Главная Знамя Родины Становление

Становление
          Автор: Холин С.    31.05.1998 20:14          

СЕВЕРНОМУ ФЛОТУ - 65 ЛЕТ

 

СТАНОВЛЕНИЕ  

 

 «В ГЛУБИ МОРСКОЙ, НЕ ВИДЯ СОЛНЦА,
ОНА ПЛЫВЕТ НЕ НАУГАД,
И СЕРДЦЕ АТОМНОЕ БЬЕТСЯ,
С МАТРОССКИМИ СЕРДЦАМИ В ЛАД.»

В.МАТВЕЕВ.

 

     Новое поколение подводников СФ - достойные наследники славных боевых традиций героев полярных глубин. Они с честью несут эстафету боевой славы, добытой в жестоких испытаниях Великой Отечественной воины.
     Когда отгремели бои на Севере, в ратном труде североморских подводников не ослабло напряжение. Экипажи ПЛ, прошедшие суровые испытания войны, и новых кораблей, поступавших от промышленности, на высоком уровне поддерживали боевую готовность, настойчиво повышали свое боевое мастерство. Подводники, решая сложные, ответственные задачи по охране северных рубежей Родины, упорно осваивали новую боевую технику, продолжали успешно плавать и на ПЛ, которые в годы войны прославились победами над врагом.
     С конца 50-х годов на флоте началось освоение атомных ПЛ. Североморцы, проявляя самоотверженность и мужество, сочетавшиеся с подлинной исследовательской, научной работой, приобретали ценнейший опыт эксплуатации атомоходов.
     20 августа 1951 года в США была заложена первая атомная подводная лодка «Наутилус». 17 января 1955 года она вышла в море для ходовых испытаний. В нашей стране не могли оставить без внимания новый виток гонки вооружений, начатый нашими недавними союзниками. Был взят курс на создание в кратчайшие сроки советского атомохода. Главным конструктором его стал инженер - капитан 1 ранга В.Н. Перегудов (впоследствии -Герой Социалистического труда, лауреат Государственной премии СССР), главным конструктором реактора - академик Н.А. Доллежаль. Для соблюдения государственной и военной тайны главным теоретиком называли А.П. Александрова, хотя фактически, он был научным руководителем.
     Подводная лодка была заложена на стапеле завода Министерства судостроительной промышленности в городе Северодвинске в 1954 году. Одновоеменно началось комплектование экипажа. В августе 1955 года был назначен командир, тихоокеанец - капитан 2 ранга Л.Г. Осипенко, а его заместитель по политической части - капитан 2 ранга Г.С. Беляшов.
     Как и у экипажей космических кораблей готовился и дублирующий экипаж - командир В.С. Салов, заместитель по политической части Н.У. Шевченко. Вот что вспоминает Л.Г. Осипенко о спуске первого советского атомохода: «На спуск первого советского атомного подводного корабля прибыло большое количество людей. Когда лодку выкатили на специальных тележках из эллинга, взору собравшихся предстал корабль совершенно необычных очертаний с плавными обводами, тупым, но овальным, как укита, носом. Атомоход сразу произвел на всех неизгладимое впечатление. По традиции - «окрестили». Прошло немало времени, прежде чем можно было приступить сначала к швартовым, а затем и ходовым испытаниям».
     Наконец наступил долгожданный день - атомоход дал ход электромоторами. И вот, командир -капитан 1 ранга Л.Г. Осипенко получил от Главнокомандующего ВМФ адмирала флота С.Г. Горшкова «добро» перейти на «штатный» ход от реактора.
     Как вспоминают очевидцы, академик А.П. Александров, обладавший тонким чувством юмора, в момент, когда ему доложили, что лодка идет уже на атомной энергии, негромко, но слышно для всех находившихся на мостике, сказал: «Ну, с легким пером!»
     1 июля 1958 года первая советская атомная ПЛ подняла Военно-морской флаг Союза ССР. Тогда она еще носила обычное, принятое для подводных кораблей литерно-цифровое обозначение «К-3» (почетное наименование «Ленинский комсомол» атомоходу было присвоено приказом ГК ВМФ в октябре 1962 года в память об одноименной ПЛ «М-106», построенной на средства молодежи и переданной Северному флоту в годы войны. Главнокомандующий вручил капитану 1 ранга Л.Г. Осипенко шелковый флаг и гюйс, которые чечез несколько минут, развернувшись на свежем северном ветру, затрепетали на флаг-гюйсштоках. За успешно проведенные испытания первой атомной подводной лодки в июле 1959 года, в канун дня ВМФ, все старшины и матросы были награждены медалью Ушакова, офицеры - орденами «старший помощник и командир БЧ-5 - орденом Ленина), а командир, первый в послевоенное время из числа военных моряков, удостоен звания Героя Советского Союза.
     Создание атомных ПЛ положило в нашей стране начало формирования новых подводных сил. Прошло время, и, закончив все испытания, первая атомная ПЛ совершила переход к новому месту базирования - в Заполярье. Уже в 1959 году первенец атомного подводного флота побывал под арктическим льдом. Это было небольшое плавание. Оно длилось менее суток - 18 часов, за которые лодка прошла 260 миль. А всего в том году она совершила три похода. Находилась в них в общей сложности 38 суток, за которые преодолела расстояние в 9381 милю.
     Испытание на автономность проходило в высоких широтах Карского, Баренцева, Гренландского и Белого морей.
     Потом были новые походы, возвращение в завод, где лодка родилась, для модернизации. Побывала она еще дважды подо льдом - пока, наконец, командование ВМФ не приняло решение: «Походу к полюсу быть!»
     ...Полюс! Где-то здесь, рядом, она - незримая ось, вокруг которой неустанно вращается наша Земля, с ее городами и селами, с запахами цветов и выхлопных газов, с детскими улыбками и слезами обездоленных...
     С 11 по 21 июля 1962 года, выполняя специальное задание правительства, «К-3», впервые в истории отечественного мореплавания, совершила арктический переход с пересечением Северного полюса. Возглавил переход командир соединения контр-адмирал А.И. Петелин, командиром лодки к тому времени стал капитан 2 ранга Л.М. Жильцов. Его экипаж был одним из лучших на флоте.
     Экипаж тщательно готовился к походу. С особой тщательностью осматривались механизмы и приборы. Каждый на корабле проникся стремлением как можно лучше выполнить правительственное задание и они с честью справились с ним. Руководитель похода, командир соединения атомоходов, контр-адмирал А.И. Петелин дал высокою оценку морально-психологическому настрою и действиям личного состава: «Удивительные люди! С такими можно совершать чудеса». 22 июня 1962 года вся страна узнала о подвиге экипажа атомохода «Ленинский комсомол».
     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1962 года А.И. Петелину, капитану 2 ранга Л.М. Жильцову и капитану 2 ранга Р.А. Тимофееву были присвоены звания Героя Советского Союза, а весь личный состав лодки награжден орденами и медалями.
     На корабле выросло пять Героев Советского Союза, 16 кавалеров ордена Ленина, 29 - ордена Красной Звезды.
     В сентябре 1962 года комсомольская организация корабля была награждена переходящим Красным знаменем ЦК ВЛКСМ «Лучшему кораблю ВМФ СССР» и занесена в Книгу почета ЦК ВЛКСМ.
     Над подводной лодкой взял шефство московский завод АЗЛК «Москвич», который в подарок прислал гобелен с изображением автомобиля «Москвич».
     ...После исторического похода к «макушке» Земли «Ленинский комсомол» совершил немало дальних походов, выдержал не один экзамен. Выпало на его долю и суровое испытание, связанное с аварией сопровождавшейся и человеческими жертвами. Всего за период своего существования ПЛ прошла 68239,8 миль. Но были и радости новых достижений в боевой учебе.
     В год 40-летия со дня подъема Военно-морского флага экипаж подводной лодки «К-3» под командованием капитана 2 ранга Е.А. Федорова достойно встретил свой юбилей, как отличник боевой подготовки. На отлично служат офицеры - капитан 3 ранга О.В. Гончаров, капитан 3 ранга М.В. Карнаухов, старшие мичманы М.Ю. Константинов, Л.Н. Солкан, А.Н. Оксененко, мичманы В.М. Колтунов, С.А. Тарновский, старшины 2 статьи С.А. Волков, А.П. Сережкин, Н.В. Алексеев.
     Среди тех кто достойно проходил службу на этом корабле - ныне командир гарнизона А.С. Купченко, капитан 1 ранга запаса А.Г. Аленич, капитан 2 ранга запаса А.Д. Гуров. В числе почетных членов экипажа и первый космонавт мира - Юрий Алексеевич Гагарин.
     На высоком уровне принято решение об увековечении памяти корабля и установка его на постаменте в городе Ceвероморскe, но в связи с отсутствием финансовых возможностей, благородная затея откладывается на неопределенный срок.
     Проблемы у экипажа на сегодняшний день такие-же, как и в любом другом коллективе Военно-морского флота.
     Имя атомохода, заслуги его первого и последующих экипажей, стали теперь достоянием истории.

 

Подготовил С.Холин. 

 

 

"Знамя Родины"
№ 24-25 (6180-81) от 31 мая 1998 года.

 


 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.