Главная Самиздат Краткий отчерк истории Гремихи - стр. 2

Краткий отчерк истории Гремихи - стр. 2
          Автор: Ташмагамбетова Е.    12.02.2006 18:43          

В едином флотском строю

 

Торосы льда на глыбах камня,
Горбатой тундры холода,
Сиянье северного пламя
И цвета серого вода.


В заливе радужно мерцают
Огни военных кораблей,
И волны их в ночи качают,
Как мачты старых тополей.
О берег море грудью бьется,
И за волной волна бежит,
Здесь флот
Здесь мужество куется,
Граница Родины лежит

 

В.Носаль

 

     Расцвет поселка начался с 1940 г. когда для защиты коммуникаций на подходе к Белому морю в этих местах решили создать базу СФ. Первые строители прибыли в Гремиху уже в мае, а осенью пришли первые корабли первого Северного пограничного отряда.

Военный совет Северного флота.     1942 г.
Слева направо: начальник штаба С.Г.Кучеров,
командующий флотом А.Г.Головко,
член Военного совета А.А.Николаев

          22 июня 1941 года командующий Северным флотом А.Г.Головко подписал приказ о создании Йоканьгской Военно-морской базы (ЙВМБ). Организационно она входила в состав Беломорской флотилии. Первым командиром базы был назначен капитан 2 ранга А.Н.Дианов. В состав базы первоначально вошли 4 сторожевикa - "Жемчуг", "Рубин", "Бриллиант", "Сапфир" дивизион сторожевых кораблей из судов рыболовецкого флота и дивизион сторожевых катеров. С моря базу прикрывали подводные лодки Щ-403" - (командир капитан-лейтенант Коваленко С.И.) и Щ-404" - (командир капитан-лейтенант Иванов В.А.)
     Корабли бросали якоря на рейде, потому что не было ни пирсов, ни причалов, ни жилья, ни электричества. Для строительства был выделен 170-й отдельный инженерно-строительный батальон под командованием майора Никольского, силами которого и были отстроены основные военные объекты того времени.
     Но на первом месте стояли прежде всего боевые задачи. Сначала - несение дозорной службы на пути движения судов от м. Святой Нос до м. Канин Нос. А с конца 1941 г. добавились встреча и сопровождение конвоев в своей зоне. За годы войны суда Йоканьгской ВМБ сопроводили 700 транспортов (а вместе с внутренними коммуникациями - около 1800) и доставили более 2 млн. тонн груза.
     Местное население Гремихи внесло немалый вклад в борьбу с немецкими агресорами. В первые же дни войны была создана рота народного ополчения. Саами становились бойцами оленетранспортных отрядов. Бойцы на оленьих упряжках доставляли к линии фронта боеприпасы, горючее, продовольствие; эвакуировали раненых.
     Закончилась война, разрушившая привычный уклад и налаженный быт. Над восстановлением хозяйства жители Гремихи трудились с большим напряжением сил. Спустя всего несколько лет после войны строятся первые каменные дома. В 1954 г. создается новая каменная школа, а затем Дом культуры, здание райкома и райисполкома, комбинат бытового обслуживания, больничный городок.
     С июня 1956 г. в Йоканьгу стали прибывать новые военные корабли. Среди них две подводные лодки, плавбаза "Аксай" плавмастерская ПМ-130.
     В августе 1957 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Гремиха было отнесено к категории рабочих поселков.

Иван Фомич Кучеренко

     В конце 50-х годов Йоканьгскую ВМБ прибыла подводная лодка С-51, прославившаяся в годы Великой Отечественной морскими победами; за которые она стала "Краснознаменной", а ее командиру Кучеренко И.Ф. присвоили звание "Героя Советского Союза". После вывода С-51 из боевого состава, ее корпус был установлен на постаменте в мкр. Островной, как олицетворение боевого подвига подводников в годы войны.

Леонид Гаврилович
Осипенко

     На рубеже 60-х началась эра атомного флота. Пионерам стала подводная лодка ВМФ США "Наутилус" вышедшая 17.07.1955 г. в море для ходовых испытаний. Первенцем советских атомоходов стала К-3, на которой 01.07.1958 г. был поднят флаг ВМФ СССР; командиром был назначен капитан 1 ранга Л.Г.Осипенко. А после окончания всех испытаний в конце 1959 г. К-3 прибыла в Йоканьгскую ВМБ. Вслед за ней пришли еще 7 лодок после чего было создано первое в нашей стране объединение подводных лодок под командованием контр-адмирала А.И.Петелина. С 11 по 17 июля 1962 г. выполняя спецзадание правительства К-3 впервые в истории советского мореплавания совершила Арктический переход с пересечением точки Северного полюса. Командиром К-3 к тому времени был уже капитан 2 ранга Жильцов Л.М. Возглавляющему переход контр-адмиралу Петелену А.И., капитанам 2 ранга Жильцову Л.М. и Тимофееву Р.А. были присвоены звания "Герой Советского Союза", а личный состав атомохода был награжден орденами и медалями.

Александр Иванович
Петелин

Лев Михайлович
Жильцов

Рюрик Александрович
Тимофеев


     В октябре 1962 г. К-3 получила имя "Ленинский комсомол" в память одноименной лодки, не вернувшейся с боевого задания в июле 1943 г., построенной в годы Великой Отечественной войны на средства советской молодежи.


Передача Северному флоту подводных лодок " Ленинский комсомол " и
" Челябинский комсомолец " 1943 г.

 

Первая советская атомная подводная лодка К-3 " Ленинский комсомол " 1958 г.

 

 

Анатолий Иванович
Сорокин

     В феврале-марте 1966 г. атомные лодки базы совершили первое в мире групповое плавание вокруг света, пройдя 25 тысяч миль. Возглавлял группу контр-адмирал Сорокин А.И.
     В 1967 г. в базу начали прибывать атомные лодки 2-го поколения. В том же году базу посетила Правительственная комиссия во главе с Генеральным секретарем ЦК КПСС Л.И.Брежневым. В результате этого визита значительно увеличиваются ассигнования на строительство, начинает бурно расширяться поселок Островная. К концу 60-х строители сдают Дом офицеров, школу, госпиталь, станцию "Орбита". ВМБ должна была стать крупнейшей на Северном флоте.

     Один из самых трагических эпизодов в истории Краснознаменного Северного флота связан с К-8 погибшей в ночь с 11 на 12 апреля 1970 г. в водах Бискайского залива у берегов Испании.

     До конца 80-х годов атомоходы Йоканьгской ВМБ активно бороздили студеные воды Северной Атлантики и теплые Средиземного моря. Но политические и экономические процессы, происходившие в стране и затронувшие все сферы жизни самым прискорбным образом коснулись обороноспособности страны и тяжело отразились на состоянии Северного флота в целом и Йоканьгской ВМБ в частности. С начала 90-х годов атомоходы, из-за нехватки средств, все реже и реже выходят на боевые службы. С 1992 года начинается закат Гремихи как военно-морской базы, даже не смотря на создание Закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) Островной.
     Наиболее боеспособные экипажи и лодки уходят в другие базы. Огромное количество опытных офицером и мичманов сокращаются. С 1 декабря 1995 года Йоканьгская Военно-морская база, становиться Йоканьгским районом базирования, в этом качестве она пока и пребывает.

 

Ташмагамбетова Е.В.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ :

     Козлов, И.А. Краснознаменный Северный флот/ И.А.Козлов, В.С.Шломин.-3-е изд.,испр. и доп.- М.:Воениздат, 1983.-295с., 20 л.ил.- Указ. имен: с.280-288.- Указ. кораблей и судов: с.289-294.- 65000 экз.
     Северный флот России: 300-летию Рос. флота посвящается/ Под общ. ред. Ерофеева О.А.- Мурманск : Изд-во газ. "Крас. звезда",1996.- 400с.:ил.+прил.( 57с.)- Библиогр.:с.392-396.- ISBN 5-88727-004-7, 5000 экз.
     Адрес мой - Гремиха / Ред. В.В.Бабич. - Мурманск - 140: Знамя Родины, 1991. - 192с.: ил. - Библиогр.: с.190-192




 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.