоканьга и корабли на походах к базе 33 раза подвергались бомбардировкам. Ещё 40 раз корабли и ПВО базы открывали огонь по одиночным самолётам и небольшим группам воздушных разведчиков. Особенно жестокие налёты были в мае–июне. На эти два месяца приходится 26 появлений вражеской авиации в небе Гремихи.
      12 мая три Ju-88 бомбардировали базу и корабли. От разрыва бомбы вблизи борта получил повреждения СКР-29 «Бриллиант». При буксировке корабля от возникшего пожара произошёл взрыв глубинных бомб на корме сторожевика. СКР лёг на грунт, опрокинувшись на левый борт. Затонул также находившийся у борта СКР штабной катер. От взрыва «глубинок» получил повреждения тральщик Т-911, а буксировавший его на осушку в бухту Гремиха пароход «Северянин» от потери кормового кингстона лёг бортом на грунт на глубине 4 метра. В результате бомбардировки погибли 13 и ранены 46 человек.
      17 мая шесть Ju-88 в ходе второго за день налёта на Йоканьгский рейд сбросили 16 бомб. В результате прямого попадания бомбы в корму затонул СКР-21. Погибло 4 и ранено 6 человек. СКР-25 «Бриз» получил прямое попадание между мостиком и фок-мачтой, почти переломился, но остался на плаву. Погибло 2 и ранено 18 человек.
      18 мая семнадцать бомбардировщиков Ju-88 сбросили на корабли 44 бомбы. В результате тральщик Т-911 получил повреждения. Т-904 получил течь корпуса и мелкие повреждения. Жертв не было.
      1 июня двенадцать Ju-88, зайдя с моря, сбросили 44 бомбы на корабли на рейде. СКР-23 получил повреждения рулевого привода и механизмов. Жертв не было.
      2 июня шесть Ju-88 бомбардировали корабли на рейде, сбросив 24 бомбы. Получили повреждения СКР «Рубин», СКР-15 и тральщик Т-888. Ранены 25 человек.
      16 июня четыре Ju-88 сбросили около 20 бомб на корабли на рейде. В результате прямого попадания двух бомб получил повреждения тральщик Т-911, быстро отбуксированный на осушку. 6 человек ранено.
      В связи с участившимися бомбардировками Йоканьги, 18 мая Военный Совет Беломорской флотилии просил Командующего СФ усилить ПВО базы за счёт орудий кораблей, уходивших в ремонт. 17 июня Народный комиссар ВМФ СССР приказал в составе Иоканьгской ВМБ сформировать полк ПВО и Отдельный зенитно-артиллерийский дивизион на базе существующих и передаваемых средств.
      Надо заметить, что не все налёты германской авиации прошли для неё безнаказанно. Достоверно можно говорить о двух сбитых бомбардировщиках – 13 марта британский тральщик «Stefa» у мыса Чёрный сбил один Ju-88 (заводской № 3435) из состава 2./KG30, который упал на лёд; 22 марта над посёлком огнём ПВО – низко летевший Ju-88 (№ 1235) из состава 1.(F)/124 дальних разведчиков. Самолёт упал в море, но на берегу нашли его отвалившиеся детали и один пропеллер. Возможно, жертвой зенитного огня британских тральщиков, выходивших на траление фарватера в районе мыса Святой Нос 24 января, стал бомбардировщик He-111 (№ 4322) из состава 1./KG26. Ещё один бомбардировщик Ju-88 из состава I.(F)/124 (№ 430045) из шести, обстрелянных над Гремихой 21 июля, не вернулся на аэродром. Падение самолёта никто не видел.
      Подводные лодки противника не менее 6 раз обнаруживались кораблями и самолётами противолодочной обороны. Дважды ПЛ обнаруживали с помощью прибора «Асдик» (гидролокатор британского производства). После атаки 10 сентября на поверхность в течение двух дней выходил соляр, а во время контрольного бомбометания выходили воздушные пузыри и обломки дерева. По данным германской стороны противник в данное время лодок не терял. Вероятнее всего, ПЛ была только серьёзно повреждена.
      Потери СССР в оперативной зоне Иоканьгской военно-морской базы в 1942 году составили:

1) рыболовный траулер РТ-68 «Енисей» (17 января торпедирован ПЛ U-454, 2 членов экипажа погибли, 32 спасены);
2) СКР-29 «Бриллиант» (потоплен авиацией 12 мая, 12 сентября поднят, вступил в строй после ремонта 3 ноября);
3) СКР-21 (потоплен авиацией 17 мая, поднят 3 июля 1944 года, до конца войны в строй не вводился);
4) СКР-25 «Бриз» (тяжело повреждён авиацией 17 мая, вступил в строй после ремонта 25 декабря 1944 года);
5) СКР-23 (потоплен 7 ноября артиллерийским огнём эскадры в составе тяжёлого крейсера «Admiral Hipper» и эсминцев Z4 «Friedrich Eckoldt», Z16 «Richard Beitzen», Z-27 и Z-30, весь экипаж – 43 человека – был взят в плен).

      В 1942 году командиры и служащие Иоканьгской ВМБ приобрели большой опыт в дозорной и противовоздушной службе. Отработалась система несения службы, стала создаваться береговая инфраструктура.




 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.