Главная Знамя Родины Пленники Гремихи

Пленники Гремихи
          Автор: Капитан-лейтенант Александров А.    07.12.1995 16:22          

П Л Е Н Н И К И    Г Р Е М И Х И

ИЛИ МЫТАРСТВА ТНТ - 12

 

 

     Они возненавидели Гремиху... Отдаленный заполярный гарнизон стал для них олицетворением холода, голода и безысходности. Они - это экипаж технического танкера ТНТ-12, который трется сейчас своим мятым, обшарпанным бортом о причал в «новой зоне».
     История эта началась 4 ноября этого, года, когда ТНТ-12 в сопровождении мощного буксира «Садко» вышел из Оленьей губы и взял курс в Северодвинск. Незадолго до этого танкер не был допущен к самостоятельному плаванию (экипаж укомплектован лишь на 30%!), но поставленную задачу по перевозке потенциально опасного груза надо было выполнить во что бы то ни стало, поэтому-то и вышел он в рейс в сопровождении «Садко». По пути танкер зашел в наш гарнизон и откачав в утробу своего близнеца-танкера ТНТ-29 жидкие радиоактивные отходы (ЖРО), продолжил свой путь. В Северодвинске в МП «Звездочка» приняв ЖРО, как говорится «под завязочку» ТНТ-12 в сопровождении спасательного буксира «Алтай» взял обратный кгурс.
     Командир танкера капитан 3 ранга И. Петров и старший помощник капитан-лейтенант Д. Захаров были довольны, задача выполнена, еще сутки в штормящем хмуром море и корабль пришвартуется у родного причала. Но приятным надеждам не суждено было сбыться. 27 ноября танкер по пути в Мурманск зашел в Гремиху, как тогда предполагалось ненадолго, однако с этого дня и началась горе-эпопея экипажа ТНТ-12.
     Как это нередко у нас бывает в плане перехода появились изменения. Спасательный буксир «Алтай», оставив своего подопечного в нашем гарнизоне, потащил в одну из баз выведенную из состава флота подводную лодку. Неожиданная вводная стала роковой для экипажа техтанкера. После того, как «Алтай» отбуксировал подводную лодку, он должен был вернуться за танкером, но этого по непонятным причинам не произошло. Обращение командования танкера, обеспокоенного своей судьбой в различные инстанции ничего не изменило. Везде от проблемы брошенного танкера отмахиваются, либо «кормят завтраками». Ничего вразумительного о том, долго ли еще моряки будут находиться в отдаленном гарнизоне не смог ответить и их непосредственный начальник, командир плавучего судоремонтного завода перезарядки реакторов Северного флота капитан 1 ранга Б. Гальперин. Танкер словно «утонул» в потоке задач и текущих проблем решаемых флотом, о нем будто забыли.
     Вот уже почти месяц длится прозябание моряков с ТНТ-12 у причала холодного, чужого для них гарнизона. Что здесь такого? - спросит читатель, стоят себе и пусть стоят, а поступит приказ - отправятся с чьим-либо сопровождением восвояси. Но картина не так проста, как кажется на первый взгляд.
     Во-первых, на корабле голодно. Пищевые запасы не рассчитанные на такую «автономку» неумолимо таят. Полученные в Гремихе на последние чековые требования продукты, не поправили положение. Питаться осталось максимум пять дней, если можно назвать питанием поедание на завтрак, обед и ужин обычной сечки без мяса и масла. Продукты, конечно, можно было бы купить в магазинах города. Но так случилось, что октябрьская получка была оставлена моряками в семьях с расчетом, что к концу ноября они будут уже дома, однако на дворе уже середина декабря и света в конце тоннеля не видно.
     Личный состав срочной службы уже с неподдельным интересом посматривает на бесхозных гремиханских дворняг и кошек. Морячки со смекалкой уже имеют опыт голодания. Некоторое время назад танкер стоял в г. Полярном. Тогда тоже появились проблемы с продук- тами, но матросы голодными сидеть не стали. Постепенно были съедены четыре пса, обитавших возле причалов, а затем четыре кошки, живших на корабле. Естественно такое положение вещей нормальным не назовешь.
Во-вторых, на корабле холодно. Заканчиваются запасы топлива, а расчет на то, что можно будет заправиться в Гремихе не оправдался. В гарнизоне с этим добром тоже туго.
     В-третьих, вышеописанные обстоятельства ведут к прямому нарушению закона о статусе военнослужащих, прав военнослужащих срочной службы. Дело в том, что на борту танкера среди матросов срочной службы трое моряков, которые вправе уже подать в суд за нарушение своих прав. Матросы А. Борисов, Н. Абросимов и О. Голцапфел отслужили свой срок и уже две недели как вправе убыть домой, но вынуждены негодуя от безысходности находиться на проклятой ими посудине. Все положенные документы и деньги они могут получить только в части, которая сейчас далека, как никогда.
     Все эти обстоятельства удручающе действуют на личный состав танкера, а как известно неопределенность и безысходность никогда не доводили до добра. Шутка ли, ведь на борту танкера девятьсот тонн жидких радиоактивных отходов, убийственное воздействие которых на экологию, попади они наружу, можно себе представить.
     Как это нередко у нас бывает, говорим-то мы всегда, что все для человека, все ради людей, но на деле получается как раз наоборот. До проблем маленького экипажа ТНТ-12 никому нет дела и военные моряки оставлены один на один со своими трудностями, хотя и оказались они в этом положении не по своей вине. Они просто честно, ежечасно подвергая свою жизнь и здоровье риску, выполняли свой долг. Награда их труду своеобразная - хождение по мукам в затерявшемся на побережье гарнизоне.
     Интересно, чем же более важным, чем судьба моряков может быть занято сейчас командование плавзавода и техуправления флота?

 

Капитан-лейтенант А. Александров.

 

 

"Знамя Родины"
№ 66-67 (6019-20)    от 7 декабря 1995 года.

 


 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.