Главная Знамя Родины Гвардейский экипаж

Гвардейский экипаж
          Автор: -----    17.05.1983 15:09          

К пятидесятилетию Краснознамённого Северного Флота

 

ГВАРДЕЙСКИЙ ЭКИПАЖ 

 

 

     ...Третий боевой поход. Уже вторую неделю подводная лодка находилась в заданном районе, а обнаружить противника все еще не удалось. Вернуться в базу без победы? Эта мысль не давала покоя ни командиру, ни комиссару. Об этом велись разговоры среди личного состава. Думы командира корабля были прерваны докладом радиста Лебедева. Он принял сообщение штаба о вражеском конвое, находившемся в районе острова Варде.
     Лодка взяла курс к расчетной точке. Но случилось так, что противник успел уже пройти в бухту, прежде чем лодка прибыла к намеченному месту. Что делать? Прорваться в бухту? Но она защищена с обеих сторон батареями и сигнально-наблюдательными постами. Рискованно. Но, принимая решение, командир взвесил и учел все, что могло обеспечить успех. Главное - он беспредельно верил в своих товарищей.
     «Малютка» почти бесшумно скользила между скалистыми берегами узкого фиорда, Скрытность - главное. Прошло полтора часа, и, когда лодка вышла на перископную глубину, Стариков сразу же увидел два транспорта, стоявших у пирса. «М-171» легла на боевой курс. Команды «Пли!» ждали с напряжением. Мощные отдаленные раскаты взрывов послышались тогда, когда подводная лодка легла на обратный курс.
     Такой дерзкой атаки противник не ожидал. Вот почему его корабли начали преследование с большим опозданием, а поведение «малютки» стало непонятным. С резким дифферентом на корму она стала всплывать. Не иначе, как попала в противолодочную сеть. Положение оказалось критическим. Позади гавань противника, справа и слева - скалистые отвесные берега. Ширина фиорда четыре-пять кабельтовых, а впереди - настоящая кольчужная противолодочная сеть.
     Послышались первые разрывы глубинных снарядов - открыли огонь вражеские береговые батареи. Вскоре донеслись шумы кораблей противника. Нужно было действовать. Секунды решали все. Несколько попыток преодолеть сеть не увенчались успехом. Хуже того, лодка запуталась своими горизонтальными рулями в ее ячейках. Люди в отсеках с замиранием сердца прислушивались к аждому постороннему звуку. Леденило душу скрежетание о корпус крепких стальных тросов. Это были страшные и тяжелые минуты. Между тем до наступления темноты было еще много времени. Запасы воздуха и электроэнергии быстро иссякали, а где-то рядом рвались бомбы.
     Наконец, «малютке» удалось освободиться от сети, и командир решил провести лодку под ней. Однако и этот маневр не увенчался успехом. Потерян счет, часам. Недостаток кислорода все более и более давал о себе знать. Труднее становилось дышать, у людей появилась одышка, они обливались потом. Капитан-лейтенант принимал все возможные меры, чтобы вырваться из западни.
     Остался один выход: всплыть, вступить в открытый бой с врагом и под дизелями прорваться в море, в случае неудачи - взорвать корабль. Лодка быстро всплыла, используя полную воду, прошла над сетью и невредимой ушла в море.
     Крепкой флотской дружбой и фронтовым братством был спаян экипаж подводной лодки «М-171». Ее командир Валентин Георгиевич Стариков, воспитанник Ленинского комсомола, пришедший на флот по комсомольской путевке, умело направлял работу комсомольской организации, внимательно и бережно относился к людям. Ведь на подводной лодке, как нигде, уверенность в победе, судьба экипажа зависят от каждого. Душой молодежи был секретарь комсомольской организации акустик Лебедев. Неудивительно, что на лодке сплотился замечательный боевой экипаж, который справился со всеми испытаниями.
     3 апреля 1942 года комсомольскому экипажу подводной лодки «М-171», успешно совершившему к этому времени одиннадцать боевых походов, было присвоено звание гвардейского, весь экипаж был отмечен боевыми наградами, а командир корабля капитан-лейтенант Стариков удо-стоен звания Героя Советского Союза.
     Высокое звание гвардейцев заслуженно носили подводники экипажа «М-171». Они уходили в море, искали и находили врага, чтобы уничтожить его. Так было и на этот раз. Обнаружили несколько вражеских кораблей. Они охраняли крупный транспорт в 9000 тонн водоизмещением. «Малютка» проникла внутрь охранения противника и торпедировала транспорт. Это была двенадцатая по счету победа гвардейского экипажа.
     С ростом боевых успехов на корабле росла и партийная организация. Отличившиеся в боях комсомольцы один за другим вступали в партию. Скоро весь экипаж стал коммунистическим, и в июне 1942 года очередное партийное собрание гвардейцев-подводников приняло решение: «Комсомольская организация подводной лодки «М-171», выполнив свою задачу с честью, механически ликвидируется».
     Для награждения особо отличившейся подводной лодки Военно-Морского Флота Центральный Комитет ВЛКСМ учредил переходящее Красное знамя: «Лучшей подводной лодке за боевые успехи». Это знамя 22 августа 1942 года было вручено экипажу героической «малютки». Принимая знамя, отважные подводники заверили Ленинский комсомол, что до последнего дыхания будут бороться за торжество великого дела Коммунистической партии и пронесут это знамя до победы.
     Гвардейцы сдержали свое слово. 26 боевых походов совершили моряки «М-171», неся справедливое возмездие фашистам. Они потопили 16 вражеских кораблей и транспортов.

 

 

"Знамя Родины"
№ 30    от 17 мая 1983 года.

 


 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.