|
С тематического вечера
"ЛЕНИН И ИСКУССТВО"
Всегда актуальная и волнующая ленинская тема: «Самый человечный человек», «Наш учитель и вождь», «Вечно в сердце народном». Совершенно естественно, что мы хотим знать как можно больше о выдающемся революционере, трибуне, руководителе партии, теоретике, остававшемся при всем этом простым, задушевным человеком, которого, волновала поэзия и живопись, заставляла глубоко сопереживать музыка. Рассказать именно об этой, менее известной грани интересов В. И. Ленина - такую задачу поставили перед собой opгaнизаторы тематического вечера «Ленин и искусство», проходившего недавно в Доме офицеров. Мягкий свет, освещающий строго оформленную сцену, тихие звуки бетховенской Лунной, сонаты с самого начала придали довольно большому залу некую камерность, настроили аудиторию на лирический разговор. А. В. Луначарский в свое время вспоминал, что у Ленина было очень мало времени в течение его жизни сколько-нибудь пристально заняться искусством, а так как ему всегда был чужд дилетантизм, то он не любил высказываться об искусстве. Но, изучая великое наследие вождя, можно увидеть, как глубоки и многообразны были его знания в области искусства и литературы. Особенно дорог был ему Максим Горький. Вот почему после вступительных слов ведущих Н. Головиной и О. Кацаран зазвучал со сцены величественный гимн революции - «Песня о Буревестнике». Живой рассказ о дружбе Ленина с Горьким был проиллюстрирован отрывками из художественных произведений. Ленин высоко ценил политическую сатиру Владимира Маяковского. Прочитав как-то в «Известиях» стихотворение «Прозаседавшиеся», он сказал: «Давно не испытывал такого удовольствия... Не знаю, как насчет поэзии, а насчет политики ручаюсь, что это совершенно правильно..!» Стихи в исполнении лейтенанта Ю. Богуславского дополнили яркий рассказ ведущих об отношении Владимира Ильича к творчеству этого поэта. Но не только новых революционных авторов тех лет любил и хорошо знал В. И. Ленин. И в русской, и в мировой литературе прошлого он очень верно чувствовал силу и правду того или иного художника. Именно поэтому привлекали его Гете, Золя, Дж. Лондон, смелый пушкинский стих и трепетная лирика Тютчева, могучая лира Лермонтова и выразительная идейная направленность поэзии Некрасова. Строки из произведений этих авторов в исполнении участников художественной самодеятельности старшины 1 статьи Матвеева, служащих Л. Бирюк, Т. Смирновой вместе с комментариями ведущих и музыкальными фрагментами составили целостную композицию, уместно вплетенную в канву вечера. Как бы подтверждая мысль о том, что у В. И. Ленина было необычайно развито чувство прекрасного, прозвучали со сцены отрывки из воспоминаний его друзей и соратников, о вечерах, которые они проводили у Ленина. «Владимир Ильич обладал довольно приятным, несколько глуховатым голосом и очень любил петь в хоре и слушать пение » - писала М. М. Эссен. Любимые песни Ильича, прозвучавшие в зале, служили своеобразным фоном к повествованию ведущих. Фрагменты из кинофильма, «Апассионата» и звуки этого знаменитого произведения Бетховена завершили вечер, посвященный любимым художественным и музыкальным произведениям В. И. Ленина.
Г. ПЕРОВА.
"Знамя Родины" № 22 от 1 мая 1982 года.
|
|