Главная Знамя Родины Сержант: слабое звено?

Сержант: слабое звено?
          Автор: Старший мичман Мусакаев И.    05.04.2002 18:12          

Младшие командиры: проблемы, решения 

 

СЕРЖАНТ: СЛАБОЕ ЗВЕНО? 

 

 

     В разговорах о том, много ли потеряли Вооруженные Силы России за последние годы, нередко затрагивается вопрос профессиональной подготовки командиров. Чаще при этом говорят о слабой подготовке выпускников военных училищ и крайне редко вспоминают младшее командное звено - сержантов и старшин. Однако тот факт, что подготовка нынешних командиров отделений и заместителей командиров взводов по меньшей мере оставляет желать лучшего, вряд ли кто-либо станет оспаривать.
     Старшины, являясь непосредственными начальниками личного состава отделений, отвечают за обучение, воспитание, воинскую дисциплину, строевую выправку и опрятный внешний вид подчиненных, зa правильное использование и сбережение вооружения. боевой и другой техники, снаряжения, обмундирования, обуви и за содержание их в порядке. Старшина ближе к матросу, чем другие командиры. Он постоянно находится с подчиненными в одинаковых условиях, видит каждый их шаг. Все поступки военнослужащих (в том числе и негативные) воспринимаются и оцениваются прежде всего им. Он выступает связующим звеном между рядовыми и офицерами.
     Побывав в автомобильной роте и 147 ОРО, можно наглядно рассмотреть работу младших командиров. Опрос командиров отделений в автороте (старшие матросы З.З.Терешев и А.В.Пономаренко), и 147 ОРО (младший сержант А.В.Харламов и старший матрос Л.В. Кириенко) показывает, что работа с личным составом поставлена очень слабо.
     В 147 OРO по сравнению с автомобильной ротой дела обстоят намного лучше. Младший сержант Л.В. Харламов и старший матрос А.М.Кириенко назначенные командирами отделений осенью 2001 года. За это время они сумели показать себя с лучшей стороны. В отделениях, которыми командуют данные военнослужащие, служба несется нормальным образом. Матросы на себе ощущают внимание командиров отделений и не пытаются отлынивать. В спальных помещениях, закрепленных за этими отделениями, чистота и порядок, в тумбочках все разложено соответствующим образом, матросы имеют опрятный внешний вид. Уверен, что они берут пример со своих командиров отделений. Сказывается суровая школа в войсковой части 90190, в которую раньше входилa 147 ОРО. Нет, конечно и здесь можно найти недостатки. Например, у командиров отделений нет командирских книжек командира отделения, не знают интересы своих подчиненных, не пытаются вникать в их проблемы. Над этим стоит поработать командирам взводов и заместителю командира роты по воспитательной работе.
     Совсем другая картина в автомобильной роте. На первый взгляд все не так уж и плохо. Но присмотревшись, находишь вселенский бардак в прикроватных тумбочках. Такое ощущение, что матросы занимаются разведением ТАРАКАНОВ. Этих насекомых можно найти во всех уголках спального помещения, умывальника, сушилке и в рундучной. Матросы знают своих командиров отделений только в лицо. Ни о какой работе командиров с личным составом здесь не может быть и речи. Матросы давно не получали табачное довольствие. Работы здесь для всех категорий командиров и их за местителей - непочатый край.
     Сказывается отсутствие опыта у младших командиров. Если раньше младших командиров централизованно готовили в учебных частях и подразделениях, то теперь выбираем из того, что eсть.
     А имеем мы не так уж много. Зачастую в армию попадают ребята с неоконченным школьным образованием, уже с гражданки знакомые с алкоголем и даже с наркотиками. Тех.специалистов со средне-техническим образованием, и даже с высшим, которых призывали на флот раньше, теперь мы видим очень редко.
     Одно дело, когда на должность командира отделения назначают матроса с образованием, имеющего специальность и умеющего работать с подчиненными. И совсем другое дело, когда на эту должность поставлен полуграмотный матрос, незаслуживший авторитета среди сослуживцев. Чему может научить подобный командир?
     Командир отделения должен служить примером для своих подчиненных. Если командир взвода приходит командовать имея на плечах погоны офицера, то командир отделения выходит из той же среды, что и его подчиненные. Значит, он должен иметь к себе не меньше требований, чем к подчиненным. Это в первую очередь самоподготовка, умение завоевать авторитет не кулаками и мордобоем, а своим личным примером, заботой о подчиненных, умением прийти на помощь советом и участием. Хочется, чтобы командиры отделений не просто формально относились к своим обязанностям, состоящим из осмотров тумбочек и наведением порядка в спальном помещении.
     Конечно, нельзя огульно обвинять всех командиров отделений и заместителей командиров взводов в бездеятельности и некомпетентности - к счастью, еще можно, и довольно часто, встретить военнослужащих, к которым подходит определение сержант от Бога». И все же с сожалением приходится констатировать тот факт, что в данное время уровень подготовки сержантского и старшинского состава качественно изменился к худшему.
     Во-первых: низкий уровень образованности призывников не дает возможности быстро обучить навыкам командира отделения. Во-вторых: сокращения армии и флота не прошли бесследно - стало меньше и тех, кто мог обучить, и тех, кого надо было научить.
     Работа по укреплению воинской дисциплины, как важненшего фактора поддержания боевой готовности частей и подразделений, всегда считалась и считается одной из приоритетов в Вооруженных Силах. Большая роль в этой работе отводится сержантам (старшинам), как непосредственным руководителям первичных воинских коллективов, организаторам обучения и воспитания матросов.
     Воинская дисциплина - исключительно емкое и широкое понятие, охватывающее по сути все сферы жизни и деятельности военнослужащих. Поэтому так многообразны пути, формы и методы работы младших командиров по поддержанию крепкой воинской дисциплины и правопорядка среди подчиненных. При этом главным стержневым направлением деятельности сержантов и старшин является воспитание у военнослужащих высокой личной ответственности за строгое и точное соблюдение Конституции РФ, законов и общевоинских уставов, за безупречное поведение и исполнительность.

     Находясь в таком положении младшие командиры нуждаются в помощи и поддержке офицера, особенно в начальный период становления. Зачастую получается так, что назначенный командир отделения со своими обязанностями не справляется в силу того, что он не подготовлен.
     Какие же пути выхода из сложившейся ситуации? Конечно, идеальным был бы вариант возврата к тому времени, когда из флота после учебки поступали хорошо подготовленные командиры отделений, - в данный момент такового нет. Приходится обучать своих командиров отделения, как говорится, на ходу.
     Анализ работы младших командиров показывает, что подготовлены они очень слабо. В определенной мере можно бы выйти из положения, если бы командиров отделения назначали из хорошо подготовленных военнослужащих на контрактной основе. Во-первых: командир отделения - контрактник получает денег несоизмеримо больше, чем сержант-срочник, на контрактника существуют рычаги воздействия. Контрактника можно заинтересовать материально (за нерадивость - лишение премий) и морально (можно вообще потерять работу). И, наконец, контрактники, как правило, взрослые люди с целями и планами на жизнь. Хотелось бы, чтобы между младшими командирами и офицерами была взаимная помощь и поддержка в деле воспитания подчиненных.
     Дисциплина - это результат доверия матросов своим командирам. Дисциплина, основанная на страхе наказания, удобна для плохих, ленивых командиров. Там, где люди приучены к строгому соблюдению требований уставов, нет почвы для неуставных взаимоотношений и правонарушений.

 

 Старший мичман И.МУСАКАЕВ

 

 

"Знамя Родины"
№ 13 (6339)    от 5 апреля 2002 года.

 


 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.