Главная Самиздат Гремиха - стр. 8

Гремиха - стр. 8
          Автор: Шлимонов С.    15.04.2009 13:37          

      Внимание Наркомата ВМФ СССР и включение ИВМБ в состав Беломорской военной флотилии весьма определённо говорят о значении базы в организации конвойной деятельности Северного флота. Образно говоря, Гремиха для Германии стала досадной помехой на дороге в Белое море.
      Следующие два с половиной года прошли относительно спокойно. Основной деятельностью кораблей Иоканьгской ВМБ, в связи с образованием в августе 1942 года Новоземельской военно-морской базы, стали выходы в море для эскорта архангельских групп союзных конвоев и караванов СФ на маршрутах Кольский залив – Белое море, Архангельск – Диксон. Соответственно, второй по значимости задачей ИВМБ стало траление фарватеров на участках у мыса Святой Нос, у мыса Чёрный, в Горле Белого моря до устья реки Поной и в Святоносском заливе.
      В ходе выполнения рядового задания по тралению подходов к Гремихе 29 декабря 1944 года произошла трагедия. Два тральщика в охранении БО-142 (большой охотник за подводными лодками) занимались поиском мин к юго-западу от мыса Святой Нос. Тральщик Т-887 обнаружил перископ ПЛ и сообщил об обнаружении. Почти в то же время Т-883 был торпедирован. Взрывом тральщику оторвало полубак, но он остался на плаву. Т-887 и БО-142, не оказав помощи повреждённому кораблю, ушли в базу. Вышедшие из Йоканьги БО-225 и БО-227 не нашли ни тральщика, ни подводной лодки.
      В этот отрезок времени подлодки чаще стали беспокоить службу ПЛО Йоканьгской базы. Если за первые полтора года войны они 10 раз обнаруживались в окрестностях Гремихи, то в 1944-1945 гг. – уже 14. Возможно, это связано с улучшением оснащения противолодочных кораблей и увеличением их количества. Но вероятнее всего, что после отступления из Киркенеса, у Германии не осталось никаких других вариантов для действий в районе Горла Белого моря.
      В течение 1943-1945 гг. в оперативной зоне ИВМБ погибли:

1) КТЩ-410 (18 декабря 1943 г. от столкновения с мотоботом ИМБ-7 на рейде Йоканьги, поднят 2 января 1944 г.);
2) мотобот «Решительный» (21 декабря 1944 г. потоплен артиллерийским огнём ПЛ U-995 у мыса Корабельная Пахта, 28 человек погибли, 3 спасены);
3) рыболовный траулер РТ-52 «Сом» (26 декабря 1944 г. торпедирован ПЛ U-995 в районе мыса Святой Нос, единственный выживший взят в плен);
4) тральщик Т-883 (29 декабря 1944 г. торпедирован U-995, весь экипаж (49 человек) погиб);
5) транспорт «Комсомольск» (30 декабря 1944 г. штормом выброшен на остров Медвежий, снят 17 апреля 1945 г.).

      Авиация противника больше не пыталась уничтожить Гремиху с воздуха. Лишь однажды 11 апреля 1943 года несколько бомб упали на Йоканьгу и мыс Чёрный. 25 октября 1944 года, после успешного завершения Петсамо-Киркенесской операции, Германия лишилась аэродромов в Северной Норвегии, и Гремиха оказалась на краю зоны действия разведывательной и бомбардировочной авиации. К тому же, с июня 1944 года на аэродроме Йоканьга на постоянной основе стала базироваться эскадрилья истребителей 53-го смешанного авиаполка Беломорской флотилии.
      Обращает на себя внимание тот факт, что за 4 года войны несколько подводных лодок, действовавших в зоне ответственности Иоканьгской ВМБ, потопили не по одному судну, и ни одна из них не была своевременно обнаружена и атакована (не говоря об уничтожении). То есть, Гремиха так и не сумела взять под полный контроль вверенную территорию. В то же время, существование военной базы в Горле Белого моря, несомненно, явилось сдерживающим фактором для немецких моряков и командования ВМС в Норвегии.
      Подводя итоги деятельности Иоканьгской ВМБ в годы Великой Отечественной войны, можно выделить следующие причины, повлиявшие на скромное количество боевых успехов:

1) недостаточное количество кораблей при техническом отставании советского вооружения от требований современной войны (радиолокаторы, гидролокаторы, траверзные противолодочные бомбомёты, компактные мощные радиостанции);
2) большинство крупных кораблей – бывшие рыболовные траулеры с мобилизованными, но всё же не подготовленными к военным действиям гражданскими экипажами;
3) радиолокационная станция управления зенитным огнём вступила в строй лишь 25 июля 1942 года, т.е. после активной фазы воздушных атак противника;
4) отсутствие регулярного прикрытия базы с воздуха в первое время;
5) количественное оснащение приборами «Асдик» боевых кораблей оставляло желать лучшего, а советские приборы «Пирей» значительно уступали британским образцам по боевым возможностям;
6) шумопеленгаторная станция на острове Медвежий была принята в эксплуатацию только 13 января 1944 года и до окончания войны успела 10 раз обнаружить ПЛ врага, но нехватка кораблей не позволяла каждый раз выходить в море для поиска и атаки врага;
7) сложности базирования в большом удалении от железнодорожного транспорта и автомобильных дорог.

      За годы войны в военном плане в Гремихе были обустроены несколько береговых батарей, надёжно прикрывавших базу с моря. В июле 1944 года на Йоканьгском рейде в проливах Западный и Большие Ворота были установлены две секции противоторпедных сетей.
      Летом 1942 года в Гремиху прибыла первая часть военных строителей – строительный батальон – около 1000 человек, приступивший к строительству военных объектов, укреплений, огневых точек, полевого аэродрома. Тогда же в Гремихе был построен водопровод, организованы ремонтные мастерские, в 1943 году база обзавелась собственным сухим доком. Корабли входили в док во время прилива (в этих широтах высота приливов достигает 6 метров), в отлив вода уходила, батопорт закрывался – и можно работать. Стенами дока были доработанные отвесные скалы узкой бухты Червяной. Сегодня этот перестроенный док – объект ФГУП «СевРАО».




 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.