Главная Самиздат Краткий отчерк истории Гремихи

Краткий отчерк истории Гремихи
          Автор: Ташмагамбетова Е.    12.02.2006 18:43          

На краешке Кольской земли

 



Летний Йоканьгский  погост.
фото В.Чарнолуского 1927 г.

О, Север, Север-чародей
Иль я тобою околдован
Иль в самом деле я прикован
К гранитной полосе твоей

Ф.Тютчев

 

 

 

 

     Легендарная Гиперборея - полночная страна, лежащая за полярным кругом. Сколько чудес и загадок хранит эта таинственная земля, родина бога Аполлона, соперница Атлантиды. И на Кольской земле ищут энтузиасты ее следы - ведь Коло - значит "солнечный круг". И вслед за солнечным колесом, котящимся по небу, пришли на эту землю первые люди, 8 тысяч лет назад. Мало что осталось от них - лишь грубые каменные орудия на редких стоянках, расположенных на острове Рыбачий. В те далекие дни климат в Заполярье был не в пример нашему теплее и суше. Потому - то и тянулись сюда в поисках богатых и незанятых промысловых угодий люди. Вторая волна переселенцев пришла на Кольский полуостров в IV- III тысячелетии до н.э. из междуречья Оки и Волги. Селились пришельцы по берегам рек и озер, в привычных для себя местах. Ловили рыбу, били морского и лесного зверя, собирали ягоды и грибы, коих и в наши дни в тундре великое изобилие.
     А в конце II - начале I тыс. до н.э пришла с Северного Урала третья волна переселенцев - финно-угорские племена, к тому времени владеющие великой тайной получения металла. В результате смешения пришельцев со старым населением края постепенно сложилась финно-язычная народность - древние саами, которые расселились по всему Европейскому Северу - от северо-западных районов Архангельской области до Финской Лапландии.
     Совершавший в IX веке уже нашей эры плавание вдоль берегов Кольской земли норвежский мореход Отер писал "Вся эта земля пустынна и только в немногих местах живут тер финны, которые занимаются охотой, рыболовством и ловлей птиц". "Тер финнами" именовали саамов норвежские источники; русские звали их "лопь" или "лопари". Эти слова так же скандинавского происхождения: либо от финского Lape, Lappea - "сторона" либо финского Lapp - "место". По другой версии лопь - означает край, предел а лопарь -" человек живущий на краю".
     Не только суровым викингам приглянулись богатые Терские земли. Предприимчивые новгородцы первыми из русских проложили дорогу на Крайний Север за морским зверем и пушниной. Поморы, жившие по берегам Онежского залива уже в XII веке стали периодически посещать Кольский полуостров, ведя меновую торговлю с местными жителями. К XV веку эти земли прочно вошли в состав Новгородского княжества. Побывавший в 1496 г. в наших местах дьяк Григорий Истома оставил описание мыса Святой Нос. Этот мыс "есть огромная скала, вдающаяся в море, наподобие носа; под нею видна водоворотная пещера, которая каждые 6 часов поглощает воду и с большим шумом обратно изрыгает назад эту пучину… Сила этой пучины так велика, что она притягивает корабли и другие предметы, находящиеся поблизости, кружит их и поглощает…" Это самое раннее из дошедших до нас письменных свидетельств о далеких плаваниях вдоль северного берега Кольского полуострова.
     По представлению поморов, в скале на мысе обитало морское божество, которому было подвластна морская стихия. Корабельщик, везший Истому, миновав Святой Нос ,признался ему, что он умилостивил духа, посыпав на камень "овсяной муки, смешанной с маслом". Считалось, что в случае отказа от приношения лодки и другие суда должны погибнуть, что нередко и случалось.
     К тому же времени - началу XVI в. относятся и упоминания о корабельных становищах в районе Семи Островов и в Иоканьгском заливе. Иоканьгский погост - одно из самых старых поселений на побережье. Название это в разных источниках трактуется по разному - Йоканьга, Иоканка, Йовкиок. Местные жители объясняют значение слова с саамского либо
     1. Йок - река,аньга - пологший склон, либо
     2. Йок - река, кайн (кеайн) - зимняя дорога, утверждая, что ездили по реке с зимнего погоста на летний и наоборот.
     Первое официальное упоминание Йоканьгского погоста приходится на 1611 г. В 1608 г. в Колу прибыли царский писец Алай Михалков и дьяк Василий Мартемьянович. Обидевшись на то, что коляне отказались дать им взятку, чиновники рьяно взялись за работу, включив в оклад много новых источников дохода и налогооблагаемых поселений. В результате сумма платежей возрасла в пять раз. И уже в 1642 г. Йоканьгские саами жаловались царскому правительству, что к ним по несколько раз в год приезжают из Кольского острога сборщики податей, требуя повторной дани, а себе подарков.
     С 1658 г. Йоканьгский погост вместе с Понойским были пожалованы царем Алесеем Михайловичем Крестному и Воскресенскому монастырям. Жизнь саамов, остававшихся язычниками до 20-х годов XVIII в от этого легче не стала, о чем свидетельствует челобитная патриарху Питириму в 1673г.

Федор Петрович
Литке
(1797-1882 г.)

     Проходили века, а жизнь "терской лопи" оставалась той же - однообразный тяжелый труд, притеснения сборщиков податей и вопиющая бедность. Быт саамов, ничуть не изменившийся за столетия, описал в 1822 г. Ф.П.Литке, проводивший летом гидрографические работы в Йоканьгском заливе. Целью этой экспедиции было "употребить время в обозрении Лапландского берега от Святого Носа до устья Колы, для которого нет обстоятельных описаний, которые служили бы достаточным руководством мореплавателям для входа к оным".
     Гидрографы описали острова, якорные стоянки, подходы к берегу. Штурманы произвели определение широты и долготы, замерили высоту прилива и отлива. Литке с группой матросов посетил расположенный на левом берегу р.Йоканьги погост, состоящий из десятка веж, в которых обитало 69 человек.
     В 1826 - 1832 г.г. географические исследования акваторий и побережий Белого и Баренцева морей продолжил ученик Ф.П.Литке - капитан-лейтенант М.Рейнеке.
     О Святом Носе лоция XVIII в. сообщает, что это место "на коем много крестов", поскольку лопари в память об утонувших ставили кресты. У самого основания косы на несколько верст были уложены деревянные катки, по которым переправлялись поморские суда из Белого в Баренцево море, потому что редкий моряк рисковал проходить границу двух морей водою.

Михаил Францевич
Рейнеке
(1801-1859 г.)

     В 1828 г. М.Ф.Рейнеке соорудил на оконечности мыса навигационный знак - деревянную башню, выкрашенную в белый цвет. Позже на этом месте построили маяк, смотрительный дом, казарму для служителей, баню и два сарая.
     Но место было "пропащим", как считали лопари, и в первую же зимовку от цинги умерло 7 человек из восьми. В следующую зиму, не смотря на все принятые меры, в живых так же остался только один служитель.
     Первоначально саамская деревня была расположена в самом устье реки, но в июне 1854 г. объединенная англо-французкая эскадра в составе 7 кораблей, следуя к горлу Белого моря сожгла и разграбила Йоканьгский погост. Местный житель А.Ф.Захаров, передавая услышанное от матери, рассказывал: "Пришли корабли с норманнами, разграбили, сожгли погост и поубивали всех, кто не успел убежать". С тех пор деревню перенесли на несколько километров вверх по течению.

Вильгельм Рамзай
(1865-1926 г.)

     На несколько десятилетий Йоканьгский погост вновь погрузился в привычное беспросветное существование. Только в 1887 г. до него добралась очередная научная экспедиция - Общества исследователей фауны и флоры г.Гельсингфорс (современный Хельсинки) в составе: геолога В.Рамзая, ботаника Чильмана, астронома Петрелиуса и др. Прибывшие традиционными путями саамских кочевий, ученые были страшно удивлены - среди жителей не было ни одного грамотного человека.

Сергей Юльевич
Витте
(1849-1915 г.)

     Летом 1894 года на Мурман отправился министр финансов С.Ю.Витте, которому Николай II поручил найти незамерзающую гавань, где можно было бы строить большой военный флот. Такую гавань, которая послужила бы главною морскою базою. Витте в его поездке по Мурману сопровождали высшие чиновники, журналисты и дельцы. В конце июня, министр со свитою посетил территории прилегающие к Святоносскому заливу, и высадился на самый крупный из Йоканьгских островов - Безымянный. В последствии картографами М.Е. Жданко и В.Н. Морозовым этот остров был переименован в о. Витте, в честь посещения министра.
     И снова годы затишья.
     Вспыхнувшая первая мировая война поставила на повестку дня строительство военно-морских баз для флотилии Северного Ледовитого океана. 11.03.1915 г. Совет министров Российской империи "одобрил проект строительства одной базы на Кольском заливе и другой на Йоканьгском рейде". Строительство базы предполагалось вести силами 2,5 тысяч рабочих и завершить к концу 1916 года. Однако с самого начала график сбивался и к весне 1917 г. строительство было совсем остановлено.
     Еще через 2 года эта недостроенная база была превращена в Йоканьгскую каторжную тюрьму. Она была не так широко известна, как о.Мудьюг под Архангельском; но именно сюда, на Кольский, привезли тех, кто остался в живых после восстания на острове в сентябре 1919 г.
     Датой основания каторги в Йоканьге можно считать 22 сентября 1919 г. У нее даже не было внешней охраны - да и зачем? До ближайшего селения 300 верст -летом по болотам; зимой по бескрайним ледяным полям. За пять месяцев существования через Йоканьгу прошло более 1200 заключенных; 300 из них погибло, несколько десятков - было расстреляно. В результате востания, 21 февраля 1920 г. Йоканьгская каторжная тюрьма перестала существовать.
     Годы советской власти Йоканьга переживала со всей страной - борьба с неграмотностью, развитие сельхозкооперации, коллективизация. В 20 годы большая часть территории Кольского полуострова была положена на карту. И лишь северо-восточная его часть по-прежнему оставалась слабоизученной.

Андрей Александрович
Григорьев
(1883-1968 г.)

     В 1927 - 1928 г.г. была организованна очередная Кольская экспедиция. Входивший в ее состав Естественно-географический отряд был призван решить эту задачу. 11 июля на пороходе, "А.Сибиряков" отряд во главе с профессором А.А.Григорьевым прибыл в Йоканьгу и провел здесь две недели. К тому времени это уже был довольно большой поселок, мало напоминавший летний саамский погост. Вежи заменила улица бревенчатых рубленных домов. Ожидая, когда будет готов осенний караван, участники экспедиции совершали экскурсии в окрестностях поселка: на мыс Святой Нос, по побережью, к Йоканьгскому озеру и вглубь материка. 25 июля экспедиция отправилась в путь.
     В феврале 1930 г. Понойский район был переименован в Саамский, а центр из с.Поной был перенесен в с.Йоканьгу. В состав района были включены сельсоветы Сосновский, Понойский, Лумбовский, Йоканьгский,Семиостровский, Чамны-Варайский и селение Дроздовка.
     В 1938 г. село Йоканьга было переименовано в Гремиху, по названию ручья, вытекавшего из Ромбозера.

 

 

Ташмагамбетова Е.В.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ :

     Ушаков, И.Ф. Кольская земля: Очерки истории Мурм.обл. в дооктябр. период / Под ред. И.П.Шаскольского.- Мурманск: Кн. изд-во, 1972. - 671с.: ил. - Библиогр.: с.645-670
     Кошечкин, Б.И. Тундра хранит след: Очерки об исследователях Кольск. Севера.- Мурманск: Кн. изд-во, 1979. - 152с.: ил.
     Географический словарь Мурманской области / Мурм. обл. ин-т развития регион. образования, повышения квалификации пед.кадров; Авт. - сост. В.Г.Мужиков. - Мурманск, 1996.-184с. - Библиогр.: с.182-183
     Кисилев, А.А. Советские саамы: история, экономика, культура / А.А.Киселев, Т.А.Киселева. - 2-е изд., перераб и доп. - Мурманск: Кн. изд-во, 1987. - 208с.: ил.-Библиогр.: с.199-207
     Адрес мой - Гремиха / Ред. В.В.Бабич. - Мурманск - 140: Знамя Родины, 1991. - 192с.: ил. - Библиогр.: с.190-192

 




 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.