Главная Знамя Родины «Мы были первыми»

«Мы были первыми»
          Автор: Офицер запаса Щетинин В.    26.04.1999 21:38          

«МЫ БЫЛИ ПЕРВЫМИ»

 

 

     Северная военная флотилия была сформирована для обороны Заполярья в связи с обострением международной обстановки. Большую роль в «биографии» СВФ сыграл Беломорско-Балтийский канал, вступивший б строй в 1933 году. По нему с Балтики в базу флотилии Мурманск прибыли ЭМ «Урицкий» и «Валериан Куйбышев», СКР «Смерч» и «Ураган», ПЛ «Д-1» и «Д-2», а несколько позже и другие корабли.
     Среди членов экипажа эскадренного миноносца «Урицкий» был и его будущий командир Михаил Герасимович Иванов.
     Работая в Балтийском морском пароходстве, я часто встречался с М.Ивановым, уже контр-адмиралом в отставке, капитан-наставником БМП по военно-морской подготовке. Однажды он спросил меня: «Штурман, а ты знаешь, что такое ЭОН-1?» Я пришел в замешательство, и тогда он поведал мне историю первого перехода экспедиции особого назначения (ЭОН-1) по Беломорско-Балтийскому каналу на Север.
     «Накануне похода в Заполярье я только что окончил ВВМУ имени Фрунзе, - начал рассказ ветеран, - со мной учились впоследствии прославленные флотоводцы С.Горшков, В.Касатонов, К.Байков.
     Подготовка кораблей к переходу началась прежде всего с изучения фарватера, ведь мы были пер выми, кому предстояло идти этим маршрутом, особенно по порожистой в то время реке Свирь.
     Для успешного преодоления быстрых, капризных течений и мелей отряд кораблей еще в Кронштадте и Ленинграде был разоружен до предела. Мы сняли всю артиллерию, торпедные аппараты, боезапас. Горюче-смазочные материалы были сокращены до минимума.
     Река Нева и южная часть Ладожского озера были преодолены относительно легко. А вот участок реки Свирь мы прошли с трудом. До ввода еще не построенных электростанций она славилась своим мелководьем и стремительным течением. Чтобы преодолеть эти природные препятствия, было принято оригинальное решение - провести корабли в деревянных «доках». Для этого приспособили баржи, у которых срезали носовые части и сделали ворота для входа кораблей кормой. При закрытых бортах этих «доков» вода из них отка чивались насосами, и вместе с кораблями, которые находились на кильблоках, эти сооружения всплывали, готовые к дальнейшей буксировке.
     Для ввода корабля в «док» баржи притапли-вались и утяжелялись. Вместо груза мы использовали якорные цепи и металлические «чушки», которые моряки переносили вручную. Эта работа по погрузке-выгрузке сотен тонн металла была самой тяжелой, но экипажи работали не покладая рук, в шутку называя эту операцию «игрой в цепочку».
     Наш «Урицкий» при проходе Сиговецкого порога попал в сильное встречное течение, которое затормозило движение «дока». Скорость упала, и мы начали дрейфовать. Положение спас буксир «Шола», который по команде лоцмана ошвартовался к нашему «доку» и помог преодолеть самый трудный участок реки Свирь.
     В порту Вознесенье «док» был уже не нужен, мы приняли воду, топливо и своим ходом пошли к Повенцу, где начинался Беломорско-Балтийский канал. Во время стоянки экипаж эсминца наводил флотский лоск на корабле, мы проводили занятия по морской практике, изучали новый театр военных действий Белого и Баренцева морей.
     Наконец Государственная комиссия приняла канал и дала «добро» отряду следовать на Север.
     Успешно преодолев все 19 шлюзов, мы прибыли в Беломорск, откуда своим ходом пошли в Мурманск. Население города тепло и торжественно встретило нас у причалов. Мурманск стал временной базой Северной военной флотилии».
     Мне же, по сравнению с М.Ивановым, «салаге», довелось не раз проходить ББК, перегоняя корабли с Балтики на Север. И только там по-настоящему понял, какой подвиг совершили первопроходцы Беломорско-Балтийского канала.

 

 Офицер запаса В.ЩЕТИНИН.

 

 

"Знамя Родины"
№ 19-22   от 26 апреля 1999 года.

 


 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.