Главная Знамя Родины Семи ветрам наперекор - стр. 2

Семи ветрам наперекор - стр. 2
          Автор: Меньшиков К.    21.02.2002 12:47          

 

     А что же собственно с самой проблемой реставрации? Министерство обороны по-прежнему страдает от недофинансирования, капитальный ремонт сооружения в 2002 году - вопрос, похоже, нерешенный. Одно из существующих предположений, придать маяку статус исторического памятника культуры, мало претендует на сбыточность. В этих условиях вновь заявила о своем небезразличии городская администрация. Видимо июньское посещенйе маяка произвело на Веру Михайловну такое впечатление, что боль гидрографов-маячннков стала и частью ее личного отношения к ситуации. Из письма, направленного в адрес командования Гидрографической службы Северного флота: «...Я лично была на маяке. Мне известно, что как сам маяк, так и жилые, и служебные помещения маячного городка находятся в ветхом состоянии и требуют капитального ремонта. Требуют ремонта и дорога от губы Лопское Становище до маячного городка. Мне известно, в каких сложных условиях работают и живут люди, обеспечивающие работу маяка. Мне хорошо известно и понятно, что решение этих проблем связано с финансированием. Чтобы привлечь внимание к проблемам маячного городка Святоносский, в июне 2001 года мы пригласили на маяк представителей Администрации Мурманской области. Министерства финансов РФ. Было высказано единодушное мнение, что необходимо профинансировать восстановление старейшего на Кольском берегу маяка. Но возник и естественный вопрос - нужен ли этот маяк с точки зрения обеспечения безопасности плавания судов, и не будет ли он упразднен, как и многие объекты Министерства Обороны РФ. Вам, как руководителю такого большого подразделения, хорошо известно, что для того, чтобы добиться серьезного финансирования каких-либо работ, нужно серьезное обоснование. Бюджет города не располагает денежными средствами для восстновления маячного городка и улучшения быта служащих маяка, но оказать посильную помощь мы можем. Для этого нобходимо определиться в следующем вопросе:
     Нужен ли маяк Святоносский России, как средство навигационного обеспечения в настоящее время и в будущем?
Если да, то: а) Вышлите, пожалуйста, на мое имя подробное обоснование необходимости маяка Святоносский. б) Необходимо определиться с объемом и сроками проведения работ. Выражаю надежду, что мое обращение не останется без внимания и ответ не заставит себя ждать. С уважением, Глава ЗАТО Островной В.Роздина»
     Нужен ли маяк Святоносский, как исторический памятник, навигационный ориентир или предмет гордости российской державы - достаточно однозначно понимали в не менее сложное время почти полтора столетия назад, сразу после поучительных для страны тяжелых итогов Крымской войны. «11 июля 1856 г. Архангельск. В строительный Департамент Морского министерства. О признаваемой необходимости построения двух маяков. На отношение онаго Департамента от 5-го минувшего июля имею честь уведомить, что из значущихся в том отношении шести маяков, признано необходимым первоначально один маяк на Святом Носе при входе в Белое море, а другой в последствии времени у реки Пулонги, из коих первый маяк вообще полезен для военных, коммерческих и поморских судов...» «...21 января 1859 г.  ...Маяк на Святом Носе, входный маяк в Белое море, существенно необходим, а несуществование подобного входного маяка, единственный пример в Европейских морях; причина подобного случая paзве может объясниться тем, что наши военные суда, по преимуществу выходят из Белого моря, а не входят в него, и потому не ощущают той настоятельной потребности, в которой нуждаются купеческие суда. Подобные входные маяки должны иметь самое яркое освещение, какое только возможно, и потому Департамент полагает, что на Святом Носе действительно нужно иметь огонь первоклассный и даже проблесками, которые усиливают яркость света и ясно отличают маячный огонь от постороннего...»
     И тогда молвили слово о древнем маяке. Благо и сегодня живет небезразличие и энергия энтузиастов. По поеледним сведениям реакция на обращение Главы ЗАТО в Гидрографической службе последовала, и, если не в юбилейном, то может быть в следующем году забота о верном друге и опоре мореплавателей обретает долгожданное воплощение.

 

 К. МЕНЬШИКОВ

 

 

РАССКАЗЫВАЕТ НАЧАЛЬНИК СВЯТОНОССКОГО МАЯКА

 

МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГОРБУНОВ 

 

 

     «...Призван был я в армию из Карелии 3 ноября 1959 года. Срочную и затем сверхсрочную службу проходил в Гремихе в 10-й пожарной команде. В 63-м перевелся в БТБ, в 65-м ушел в рыбинспекцию водителем, где проработал до 1968 года.
     Осенью того же года перешел на должность начальника Святоносского маяка. Вот уже 34 года прошло, как один день. Много можно рассказызывать об этом старом маяке, возле него, кстати, стояла хорошая конюшня 1911 года постройки. Можно заметить, что доски внутри маяка по цвету как яичный желток, несмотря на почтенный возраст. Это сказывается повышенная соленость воздуха, как следствие - отсутствие короедов. Гвозди уже сгнили, а доски как новенькие, правда теперь их отрывает ветром.
     В 1969 году командир гидрографии капитан 2 ранга В. Бурый составил обмер окон, дверей, расчеты на материалы, в общем все, что надо для капремонта маяка. Отправили это в управление гидрографии Северного флота. Оттуда пришел ответ, что капремонт делать нецелесообразно, тк. будет строиться полностью новый маячный комплекс.
     В 1970 году был сделан планшет-съемка мест ности, план размещения маячного городка и все это отправлено опять в УГ СФ. До середины 80-х годов строились маяки на о. Колгуев, мысе Канин, мысе Черный, Восточная Лица, но грянула горбачевская перестройка, ко торая похоронила планы постройки маячного городка на Святом Носу...».

 

 

"Знамя Родины"
№ 5-6 (6331-32) от 21 февраля 2002 года.

 




 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.