|
Страница 2 из 2
В едином флотском строю
Торосы льда на глыбах камня, Горбатой тундры холода, Сиянье северного пламя И цвета серого вода. |
В заливе радужно мерцают Огни военных кораблей, И волны их в ночи качают, Как мачты старых тополей. |
О берег море грудью бьется, И за волной волна бежит, Здесь флот Здесь мужество куется, Граница Родины лежит
В.Носаль
|
Расцвет поселка начался с 1940 г. когда для защиты коммуникаций на подходе к Белому морю в этих местах решили создать базу СФ. Первые строители прибыли в Гремиху уже в мае, а осенью пришли первые корабли первого Северного пограничного отряда.

Военный совет Северного флота. 1942 г. Слева направо: начальник штаба С.Г.Кучеров, командующий флотом А.Г.Головко, член Военного совета А.А.Николаев
|
22 июня 1941 года командующий Северным флотом А.Г.Головко подписал приказ о создании Йоканьгской Военно-морской базы (ЙВМБ). Организационно она входила в состав Беломорской флотилии. Первым командиром базы был назначен капитан 2 ранга А.Н.Дианов. В состав базы первоначально вошли 4 сторожевикa - "Жемчуг", "Рубин", "Бриллиант", "Сапфир" дивизион сторожевых кораблей из судов рыболовецкого флота и дивизион сторожевых катеров. С моря базу прикрывали подводные лодки Щ-403" - (командир капитан-лейтенант Коваленко С.И.) и Щ-404" - (командир капитан-лейтенант Иванов В.А.) Корабли бросали якоря на рейде, потому что не было ни пирсов, ни причалов, ни жилья, ни электричества. Для строительства был выделен 170-й отдельный инженерно-строительный батальон под командованием майора Никольского, силами которого и были отстроены основные военные объекты того времени. Но на первом месте стояли прежде всего боевые задачи. Сначала - несение дозорной службы на пути движения судов от м. Святой Нос до м. Канин Нос. А с конца 1941 г. добавились встреча и сопровождение конвоев в своей зоне. За годы войны суда Йоканьгской ВМБ сопроводили 700 транспортов (а вместе с внутренними коммуникациями - около 1800) и доставили более 2 млн. тонн груза. Местное население Гремихи внесло немалый вклад в борьбу с немецкими агресорами. В первые же дни войны была создана рота народного ополчения. Саами становились бойцами оленетранспортных отрядов. Бойцы на оленьих упряжках доставляли к линии фронта боеприпасы, горючее, продовольствие; эвакуировали раненых. Закончилась война, разрушившая привычный уклад и налаженный быт. Над восстановлением хозяйства жители Гремихи трудились с большим напряжением сил. Спустя всего несколько лет после войны строятся первые каменные дома. В 1954 г. создается новая каменная школа, а затем Дом культуры, здание райкома и райисполкома, комбинат бытового обслуживания, больничный городок. С июня 1956 г. в Йоканьгу стали прибывать новые военные корабли. Среди них две подводные лодки, плавбаза "Аксай" плавмастерская ПМ-130. В августе 1957 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Гремиха было отнесено к категории рабочих поселков.

Иван Фомич Кучеренко
|
В конце 50-х годов Йоканьгскую ВМБ прибыла подводная лодка С-51, прославившаяся в годы Великой Отечественной морскими победами; за которые она стала "Краснознаменной", а ее командиру Кучеренко И.Ф. присвоили звание "Героя Советского Союза". После вывода С-51 из боевого состава, ее корпус был установлен на постаменте в мкр. Островной, как олицетворение боевого подвига подводников в годы войны.

Леонид Гаврилович Осипенко
|
На рубеже 60-х началась эра атомного флота. Пионерам стала подводная лодка ВМФ США "Наутилус" вышедшая 17.07.1955 г. в море для ходовых испытаний. Первенцем советских атомоходов стала К-3, на которой 01.07.1958 г. был поднят флаг ВМФ СССР; командиром был назначен капитан 1 ранга Л.Г.Осипенко. А после окончания всех испытаний в конце 1959 г. К-3 прибыла в Йоканьгскую ВМБ. Вслед за ней пришли еще 7 лодок после чего было создано первое в нашей стране объединение подводных лодок под командованием контр-адмирала А.И.Петелина. С 11 по 17 июля 1962 г. выполняя спецзадание правительства К-3 впервые в истории советского мореплавания совершила Арктический переход с пересечением точки Северного полюса. Командиром К-3 к тому времени был уже капитан 2 ранга Жильцов Л.М. Возглавляющему переход контр-адмиралу Петелену А.И., капитанам 2 ранга Жильцову Л.М. и Тимофееву Р.А. были присвоены звания "Герой Советского Союза", а личный состав атомохода был награжден орденами и медалями.

Александр Иванович Петелин
|

Лев Михайлович Жильцов
|

Рюрик Александрович Тимофеев
|
В октябре 1962 г. К-3 получила имя "Ленинский комсомол" в память одноименной лодки, не вернувшейся с боевого задания в июле 1943 г., построенной в годы Великой Отечественной войны на средства советской молодежи.

Передача Северному флоту подводных лодок " Ленинский комсомол " и " Челябинский комсомолец " 1943 г.
|
|

Первая советская атомная подводная лодка К-3 " Ленинский комсомол " 1958 г.
|

Анатолий Иванович Сорокин
|
В феврале-марте 1966 г. атомные лодки базы совершили первое в мире групповое плавание вокруг света, пройдя 25 тысяч миль. Возглавлял группу контр-адмирал Сорокин А.И. В 1967 г. в базу начали прибывать атомные лодки 2-го поколения. В том же году базу посетила Правительственная комиссия во главе с Генеральным секретарем ЦК КПСС Л.И.Брежневым. В результате этого визита значительно увеличиваются ассигнования на строительство, начинает бурно расширяться поселок Островная. К концу 60-х строители сдают Дом офицеров, школу, госпиталь, станцию "Орбита". ВМБ должна была стать крупнейшей на Северном флоте.
Один из самых трагических эпизодов в истории Краснознаменного Северного флота связан с К-8 погибшей в ночь с 11 на 12 апреля 1970 г. в водах Бискайского залива у берегов Испании.
До конца 80-х годов атомоходы Йоканьгской ВМБ активно бороздили студеные воды Северной Атлантики и теплые Средиземного моря. Но политические и экономические процессы, происходившие в стране и затронувшие все сферы жизни самым прискорбным образом коснулись обороноспособности страны и тяжело отразились на состоянии Северного флота в целом и Йоканьгской ВМБ в частности. С начала 90-х годов атомоходы, из-за нехватки средств, все реже и реже выходят на боевые службы. С 1992 года начинается закат Гремихи как военно-морской базы, даже не смотря на создание Закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) Островной. Наиболее боеспособные экипажи и лодки уходят в другие базы. Огромное количество опытных офицером и мичманов сокращаются. С 1 декабря 1995 года Йоканьгская Военно-морская база, становиться Йоканьгским районом базирования, в этом качестве она пока и пребывает.
Ташмагамбетова Е.В.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ :
Козлов, И.А. Краснознаменный Северный флот/ И.А.Козлов, В.С.Шломин.-3-е изд.,испр. и доп.- М.:Воениздат, 1983.-295с., 20 л.ил.- Указ. имен: с.280-288.- Указ. кораблей и судов: с.289-294.- 65000 экз. Северный флот России: 300-летию Рос. флота посвящается/ Под общ. ред. Ерофеева О.А.- Мурманск : Изд-во газ. "Крас. звезда",1996.- 400с.:ил.+прил.( 57с.)- Библиогр.:с.392-396.- ISBN 5-88727-004-7, 5000 экз. Адрес мой - Гремиха / Ред. В.В.Бабич. - Мурманск - 140: Знамя Родины, 1991. - 192с.: ил. - Библиогр.: с.190-192
|
|